Файл: Календарнотематическое планирование по курсу Изобразительное искусство для 5 класса. (34 часа) пп Тема урока Кол во часов Основные элементы содержания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.5
Основы цветоведения
1
Понятие
«цвет» в художественной деятельности . Физическая основа цвета .
Цветовой круг: основные и составные цвета
. Цвета дополни- тельные и их особые свойства .
Символическое значение цвета в различных культурах
Объяснять значения понятий
«основные цвета»,
«составные цвета», «дополнительные цвета».;
Характеризовать физическую природу цвета.;
Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.;
Различать основные и составные цвета.; Определять дополнительные цвета.;
Овладевать навыком составления разных оттенков цвета;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
2.6
Цвет как выразительное средство в изобразительно м искусстве
1
Восприятие цвета человеком . Понятия
«холодный цвет» и «тё- плый цвет» .
Понятие цветовых отношений
— изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цвето- вых пятен . Локальный цвет и сложный цвет .
Колорит в живописи
Объяснять понятия
«цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета»,
«цветовой контраст»,
«локальный цвет».; Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.;
Проводить эстетический анализ произведений живописи.; Овладевать навыками живописного изображения;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
2.7
Выразительные средства скульптуры
1
Виды скульптуры и характер мате- риала в скульптуре . Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура .
Статика и движение в скульптуре . Круглая скульптура . Виды рельефа . Произведения мелкой пластики
Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.;
Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.;
Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru
/catalog
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства (1ч.)
3.1
Жанровая система в изобразительно м искусстве
1
Жанровая система в изобрази- тельном искусстве как инстру- мент сравнения и анализа произведений изобразительного искусства
Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».;
Перечислять жанры изобразительного искусства.;
Объяснять разницу между
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus

предметом изображения и содержанием произведения искусства; eum.ru
Раздел 4. Натюрморт (5ч)
4.1
Изображение объёмного предмета на плоскости листа
1
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве . Основы графической грамоты в изображении предмета . Правила объёмного изображения геометриче- ских тел
Линейное построение предмета в пространстве .
Линия горизонта, точка зрения и точка схода
Правила перспективных сокращений . Изображение окруж- ности в перспективе, ракурс .
Рисунок геометрических тел раз- ной формы
Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.;
Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.; Линейное построение предмета в пространстве.; Освоить правила перспективных сокращений.;
Изображать окружности в перспективе.;
Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus eum.ru http://school- collection.edu.ru
/catalog
4.2
Конструкция предмета сложной формы
1
Понятие сложной пространственной формы
Силуэт предмета из соотношения нескольких геометрических фигур
Конструкция сложной формы из простых гео- метрических тел
Метод геометрического структурирования и про- чтения сложной формы предмета
Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.; Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.; Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
4.3
Свет и тень.
Правила светотеневого изображения предмета
1
Освещение как средство выявления объёма предмета . Понятия
«свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «па- дающая тень» .
Особенности освещения «по свету» и
Знать понятия «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень»,
«рефлекс»,
«падающая тень».;
Освоить правила графического изображения объёмного тела с
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru
/catalog

«против света» разделением его формы на освещённую и теневую стороны
4.4
Рисунок натюрморта графическими материалами
1
Графическое изображение натюрморта .
Рисунки мастеров . Худо- жественный образ в графическом натюрморте .
Размещение изображения на листе .
Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой . Этапы работы над графическим изображением натюрморта .
Графические материалы, инструменты и художественные техники . Произведения отечественных графиков
Печатная графика
Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.;
Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта.;
Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках.;
Рассматривать произведения художников-графиков.; Узнать об особенностях графических техник;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
4.5
Живописное изображение натюрморта
1
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей . Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев . Собственный цвет предмета и цвет в живописи . Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.; Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.;
Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
Раздел 5. Портрет (6ч.)
5.1
Портретный жанр в истории искусства
1
Изображение человека в искусстве разных эпох . Портрет как об- раз определённого реального человека . Великие портретисты в европейском искусстве . Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи .
Парадный и камерный портрет в живописи
Особенности развития портретного жанра в
Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.;
Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.; Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов
(Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus eum.ru

отечественном искусстве .
Изображение в портрете внутреннего мира человека
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в .: отечественном и европейском
Микеланджело, Рембрандт и др.).;
Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов
(В.
Боровиковский, А. Венецианов, О.
Кипренский, В. Тропинин, К.
Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В.
Суриков, В. Серов и др.).; Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном;
5.2
Конструкция головы человека
1
Построение головы человека, основные пропорции
Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.;
Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
5.3
Графический портретный рисунок
1
Графический портретный рису- нок с натуры и по памяти . Знакомство с графическими портретами известных художников и мастеров графики
Графический рисунок головы реального челове- ка — одноклассника или себя самого
Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.;
Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus eum.ru

5.4
Свет и тень в изображении головы человека
1
Роль освещения головы при создании портретного образа . Свет и тень в изображении головы чело века . Изменение образа человека в зависимости от положения источника освещения
Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа.;
Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения.; Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека
Лекция
Мастер-класс
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
5.5
Портрет в скульптуре
1
Скульптурный портрет в работах выдающихся художников-скульпторов .
Выражение характера человека, его социального положения и об- раза эпохи в скульптурном пор- трете .
Художественные материалы и их роль в создании скульптурного портрета
Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников скульпторов.; Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета.;
Иметь начальный опыт лепки головы человека;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://school- collection.edu.ru
/catalog
5.6
Живописное изображение портрета
1
Роль цвета в живописном пор- третном образе в произведениях выдающихся живописцев
Иметь опыт создания живописного портрета.; Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://www.art.s eptember.ru
Раздел 6. Пейзаж (6ч)
6.1
Правила построения линейной
1
Изображение пространства в эпоху
Древнего мира, в Средневековом искусстве
. Научная перспектива в искусстве эпохи
Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего
Лекция
Беседа
Практическая http://www.art.s eptember.ru

перспективы в изображении пространства
Возрождения .
Правила линейной перспективы . Понятия
«линия горизонта — низкого и высокого»,
«точка схода», «перспективные сокраще- ния», «центральная и угловая перспектива» мира,
Средневековья и
Возрождения.;
Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого»,
«точка схода»,
«перспективные сокращения»,
«центральная и угловая перспектива».; Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги; работа http://school- collection.edu.ru
/catalog
6.2
Правила воздушной перспективы
1
Правила воздушной перспективы в эпоху
Возрождения и в европей- ском искусстве
XVII—XVIII вв . Построение планов в изображении пейзажа
Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.;
Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
6.3
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения
1
Изображение природы в разных её состояниях . Романтический пейзаж .
Морские пейзажи И . Ай- вазовского .
Понятие «пленэр» . Изображение пейзажа в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов
Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы.; Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.;
Узнавать и характеризовать морские пейзажи
И.
Айвазовского.;
Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.; Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.mus eum.ru http://school- collection.edu.ru
/catalog

6.4
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре
1
История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в .
Образ природы в произведениях А .
Венецианова и его учеников, картина А .
Саврасова «Грачи при- летели», эпический образ природы России в произведениях И . Шишкина . Пейзажная живопись И . Левитана и её значение для русской культур
Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи.; Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины
А.
Венецианова,
А.
Саврасова,
И.
Шишкина,
И.
Левитана.; Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства
Родины.;
Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://www.mus eum.ru
6.5
Пейзаж в графике
1
Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник
Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы
Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.; Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно- поэтическому видению путём создания графических зарисовок.;
Приобретать навыки пейзажных зарисовок;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://school- collection.edu.ru
/catalog
6.6
Городской пейзаж
1
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства . Многообразие в понимании образа города . Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия . Задачи охраны исторического образа современного города . Го- родские зарисовки и авторские композиции на тему архитектурного образа города
Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.;
Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.; Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog


Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения;
Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве (2ч)
7.1
Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох
1
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох .
Значение художественного изо- бражения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника об окружающей жизни . Бытовой жанр в истории отечественного искусства . Тема, сюжет, со- держание в жанровой картине .
Проявление нравственных и ценностных смыслов в картинах бытового жанра
Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.;
Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох.; Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей.; Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине.;
Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru
/catalog
7.2 7.2. Работа над сюжетной композицией
1
Понимание композиции как целостности в организации художественных выразительных средств . Сюжет и содержание в композиции на бытовую тему
Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.; Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru
/catalog

Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве (3ч.)
8.1
Историческая картина в истории искусства, её особое значение
1
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества .
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая карт на, картина на библейские темы, батальная картина и др .
Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр.; Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.;
Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://www.art.s eptember.ru
8.2
Историческая картина в русской живописи
1
Историческая картина в русском искусстве
XIX в . и её особое место в развитии отечественной культуры . К . Брюллов .
«Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В . Сурикова и др .
Исторический образ России в кар- тинах М
. Нестерова, В . Васнецо- ва, А . Рябушкина
Анализировать содержание картины
К. Брюллова «Последний день
Помпеи».;
Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве В.
Сурикова.;
Характеризовать исторический образ России в картинах
М.
Нестерова,
В.
Васнецова, А. Рябушкина;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://www.art.s eptember.ru
8.3
Работа над сюжетной композицией
1
Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом
Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1s eptember.ru/subj ects/28/
http://school- collection.edu.ru
/catalog
Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве (3ч.)
9.1
Библейские темы в истории европейской и
1
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов
Священной истории в европейской
Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и
Лекция
Беседа
Практическая http://school- collection.edu.ru