Файл: Календарнотематическое планирование по курсу Изобразительное искусство для 5 класса. (34 часа) пп Тема урока Кол во часов Основные элементы содержания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отечественной живописи культуре .
Вечные темы в искусстве на основе сюжетов Библии . Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение в произведе- ниях искусства разных времён
Произведения на библейские те- мы Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Рембрандта узнавать сюжеты
Священной истории в произведениях искусства.; Объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как
«духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений.; Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы
Леонардо да Винчи, Рафаэля,
Рембрандта и др.; работа
/catalog
9.2
Библейские темы в русском искусстве XIX в.
1
Библейские темы в отечественном искусстве XIX в . А . Иванов . «Яв- ление
Христа народу», И . Крам- ской . «Христос в пустыне», Н . Ге .
«Тайная вечеря», В . Поленов .
«Христос и грешница»
Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников
(А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря»,
В. Поленов. «Христос и грешница»)
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru
/catalog
9.3
Иконопись в истории русского искусства
1
Иконопись как великое проявление русской культуры . Язык изо- бражения в иконе, его религиозный и символический смысл .
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Руб- лёва, Феофана
Грека, Дионисия
Знать о смысловом различии между иконой и картиной.; Знать о творчестве великих русских иконописцев:
Андрея
Рублёва,
Феофана
Грека,
Дионисия.;
Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.s eptember.ru http://school- collection.edu.ru
/catalog
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ:34

Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» для 7 класса. (34 часа)

п/п

Тема урока
Кол-
во
часов
Основные элементы содержания
Характеристика видов
деятельности учащихся.
Формы проведения
урока
ОКР
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ « АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека (9ч)
1.1
Архитектура и дизайн
— предметно- пространственн ая среда, создаваемая человеком
1
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства
Предметно-пространственная
— материальная среда жизни людей .
Функциональность предмет- но- пространственной среды и отражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций людей
Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно- пространственной среды жизнедеятельности человека.;
Рассуждать о влиянии предметно- пространственной среды на чувства, установки и поведение человека.;
Рассуждать о том, как предметно- пространственная среда организует деятельность человека и его представление о самом себе;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/
catalog
1.2
Архитектура —
«каменная летопись» истории человечества
1
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи и инструмент управления личностными качествами человека и общества . Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности . Задачи со- хранения культурного наследия и природного ландшафта
Объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.;
Иметь представление о том, что форма материальной культуры обладает воспитательным потенциалом;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://school- collection.edu.ru/
catalog

1.3
Основы построения композиции в конструктивны х искусствах
1
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности .
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение .
Формальная композиция как по- строение на основе сочетания гео- метрических фигур, без предметного содержания .
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимме- трия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент .
Замкнутость или открытость композиции .
Практические упражнения по композиции с вариативным рит- мическим расположением геометрических фигур на плоскости
Объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств.;
Объяснять основные свойства
— требования к композиции.; Уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции.;
Составлять различные композиции на плоскости, располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.;
Выделять в построении формата листа композиционную доминанту.;
Составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики.;
Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/
catalog
1.4
Роль цвета в организации композиционно го пространства
1
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах . Цвет и законы колористики
Применение локального цвета .
Сближенность цветов и контраст .
Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта .
Цветовой образ в формальной композиции .
Выразительность сочетаний линии и пятна.
Выполнение практических компо- зиционных упражнений по теме
«Роль цвета в организации
Объяснять роль цвета в конструктивных искусствах.;
Различать технологию использования цвета в живописи и конструктивных искусствах.; Объяснять выражение
«цветовой образ».; Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.muse um.ru http://school- collection.edu.ru/
catalog

композиционного пространства»
1.5
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне
2
Искусство шрифта . Форма буквы как изобразительно-смысловой символ .
Шрифт и содержание текста .
Стилизация шрифта .
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Типографика и её основные термины
Выполнение аналитических и практических работ по теме
«Буква
— изобразительный элемент композиции»
Соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста.; Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.;
Построение шрифтовой композиции;
Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://school- collection.edu.ru/
catalog
1.6
Логотип.
Построение логотипа
1
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный гра- фический символ . Функции лого- типа как торговой марки или как центральной части фирменного стиля . Шрифтовой логотип .
Знаковый логотип . Свойства логотипа: лаконичность, броскость, запоминаемость, уникальность и креативность
Объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки.;
Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.; Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.se ptember.ru http://www.muse um.ru http://school- collection.edu.ru/
catalog
1.7
Композиционн ые основы макетирования в графическом дизайне при
1
Синтез слова и изображения в искусстве плаката . Монтаж их сое- динения по принципу образно-ин- формационной цельности.
Изобразительный язык плаката,
Иметь представление о задачах образного построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения.; Понимать и
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.se ptember.ru http://www.muse
соединении текста и изображения.
Искусство плаката стилистика изображения, надписи и способы их композиционного расположения в пространстве плаката или поздравительной открытки .
Композиционное макетирование в графическом дизайне .
Макетирование плаката, поздравительной открытки или рекламы объяснять образно-информационную цельность синтеза текста и изображения в плакате и рекламе.;
Выполнять практическую работу по композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ); um.ru
1.8 Многообразие форм графического дизайна.
Дизайн книги и журнала
1
Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги . Ди- зайн-конструкция книги
Соединение текста и изображений .
Эле- менты, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала .
Коллажная ком- позиция: образность и технология
Выполнение практической работы по проектированию книги
(журнала), созданию макета журнала в технике коллажа или на компьютере
Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.;
Различать и применять различные способы построения книжного и журнального разворота.; Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://school- collection.edu.ru/
catalog
Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций(6ч)
2.1
От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
1
Композиция плоскостная и пространственная
Композиционная организация пространства Со- хранение при построении про- странства общих законов композиции . Чертёж пространственной композиции в виде проекции её компонентов при взгляде сверху . Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов . Конструирование макета из бумаги и картона .
Развивать пространственное воображение.;
Понимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов при виде на них сверху, т. е. чертёж проекции.;
Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет пространственно- объёмной композиции по её чертежу.;
Анализировать композицию объёмов в макете как образ современной постройки.;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/
catalog


Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обо- значения на макете .
Выполнение практических работ по созданию объёмно- пространственных макетов
Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов.; Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции;
2.2
Здание как сочетание различных объёмных форм.
Конструкция: часть и целое
1
Структура зданий различных ар- хитектурных стилей и эпох: вы- явление простых объёмов, образу- ющих целостную постройку .
Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки
Баланс функциональности и художественной красоты здания .
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей .
Выполнение практических работ по темам: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение»,
«Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое»
Выявлять структуру различных типов зданий.
Характеризовать горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции постройки.; Иметь представление о модульных элементах в построении архитектурного образа.;
Макетирование: создание фантазийной конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://school- collection.edu.ru/
catalog
2.3
Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов
1
Развитие строительных технологий и историческое видоизменение архитектурных конструкций
(перекрытия и опора — стоечно- балочная конструкция; свод — архитектура сводов; каркасная готическая архитектура; появление металлического каркаса, железобетон и язык современной архитектуры) .
Выполнять зарисовки основных
Знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений.; Характеризовать, как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности общества.;
Рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://school- collection.edu.ru/
catalog
конструктивных типов архитектуры
Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности
Модуль в конструкции здания . Модульное макетирование исторического развития.; Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций;
2.4
Красота и целесообразнос ть предметного мира.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком
1
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком . Функция вещи и её форма Анализ фор- мы через выявление сочетающихся объёмов .
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование . Соче- тание образного и рационального .
Красота — наиболее полное выяв- ление функции вещи .
Образ времени и жизнедеятельности человека в предметах его быта
Характеризовать общее и различное во внешнем облике вещи как сочетание объёмов, образующих форму.; Определять дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование.;
Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://www.art.se ptember.ru http://school- collection.edu.ru/
catalog
2.5
Форма, материал и функция бытового предмета
1
Взаимосвязь формы и материала .
Влияние функции вещи на мате- риал, из которого она будет создаваться . Роль материала в определении формы . Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи
Объяснять, в чём заключается взаимо связь формы и материала.;
Придумывать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.;
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/
catalog
2.6
Цвет в архитектуре и дизайне
1
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре . Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна .
Роль цвета в выявлении формы .
Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах . Цвет и окраска
Преобладание локального цвета в
Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.; Иметь представление о значении расположения цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.; Объяснять особенности воздействия и применения цвета в живописи, дизайне и архитектуре.;
Участвовать в коллективной
Лекция
Беседа
Практическая работа http://festival.1se ptember.ru/subjec ts/28/
http://www.art.se ptember.ru http://school- collection.edu.ru/

дизайне и архитектуре . Фактура цветового покрытия .
Психологическое воздействие цвета .
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетиро- вание с использованием цвета творческой работе по конструированию объектов дизайна или по архитектурному макетированию с использованием цвета; catalog
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (9ч)
3.1
Образ и стиль материальной культуры прошлого
1
Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, мировоззрения людей и развития производ- ственных возможностей .
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных на- родов и эпох . Архитектура народного жилища . Храмовая архитектура . Частный дом .
Этапы развития русской архитектуры . Здание — ансамбль
— среда . Великие русские архитекторы и значение их архитектурных шедевров в пространстве современного мира .
Выполнение аналитических зарисовок знаменитых ар- хитектурных памятников из фото- изображений
Поисковая деятельность в
Интернете
Фотоколлаж из изображений произведений архитектуры
Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.;
Характеризовать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города.;
Рассказывать, проводить аналитический анализ конструктивных и аналитических характеристик известных памятников русской архитектуры.; Выполнить аналитические зарисовки знаменитых архитектурных памятников.;
Осуществлять поисковую деятельность в
Интернете.;
Участвовать в коллективной работе по созданию фотоколлажа из изображений памятников отечественной архитектуры;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://school- collection.edu.ru/
catalog
3.2
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город
1
Архитектурная и градостроитель- ная революция XX в . Её технологические и эстетические предпосылки и истоки .
Характеризовать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.;
Лекция
Беседа
Практическая работа http://www.art.se ptember.ru http://school-