Файл: Проект Мобильная суббота как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мастер-класс

«Проект «Мобильная суббота» как средство формирования

универсальных учебных действий младших школьников»
Янина Любовь Георгиевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Городская гимназия №1»

г. Усть-Илимска Иркутской области
Тема: «Проект «Мобильная суббота» как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Цель: научить педагогов формировать универсальные учебные действия у младших школьников

Оборудование: презентация «Проект «Мобильная суббота», фильм «Проект «Мобильная суббота», брошюры «Проект «Мобильная суббота», «Маленькая дверь в большой мир», «Прекрасное и удивительное в природе», «Прекрасное и удивительное в человеке», маршрутные листы.

Ход проведения.

1. Теоретическая часть. Актуальность.

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания.

В.П. Вахтеров

На современном этапе общество и государство ставит перед образованием новые цели, а именно: в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.

В поиске ответа на запрос требований ФГОС в гимназии появился проект «Мобильная суббота», автор идеи которого Янина Л.Г. Проект «Мобильная суббота» - инновационный механизм создания образовательного пространства, представляющий собой единство субъектов образовательного пространства, направленный на новое качество образования.

«Мобильный», согласно словарю С.И. Ожегова, подвижный, способный к быстрому передвижению, способный быстро действовать, принимать решения. «Суббота» - свободный день недели, когда ребенок совместно с родителями, в удобное время, выполняет задания маршрутного листа, предлагаемые учителем.

Таким образом, учащиеся получает знания в ресурсных центрах города. Руководителем для детей является учитель в роли тьютера, консультантом – родители и специалисты ресурсных центров города: детских библиотек, картинной галереи, краеведческого музея, школы искусств, приюта для бездомных животных «Хатико», конного клуба.


Ключевые слова «мобильное образование», «мобильный ученик», «мобильный учитель», «мобильные родители» рассматриваются для педагогов гимназии как принципиально новая философия обучения.

Цель проекта: создание современного образовательного пространства, представляющего собой единство субъектов образовательного процесса, направленного на новое качество образования.

Задачи проекта:

- повысить качество образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- разработать систему заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий;

- формировать универсальные учебные действия обучающихся посредством расширения образовательного пространства.

Ведущая идея проекта: от исследовательской деятельности - к новому образовательному результату.

Для формирования универсальных учебных действий и личностного развития учащихся большое значение имеет образовательное пространство, направленное на новое качество образования. Поэтому к реализации проекта привлекаются все участники образовательного процесса: обучающиеся гимназии 1-4 классов, родители, педагогический коллектив, сотрудники ресурсных центров города.

Проект «Мобильная суббота» является эффективным средством реализации ФГОС НОО. Данный проект направлен на формирование универсальных учебных действий, где проектная деятельность выступает как основная форма организации образовательного процесса школьников.

В основе проекта заложен модульный подход. Педагогами начальной школы разработаны 3 образовательных междисциплинарных модуля: «Маленькая дверь в большой мир», который направлен на познание окружающего мира, «Прекрасное и удивительное в природе», помогает открывать тайны, загадки природы, «Прекрасное и удивительное в человеке», знакомит со знаменитыми людьми, их достижениями, открытиями, поступками.

Каждый модуль включает в себя блоки. Темы блоков отражают темы маршрутных листов. Например: «Книги, в которых живут пословицы и поговорки», «Книги-юбиляры», «Лучше гор могут быть только горы…», «Ледяные бродяги», «Человек и космос», «Подвигу народа жить в веках», «Я в гости к Пушкину спешу» и т.д. Нами составлено более 120 маршрутных листов (показать брошюры).


Маршрутные листы включают задания, которые отвечают требованиям ФГОС и направлены на формирование предметных результатов и УУД, например: задания на умение находить и собирать факты в текстах, таблицах, иллюстрациях, картах; представлять информацию в виде схем, сравнивать и группировать факты и явления; умение проводить опрос, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм и др.

После выполнения заданий маршрутного листа, ребенок представляет результаты своей работы. Продуктом могут стать – видеоклип, викторина, сказка, спектакль, поделка, макет или модель, выставка. Очень ценно, когда дети с родителями придумывают что-то свое, уникальное: шоу научных опытов, кукольный спектакль, поделки из разнообразных материалов, мастер-класс .

Таким образом, проект «Мобильная суббота» успешно решает современные задачи образования: формирует у гимназистов умение самостоятельно добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и, конечно, объединяет родителей и детей в процессе совместной деятельности.

Проект «Мобильная суббота» отмечен дипломом победителя Всероссийского проекта «Школа – лаборатория инноваций», издательство «Эффектико-пресс» и редакция Всероссийского научно-методического журнала «Управление качеством образования: теория и практика», 2014 г.; дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании -2015», I Всероссийский фестиваль инновационных продуктов, г. Санкт-Петербург.

