Файл: Опека и попечительство как способ защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей, лишённых родительского попечения, в установленные сроки должностные лица несут административную ответственность.

Особую роль в механизме осуществления и защиты, имущественных прав граждан выполняют органы опеки и попечительства. Как отмечает Тарасова А. Е., органы опеки и попечительства непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений.

При наделении государственным полномочием органам местного самоуправления необходимо передавать материальные и финансовые средства. Судебная практика свидетельствует о часто возникающих спорах именно в этой части выполнения органами местного самоуправления переданных полномочий по опеке и попечительству.

Сохранение за органами местного самоуправления функций органов опеки и попечительства, по мнению А. Е. Тарасовой, не отвечает повышающейся роли государства в защите прав и интересов несовершеннолетних и реализации предоставленных им возможностей. Такая модель органов опеки и попечительства вступает в противоречие с самим механизмом осуществления и защиты прав несовершеннолетних, который подчиняется правилам, установленным преимущественно в нормах федерального законодательства (Гражданского кодекса Российской федерации) либо совместного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но в большей степени на уровне федеральных норм (Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») . Против данного утверждения сложно возразить.

Защита имущественных прав несовершеннолетних осуществляется посредством предписаний закона об особом порядке совершения сделок (иных юридических действий) и предъявления требования о защите нарушенного права. Российской Федерации понятие «дети, права и законные интересы которых нарушены», согласно которому орган опеки и попечительства организует деятельность по выявлению и учету детей, чьи родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.

При выявлении детей, права и законные интересы которых нарушены, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны руководствоваться частью 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указывающей органы, осуществляющие учет и работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.


По результатам комплексных межведомственных проверок, проведенных в 2018 году, 1 полугодии 2019 года, выявлены следующие систематические нарушения норм федерального законодательства, постановления № 232-п со стороны территориальных комиссий, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- несвоевременная организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации;

- неправомерное включение органов опеки и попечительства в перечень исполнителей индивидуальных межведомственных программ реабилитации с детьми, не являющимися сиротами и оставшимися без попечения родителей, что противоречит статье 16 Закона № 120-ФЗ;

- включение территориальными комиссиями в индивидуальные профилактические планы по работе с семьями мероприятий по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, что противоречит статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой защита прав и интересов детей возлагается на орган опеки и попечительства при установлении противоречий между интересами родителей и детей;

- несвоевременное направление (в трехдневный срок) либо ненаправление органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в органы опеки и попечительства сведений о наличии либо отсутствии фактов, свидетельствующих о создании родителями условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, что является нарушением пункта 3.7. Порядка, утвержденного постановлением № 232-п.

Отсутствие указанных сведений не позволяет органу опеки и попечительства всесторонне и объективно оценить все данные для подтверждения либо не подтверждения факта нарушения прав и законных интересов ребенка.

Основные задачи органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Защита имущественных прав граждан осуществляется посредством предписаний закона об особом порядке совершения сделок (иных юридических действий) и предъявления требования о защите нарушенного права.




2. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ И ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫХ.


2.1. Общие способы защиты прав и интересов недееспособных и ограниченно дееспособных, ответственность сторон и полномочия органов опеки и попечительства.

В соответствии со статьей 31 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опека или попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства применяются положения Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

На основании статьи 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных,
обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона и др.5

Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей определены статьей 36 ГК РФ, а также статьями 15, 26 Федерального закона №48, согласно которым опекуны являются законными представителями своих подопечных и обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом, лечением, а также выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 ГК РФ, статьей 24 Федерального закона органами опеки и попечительства осуществляется надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства подопечных. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

При помещении недееспособного гражданина под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги, исполнение обязанностей опекуна, в силу закона, возлагается на указанную организацию, оказывающую социальные услуги, в лице её руководителя. Недееспособный гражданин помещается под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, для проживания и предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442).

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.