ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжительность испытания витковой изоляции - 3 мин.
4.7. П, К. Проверка работы машин на холостом ходу
Проверка производится в течение не менее 1 ч. Оценивается рабочее состояние машины.
4.8. П, К. Определение пределов регулирования частоты вращения электродвигателей
Производится на холостом ходу и под нагрузкой у электродвигателей с регулируемой частотой вращения.
Пределы регулирования должны соответствовать технологическим данным механизма.
5. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
5.1. Измерение сопротивления изоляции
Производится мегаомметром, напряжение которого указано в табл. 5.1. Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции R60"/R15" указаны в табл. 5.1 - 5.3.
Таблица 5.1
ЗНАЧЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И КОЭФФИЦИЕНТА АБСОРБЦИИ
┌──────────┬─────┬────────┬──────────────────┬───────────────────┐
│Испытуемый│Вид │Напряже-│ Допустимое │ Примечание │
│ элемент │изме-│ние ме- │ значение │ │
│ │рения│гаоммет-│ сопротивления │ │
│ │ │ра, В │ изоляции, МОм, и │ │
│ │ │ │ коэффициента │ │
│ │ │ │ абсорбции │ │
├──────────┼─────┼────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│1. Обмотка│П │2500/ │В соответствии с │В эксплуатации │
│статора │ │1000/500│указаниями табл. │определение коэф- │
│ │ │<**> │5.2 │фициента абсорбции │
│ │К, │ │Для │R60"/R15" обяза- │
│ │Т <*>│ │электродвигателей,│тельно только для │
│ │ │ │находящихся в │электродвигателей │
│ │ │ │эксплуатации, │напряжением выше 3 │
│ │ │ │допустимые │кВ или мощностью │
│ │ │ │значения │более 1 МВт │
│ │ │ │сопротивления │ │
│ │ │ │изоляции R60" и │ │
│ │ │ │коэффициент │ │
│ │ │ │абсорбции не │ │
│ │ │ │нормируются, но │ │
│ │ │ │должны учитываться│ │
│ │ │ │при решении │ │
│ │ │ │вопроса о │ │
│ │ │ │необходимости их │ │
│ │ │ │сушки │ │
├──────────┼─────┼────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│2. Обмотка│П │1000 │0,2 │Измерение │
│ротора │ │(допус- │ │производится у │
│ │ │кается │ │синхронных │
│ │ │500) │ │электродвигателей и│
│ │К, │ │- │электродвигателей с│
│ │Т <*>│ │ │фазным ротором на │
│ │ │ │ │напряжение 3 кВ и │
│ │ │ │ │выше или мощностью │
│ │ │ │ │более 1 МВт │
├──────────┼─────┼────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│3. Термо- │П, К │250 │- │ │
│индикаторы│ │ │ │ │
│с соедини-│ │ │ │ │
│тельными │ │ │ │ │
│проводами │ │ │ │ │
├──────────┼─────┼────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│4. Подшип-│П, К │1000 │- │Измерение │
│ники │ │ │ │производится у │
│ │ │ │ │электродвигателей │
│ │ │ │ │на напряжение 3 кВ │
│ │ │ │ │и выше, подшипники │
│ │ │ │ │которых имеют изо- │
│ │ │ │ │ляцию относительно │
│ │ │ │ │корпуса. Измерение │
│ │ │ │ │производится │
│ │ │ │ │относительно фун- │
│ │ │ │ │даментной плиты при│
│ │ │ │ │полностью собранных│
│ │ │ │ │маслопроводах. В │
│ │ │ │ │эксплуатации изме- │
│ │ │ │ │рение производится │
│ │ │ │ │при ремонтах с │
│ │ │ │ │выемкой ротора │
└──────────┴─────┴────────┴──────────────────┴───────────────────┘
------------------------------------
<*> При текущих ремонтах измеряется, если для этого не требуется специально проведения демонтажных работ.
<**> Сопротивление изоляции измеряется при номинальном напряжении обмотки до 0,5 кВ включительно мегаомметром на напряжение 500 В, при номинальном напряжении обмотки свыше 0,5 кВ до 1 кВ - мегаомметром на напряжение 1000 В, а при номинальном напряжении обмотки выше 1 кВ - мегаомметром на напряжение 2500 В.
Таблица 5.2
ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ
И КОЭФФИЦИЕНТА АБСОРБЦИИ ДЛЯ ОБМОТОК СТАТОРА
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток | Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора | |
значение сопротивления изоляции, МОм | значение коэффициента абсорбции R60"/R15" | |
1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция | Согласно условиям включения синхронных генераторов, п. 3.2 | |
2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция | При температуре 10 - 30 °C сопротивление изоляции не ниже десяти мегаом на киловольт номинального линейного напряжения | Не менее 1,3 при температуре 10 - 30 °C |
3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1 кВ, мощность от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением свыше 1 кВ | Не ниже значений, указанных в табл. 5.3 | Не ниже 1,2 |
4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1 кВ, мощность менее 1 МВт, кроме указанных в п. 3 | Не ниже значений, указанных в табл. 5.3 | - |
5. Напряжение ниже 1 кВ, все виды изоляции | Не ниже 1,0 МОм при температуре 10 - 30 °C | - |
Таблица 5.3
НАИМЕНЬШИЕ ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
(ТАБЛ. 5.2, П. П. 3 И 4)
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ Температура │ Сопротивление изоляции R60", МОм, при │
│ обмотки, °C │ номинальном напряжении обмотки, кВ │
│ ├────────────────┬──────────────┬──────────────────┤
│ │ 3 - 3,15 │ 6 - 6,3 │ 10 - 10,5 │
├─────────────┼────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│ 10 │ 30 │ 60 │ 100 │
│ 20 │ 20 │ 40 │ 70 │
│ 30 │ 15 │ 30 │ 50 │
│ 40 │ 10 │ 20 │ 35 │
│ 50 │ 7 │ 15 │ 25 │
│ 60 │ 5 │ 10 │ 17 │
│ 75 │ 3 │ 6 │ 10 │
└─────────────┴────────────────┴──────────────┴──────────────────┘
5.2. Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей при решении вопроса о необходимости сушки
Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже указанных в табл. 5.1 - 5.3.
5.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты
Значение испытательного напряжения принимается согласно табл. 5.4.
Таблица 5.4
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ
ДЛЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
┌───────────────────┬────┬──────────┬─────────┬──────────────────┐
│Испытуемый элемент │Вид │Мощность │Номиналь-│ Испытательное │
│ │ис- │электро- │ное на- │ напряжение, кВ │
│ │пы- │двига- │пряжение │ │
│ │та- │теля, кВт │электро- │ │
│ │ния │ │двигате- │ │
│ │ │ │ля, кВ │ │
├───────────────────┼────┼──────────┼─────────┼──────────────────┤
│1. Обмотка статора │П │Менее 1,0 │Ниже 0,1 │0,8(2Uном + 0,5) │
│<***> │ │От 1,0 и │Ниже 0,1 │0,8(2Uном + 1) │
│ │ │до 1000 │Выше 0,1 │0,8(2Uном + 1), │
│ │ │ │ │но не менее 1,2 │
│ │ │От 1000 и │До 3,3 │0,8(2Uном + 1) │
│ │ │более │включи- │ │
│ │ │ │тельно │ │
│ │ │От 1000 и │Свыше 3,3│0,8 x 2,5Uном │
│ │ │более │до 6,6 │ │
│ │ │ │включи- │ │
│ │ │ │тельно │ │
│ │ │От 1000 и │Свыше 6,6│0,8(2Uном + 3) │
│ │ │более │ │ │
│ │К │40 и │0,4 и │1,0 │
│ │ │более, а │ниже │ │
│ │ │также │0,5 │1,5 │
│ │ │электро- │0,66 │1,7 │
│ │ │двигатели │2,0 │4,0 │
│ │ │ответст- │3,0 │5,0 │
│ │ │венных │6,0 │10,0 │
│ │ │механиз- │10,0 │16,0 │
│ │ │мов <*> │ │ │
│ │ │Менее 40 │0,66 и │1,0 │
│ │ │ │ниже │ │
├───────────────────┼────┼──────────┼─────────┼──────────────────┤
│2. Обмотка ротора │П │- │- │8-кратное Uном │
│синхронных │ │ │ │системы │
│электродвигателей, │ │ │ │возбуждения, но не│
│предназначенных для│ │ │ │менее 1,2 и не │
│непосредственного │ │ │ │более 2,8 │
│пуска, с обмоткой │К │- │- │1,0 │
│возбуждения, │ │ │ │ │
│замкнутой на │ │ │ │ │
│резистор или │ │ │ │ │
│источник питания │ │ │ │ │
│<***> │ │ │ │ │
├───────────────────┼────┼──────────┼─────────┼──────────────────┤
│3. Обмотка ротора │П, К│- │- │1,5Uр <**>, но не │
│электродвигателя с │ │ │ │менее 1,0 │
│фазным ротором │ │ │ │ │
│<***> │ │ │ │ │
├───────────────────┼────┼──────────┼─────────┼──────────────────┤
│4. Резистор цепи │П, К│- │- │2,0 │
│гашения поля │ │ │ │ │
│синхронных │ │ │ │ │
│двигателей │ │ │ │ │
├───────────────────┼────┼──────────┼─────────┼──────────────────┤
│5. Реостаты и │П, К│- │- │1,5Uр <**>, но не │
│пускорегулировочные│ │ │ │менее 1,0 │
│резисторы │ │ │ │ │
└───────────────────┴────┴──────────┴─────────┴──────────────────┘
------------------------------------
<*> Испытание необходимо производить при капитальном ремонте (без смены обмоток) тотчас после останова электродвигателя до его очистки от загрязнения.
<**> Uр - напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и полном напряжении на статоре.
<***> С разрешения технического руководителя предприятия испытание двигателей напряжением до 1000 В при вводе в эксплуатацию может не производиться.
Продолжительность приложения испытательного напряжения - 1 мин.
5.4. П, К. Измерение сопротивления постоянному току
Измерение производится при практически холодном состоянии машины.
5.4.1. Обмотки статора и ротора <*>
------------------------------------
<*> Сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором.
Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше.
Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных больше чем на 2%.
5.4.2. Реостаты и пускорегулировочные резисторы
Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше, сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.
Значения сопротивлений не должны отличаться от исходных значений больше чем на 10%.
При капитальном ремонте проверяется целостность цепей.
5.5. П, К. Измерение воздушного зазора между сталью ротора и статора
Измерение зазоров должно производиться, если позволяет конструкция электродвигателя. При этом у электродвигателей мощностью 100 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками и подшипниками скольжения величины воздушных зазоров в местах, расположенных по окружности ротора и сдвинутых друг относительно друга на угол 90°, или в местах, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться больше чем на 10% от среднего значения.
5.6. П, К.