Файл: Календарнотематическое планирование по курсу Изобразительное искусство для 5 класса. (34 часа) пп Тема урока Кол во часов Основные элементы содержания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса. (34 часа)
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Основные
элементы
содержания
Характеристика видов
деятельности учащихся.
Формы
проведения
урока
ЭОР
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве(1ч)
1.1 Декоративно- прикладное искусство и его виды
1
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей
Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.;
Сравнивать виды декоративно- прикладного искусства по материалу изготовления и практическому назначению.;
Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей.;
Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28/
http://www.art.septem ber.ru
Раздел 2. Древние корни народного искусства(8ч)
2.1 Древние образы в народном искусстве
1
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Крестьянское прикладное искусство
— уникальное явление духовной жизни народа, его связь с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Образно- символический язык крестьянского прикладного искусства. Знаки-символы как выражение мифопоэтических представлений человека о
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства.; Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок.;
Выполнять зарисовки древних образов
(древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.).; Осваивать навыки декоративного обобщения;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
жизни при- роды, структуре мира, как память народа
2.2 Убранство русской избы
1
Конструкция избы и функциональное назначение её частей. Роль природных материалов. Единство красоты и пользы. Архитектура избы как культурное наследие и выражение духовно- ценностного мира отечественного крестьянства
Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.;
Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны.; Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.3
Внутренний мир русской избы
1
Традиционное устройство внутреннего пространства крестьянского дома и мудрость в его организации .
Основные жизненные центры
(печь, красный угол и др .) и декоративное убранство внутреннего пространства избы
Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.; Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.4
Конструкция и декор предметов народного быта и труда
1
Предметы народного быта: прялки, ковш-черпак, деревянная по- суда, предметы труда, их декор. Утилитарный предмет и его форма-образ.
Роль орнаментов в украшении предметов.
Характерные особенности народного традиционного быта у разных народов
Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности).;
Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов);
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.2 Убранство русской избы
1
Конструкция избы и функциональное назначение её частей. Роль природных материалов. Единство красоты и пользы. Архитектура избы как культурное наследие и выражение духовно- ценностного мира отечественного крестьянства
Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.;
Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны.; Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.3
Внутренний мир русской избы
1
Традиционное устройство внутреннего пространства крестьянского дома и мудрость в его организации .
Основные жизненные центры
(печь, красный угол и др .) и декоративное убранство внутреннего пространства избы
Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.; Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.4
Конструкция и декор предметов народного быта и труда
1
Предметы народного быта: прялки, ковш-черпак, деревянная по- суда, предметы труда, их декор. Утилитарный предмет и его форма-образ.
Роль орнаментов в украшении предметов.
Характерные особенности народного традиционного быта у разных народов
Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности).;
Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов);
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.5
Народный праздничный костюм
1
Образ красоты человека и образ его представлений об устройстве мира, выраженные в народных костюмах
Красота народного костюма .
Конструкция и образ женского праздничного народного костюма — северорусского
(сарафан) и южнорусского
(понёва)
Особенности головного убора. Мужской костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.;
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.; Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов
России.;
Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28/
http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.6
Искусство народной вышивки
2
Вышивка в народных костюмах и обрядах . Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке: геометрических, растительных, сюжетных, изображений зверей и птиц, древа жизни . Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки
Особенности традиционных орна- ментов текстильных промыслов в разных регионах страны
Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.; Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями.; Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.;
Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28
/
http://www.art.septem ber.ru http://school- collection.edu.ru/catal og
2.7
Народные праздничные обряды
(обобщение темы)
1
Календарные народные праздники и присутствие в организации обрядов представлений народа о счастье и красоте
Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.;
Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
http://school- collection.edu.ru/catal
og
Раздел 3. Народные художественные промыслы (13ч)
3.1 3.1Происхожден ие художественных промыслов и их роль в современной жизни народов
России
2
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России . Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально- национальным бы- том
(дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др .)
Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.; Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами.; Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28/
http://www.museum.r u
3.2
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов
2
Магическая роль игрушки в глубокой древности.Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов
Особенности сюжетов, формы, орнаментальных росписей глиняных игрушек .
Древние образы игрушек в изделиях промыслов разных регионов страны
Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов.; Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др.;
Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28/
http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.3
Праздничная хохлома.
Роспись по дереву
2
Краткие сведения по истории хохломского промысла
Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента . Связь с природой .
Единство формы и де- кора в произведениях промысла .