2. Практическая часть (анализ маршрутных листов, анализ и составление заданий).

Маршрутный лист

II модуль «Прекрасное и удивительное в природе»

I блок «Водный мир»

_____________________________________________________________

Фамилия, имя учащегося, класс

____________________________________________________________________________

Мой руководитель

________________________________________________________________________

Мой консультант

Если смотреть на нашу планету из космоса, то Земля кажется голубым шаром, сплошь покрытым водой. А континенты, словно маленькие островки в этом бесконечном океане. Вода занимает 71 % всей поверхности планеты, а на долю суши остается лишь 29%.

Эта работа посвящена исследованию поверхностных вод гидросферы - водной оболочки Земли. К поверхностным водам относятся: океаны, моря, озёра и реки.


Задание 1.

Проверяет умение вычитывать текстовую информацию, данную в явном виде.

Найдите определение различных видов водных ресурсов. Запишите их в таблицу. Вам поможет электронная энциклопедия «Википедия».

Водный ресурс

Определение

океан



море



озеро



река



Задание 2.

Проверяет умение определять основную мысль текста и озаглавливать его, отбирать источники информации, действовать по плану, сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний.

Океан – отдельная система нашей планеты, загадочная и до конца не изученная. Весь мировой океан состоит из Тихого, Атлантического, Индийского и Северного-Ледовитого океанов.

А) Прочитайте описание и запишите заголовок – название океана.

----------------------------------------------

Океан находится в северной части нашей планеты. По площади он наименьший из четырех океанов Земли. Почти вся его поверхность покрыта льдом. Вода в океане не слишком соленая из-за впадающих в него пресноводных рек. Природа в этих местах очень суровая, климат холодный. Температура воды подо льдом всегда отрицательная (от -1 до -1,5 градусов). Ледники спускаются в воду и порождают айсберги.

_________________________________

Его теплые воды изобилуют большим количеством экзотических растений и животных, что позволило называть третий по величине океан наиболее населенным водным простором.

________________________________

По площади и глубине он превосходит все океаны. Историю появления названия этого океана ученые связывают с именем португальского мореплавателя - Ф. Магеллана, проплывавшего через этот океан при спокойной погоде.

__________________________________

Этот океан считается самым молодым. На юго-западе он граничит с Тихим океаном, на юго-востоке с Индийским, а на севере – с Северным Ледовитым.

Б) В энциклопедии или справочнике найдите площадь каждого океана. Запишите название океана и его площадь в нужном прямоугольнике.








В) В океане можно столкнуться с удивительными и опасными явлениями: айсбергом, штормом, цунами.

  • Найдите в энциклопедии определение слова «айсберг»

Айсберг - _____________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Почему айсберг не тонет? Попробуйте разобраться. Для этого проведите два опыта.
    1. В формочку для льда налейте воду и поставьте в морозильник. Когда лед будет готов, положите один из кубиков в емкость с холодной водой.

Что произошло? _____________________________________________
2. Теперь, вынув лед, хорошо посолите воду (на стакан - до 50 грамм соли) и размешайте, до полного ее растворения соли. После этого, возьмите другой кубик льда и повторите опыт.

Что произошло? ______________________________________________

Вывод:

В пресной воде лёд ________________ , потому что плотность пресной воды ______________ , чем плотность льда .

В солёной воде лёд _______________________, потому что плотность солёной воды ______________ , чем плотность пресной воды и плотность льда.

  • Шторм – буря на море, сильный и длительный ветер, который сопровождается образованием высоких волн, угрожающих кораблекрушением. Скорость ветра при шторме превышает 20 м/сек. Шторм – страшное и завораживающее зрелище.

Иван Константинович Айвазовский – художник-маринист. Главный и постоянный герой полотен Айвазовского – морская стихия, часто — грозная и гибельная.

Попросите у учителя изобразительного искусства Дегтярёвой Натальи Николаевны репродукции картин Айвазовского с изображением шторма. Выберите репродукцию, которая вам понравилась и заполните таблицу.

Название картины




Художник




Что изображено на картине?




Какое настроение вызывает картина?




  • Подводные землетрясения порождают длинные и высокие волны – цунами. Прочитайте отрывок из романа и запишите ответы на вопросы.

Владимир Попов

Цунами

...Яхта значительно прибавила ход и уходила теперь от волны. Она уже была различима вдали и как огромное хищное существо неслась в направлении яхты. Но к счастью, яхту она не догоняла, согласно расчетам судно успевало уйти от шлейфа цунами к югу.