Последовательность выполнения травного орнамента . Празднич- ность
Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.;
Объяснять назначение изделий хохломского промысла.; Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи
(«травка», «кудрина» и др.).; Создавать эскизы изделия по мотивам промысла
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
Раздел 3. Народные художественные промыслы (13ч)
3.1 3.1Происхожден ие художественных промыслов и их роль в современной жизни народов
России
2
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России . Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально- национальным бы- том
(дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др .)
Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.; Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами.; Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28/
http://www.museum.r u
3.2
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов
2
Магическая роль игрушки в глубокой древности.Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов
Особенности сюжетов, формы, орнаментальных росписей глиняных игрушек .
Древние образы игрушек в изделиях промыслов разных регионов страны
Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов.; Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др.;
Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1septem ber.ru/subjects/28/
http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.3
Праздничная хохлома.
Роспись по дереву
2
Краткие сведения по истории хохломского промысла
Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента . Связь с природой .
Единство формы и де- кора в произведениях промысла .
Последовательность выполнения травного орнамента . Празднич- ность
Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.;
Объяснять назначение изделий хохломского промысла.; Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи
(«травка», «кудрина» и др.).; Создавать эскизы изделия по мотивам промысла
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
изделий «золотой хохломы»
3.4
Искусство
Гжели.
Керамика
2
Краткие сведения по истории промысла
Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора
Природные мотивы росписи посуды . Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии
3.4. Искусство Гжели. Керамика 2
Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели.;
Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора.; Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка.; Создавать эскиз изделия по мотивам промысла.;
Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции;
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.5
Городецкая роспись по дереву
2
Традиционные образы городецкой росписи предметов быта . Птица и конь
— традиционные мотивы орнаментальных композиций .
Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи
Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.; Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи.; Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла;
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.6
Жостово.
Роспись по металлу
1
Краткие сведения по истории промысла
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей
Приё- мы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов . Эффект освещённости и объёмности изображения
Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.;
Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.; Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.7
Искусство лаковой живописи
2
Искусство лаковой живописи:
Палех, Федоскино, Холуй,
Мстё- ра
— роспись шкатулок, ларчиков,
Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры.;
Знать об истории происхождения промыслов лаковой
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school-
3.4
Искусство
Гжели.
Керамика
2
Краткие сведения по истории промысла
Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора
Природные мотивы росписи посуды . Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии
3.4. Искусство Гжели. Керамика 2
Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели.;
Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора.; Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка.; Создавать эскиз изделия по мотивам промысла.;
Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции;
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.5
Городецкая роспись по дереву
2
Традиционные образы городецкой росписи предметов быта . Птица и конь
— традиционные мотивы орнаментальных композиций .
Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи
Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.; Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи.; Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла;
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.6
Жостово.
Роспись по металлу
1
Краткие сведения по истории промысла
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей
Приё- мы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов . Эффект освещённости и объёмности изображения
Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.;
Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.; Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
3.7
Искусство лаковой живописи
2
Искусство лаковой живописи:
Палех, Федоскино, Холуй,
Мстё- ра
— роспись шкатулок, ларчиков,
Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры.;
Знать об истории происхождения промыслов лаковой
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.septem ber.ru http://school-
табакерок из папье-маше .
Происхождение искусства лаковой миниатюры в России .
Особенности стиля каждой школы . Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры миниатюры.; Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.;
Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр; collection.edu.ru/catal og
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов(6ч)
4.1
Роль декоративно- прикладного искусства в культуре древних цивилизаций
1
Выражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей .
Традиции построения орнаментов, украшения одежды, предметов, построек для разных куль- турных эпох и народов
Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов.;
Выявлять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора.; Делать зарисовки элементов декора или декорированных предметов;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
4.2
Особенности орнамента в культурах разных народов
1
Основные орнаментальные мотивы для разных культур .
Традиционные символические образы . Ритмические традиции в построении орнамента
Особенности цветового решения .
Орнамент в постройках и предметах быта
Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится.;
Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента.;
Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры;
Лекция
Беседа
Практиче ская работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
4.3
Особенности конструкции и декора одежды
2
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов . Выражение образа чело- века, его положения в обществе и характера деятельности в его ко- стюме и его украшениях .
Одежда для представителей
Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках.;
Изображать предметы одежды.; Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
Происхождение искусства лаковой миниатюры в России .
Особенности стиля каждой школы . Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры миниатюры.; Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.;
Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр; collection.edu.ru/catal og
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов(6ч)
4.1
Роль декоративно- прикладного искусства в культуре древних цивилизаций
1
Выражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей .
Традиции построения орнаментов, украшения одежды, предметов, построек для разных куль- турных эпох и народов
Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов.;
Выявлять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора.; Делать зарисовки элементов декора или декорированных предметов;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
4.2
Особенности орнамента в культурах разных народов
1
Основные орнаментальные мотивы для разных культур .
Традиционные символические образы . Ритмические традиции в построении орнамента
Особенности цветового решения .
Орнамент в постройках и предметах быта
Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится.;
Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента.;
Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры;
Лекция
Беседа
Практиче ская работа http://www.art.septem ber.ru http://www.museum.r u
4.3
Особенности конструкции и декора одежды
2
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов . Выражение образа чело- века, его положения в обществе и характера деятельности в его ко- стюме и его украшениях .
Одежда для представителей
Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках.;
Изображать предметы одежды.; Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
разных сословий как знак положения человека в обществе
4.4
Целостный образ декоративно- прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры
2
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох .
Выражение в образном строе произведений декоративно- прикладного искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох
Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.museum.r u
http://school- collection.edu.ru/catal og
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека(6ч)
5.1
Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства
2
Многообразие материалов и тех- ник современного декоративно- прикладного искусства (художе- ственная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды, ювелирное искусство и др .) .
Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства
Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства.;
Вести самостоятельную поисковую работу по направлению выбранного вида современного декоративного искусства.;
Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
5.2
Символический знак в современной жизни
2
Государственная символика и традиции геральдики . Декора- тивность, орнаментальность, изо- бразительная условность искусства геральдики .
Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декора- тивных знаков
Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке.;
Разъяснять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города.; Рассказывать о происхождении и традициях геральдики.;
Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.museum.r u
http://school- collection.edu.ru/catal og
4.4
Целостный образ декоративно- прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры
2
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох .
Выражение в образном строе произведений декоративно- прикладного искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох
Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.museum.r u
http://school- collection.edu.ru/catal og
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека(6ч)
5.1
Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства
2
Многообразие материалов и тех- ник современного декоративно- прикладного искусства (художе- ственная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды, ювелирное искусство и др .) .
Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства
Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства.;
Вести самостоятельную поисковую работу по направлению выбранного вида современного декоративного искусства.;
Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
5.2
Символический знак в современной жизни
2
Государственная символика и традиции геральдики . Декора- тивность, орнаментальность, изо- бразительная условность искусства геральдики .
Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декора- тивных знаков
Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке.;
Разъяснять смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города.; Рассказывать о происхождении и традициях геральдики.;
Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.museum.r u
http://school- collection.edu.ru/catal og
5.3
Декор современных улиц и помещений
2
Украшения современных улиц
. Роль художника в украшении города . Украшения предметов на- шего быта . Декор повседневный и декор праздничный
Роль художника в создании праздничного об- лика города
Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них.;
Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя.; Участвовать в праздничном оформлении школы
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/catal og
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ 34
Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса. (34 часа)
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Основные элементы содержания
Характеристика видов
деятельности учащихся.
Формы
проведения
урока
OKP
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ ««Живопись, графика, скульптура»»
Раздел 1. Общие сведения о видах искусства (1ч.)
1.1
Искусство
— его виды и их роль в жизни людей
1
Пространственные и временные виды искусства .
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды про- странственных искусств, их место и назначение в жизни людей .
Основные виды живописи, графики и скульптуры .
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зри- теля
Называть пространственные и временные виды искусства.; Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.;
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.; Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.;
Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.mus eum.ru http://school- collection.edu.ru
/catalog
Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства (7ч.)
2.1
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства
1
Традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры
Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.;
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.;
Объяснять роль материала в создании художественного образа;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus eum.ru
2.2
Рисунок
— основа изобразительног о искусства и мастерства художника
1
Рисунок — основа мастерства художника .
Виды рисунка . Подгото- вительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств . Зарисовка .
Набросок . Учебный рисунок . Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.;
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.; Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.; Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.;
Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе.;
Овладевать навыками работы графическими материалами;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus eum.ru
2.3
Выразительные возможности линии
1
Виды линий и выразительные возможности линейных графических рисунков
Линейные графические рисунки известных масте- ров . Ритм, ритмическая организация листа
Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.;
Характеризовать различные виды линейных рисунков.; Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.;
Выполнить линейный рисунок на заданную тему;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
2.4
Тёмное
— светлое
— тональные отношения
1
Тон и тональные отношения: тёмное — светлое . Тональная шкала . Понятие тонального контраста .
Композиция листа: ритм и расположение пятен на листе
Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.; Объяснять понятия
«тон»,
«тональная шкала»,
«тональные отношения»,
«тональный контраст».;
Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog