Файл: Методические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине Основы электротехники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для удобства все элементы аппарата управления имеют одинаковый буквенный и цифровой индекс. Цифровой индекс перед буквенным используется для обозначения линейных и блокировочных контактов, а буквенный - перед цифровым № для втягивающих катушек. Например, для аппарата П2, соответственно, 2П, 2ПБ и 2П.

Для упрощения сборки схем некоторые элементы аппаратов и участки схем собраны и показаны на панели сплошными линиями, а рекомендации по их использованию даны в разделе «Методические указания по выполнению работы».

ВНИМАНИЕ!

1. Цепи управления подключать к зажимам А-В, а силовые - к зажимам А-В-С только при утопленной нижней кнопке автоматического выключателя A1 и погашенной сигнальной лампе Л1.

2. Устранение неисправностей или ошибок в собранных схемах производить только при отключенном автоматическом выключателе A1.

Методические указания по выполнению работы

1. Ознакомиться с размещением аппаратов управления, их устройством, мнемоникой и элементами.

2. Собрать электрическую цепь аппарата управления П1 (рис. 16). Участок схемы от автоматического выключателя до зажимов А-В на стенде собран. С помощью кнопок К1 и S1 проверить работу ЭМА; обратить внимание на состояние силовых и блокировочных контактов.

3. Собрать цепь по схеме рис. 17 для работы АД в «толчковом» режиме, используя часть схемы включения ЭМА (см. рис. 16) и участки собранные на стенде. Требуется соединить лишь зажимы А-В-С сети с зажимами С1, С2, С3 АД. Обмотка статора при этом соединена по схеме «звезда» с помощью ЭМА П5. Убедитесь, что без блокировочного контакта 1ПБ затруднено продолжительное включение АД в сеть.

4. Присоединить контакт 1ПБ параллельно кнопе К1 (см. рис. 17). С помощью кнопки К1 и S1 осуществить пуск и остановку АД.

5. Силовая цепь собрана (рис. 18а). Собрать цепь управления для реверса АД по схеме рис. 18б.

Пустить двигатель в режиме «Вперед» нажав на кнопку К1, заметить направление вращения вала. Остановить АД. Запустить двигатель в режиме «Назад» нажав кнопку К2. Обратить внимание на изменение направления вращения вала. Остановить АД.

6. Собрать цепь управления для пуска АД с переключением ОС (см. рис. 19а). Силовая цепь (см. рис. 19б) собрана. С помощью кнопки К1 запустить АД при соединении ОС по схеме «звезда». Обратить внимание на состояние силовых контактов ЭМА П5 и свечение сигнальных ламп Л2 и ЛЗ.


Переключить на ходу с помощью кнопки К5 обмотки статора со «звезды» на «треугольник». Обратить внимание на переключение контактов 5П и 6П, изменение состояния ламп Л2 и ЛЗ и на увеличение частоты вращения вала двигателя.

Кнопкой «Стоп» S1 выключателя А1 отключить цепь, после полной остановки двигателя разобрать цепь рис. 19б, цепь управления П1 рис. 19а отключить от сети А-В, но не разбирать (она будет нужна в п. 8).

7. Собрать цепь управления пусковым реостатом Rп, по схеме рис. 20. Проверить с помощью кнопок К3, К4 ступени пускового реостата и S2 изменение состояния контактов 3П и 4П, а также обратить внимание на строгую после последовательность выведения ступеней сопротивления Rп. Выключить A1.

8. Собрать силовую цепь (рис. 21а) для пуска АД с сопротивлением Rп в фазе статора. Дополнить цепь управления ветвью с ЭМА П1 (рис. 21б).

Пустить двигатель с помощью кнопки К1 с введенным сопротивлением Rп в фазе статора. Вывести на ходу с помощью кнопок КЗ и К4 степени пускового сопротивления. Обратить внимание на увеличение частоты вращения вала двигателя. Остановить двигатель, отключить сняв напряжение кнопкой A1, разобрать цепь.



Рис. 16. Электрическая схема аппарата П1


Рис. 17. электрическая схема для работы АД в «толчковом» режиме:

а - силовая цепь;

б – цепь управления





Рис. 18. Электрическая схема реверса АД:

а - силовая цепь;

б – цепь управления


Рис. 19. Пуск АД с переключением фаз обмотки статора:

а – цепь управления;

б – силовая цепь


Рис. 20. Схема управления пусковым реостатом

Рис. 21. Схема пуска АД с сопротивлением Rп в фазе статора:

а – силовая цепь;

б – цепь управления


Контрольные вопросы
1. Назначение, классификация, особенность и область применения электрических аппаратов.

2. Назовите основные части ЭМА управления, дайте эскиз его устройства.

3. Поясните принцип действия электромагнитного аппарата.

4. Изобразите электрическую схему аппарата управления.

5. Для какой цели служит блокировочный контакт в этой схеме?

6. Поясните последовательность срабатывания элементов на схеме реверса АД (см. рис. 18),

7. Что произойдет при одновременном нажатии на кнопки К1 и К2 в схеме на рис. 18 б, если:

а) быстродействие срабатывания аппаратов различно;

б) в схеме отсутствуют контакты электрической блокировки?

8. Произойдет ли отключение второй ступени пускового реостата в схеме на рис. 21, если нажать:

а) только на кнопку К4;

б) последовательно на кнопки К4 и КЗ;

в) последовательно на кнопки КЗ и К4?

9. Как поведет себя ЭМА П1 в схеме на рис. 16, если вместо контакта 1ПБ использовать аналогичный, но не размыкавшийся контакт?

10. Для какой цели в схеме управления на рис. 19 а, используется ЭМА П6? Почему оказалось недостаточно использования только ЭМА П5 (см. рис. 15 панели лабораторного стенда).

11. Предложите схему управления пуском АД (на базе схемы рис. 19) с обязательным соединением (перед пуском) фаз обмотки статора «звездой». Как обеспечить блокировку цепи ЭМА A1, запрещающую пуск АД при соединении фаз обмотки статора «треугольником»?
11. Произвести вычисления по формулам:

; ,

где – активная мощность, потребляемая двигателем из сети;

– показания ваттметра кW;

– коэффициент трансформации трансформатора тока;

– ток двигателя, потребляемый из сети;


– показания амперметра, А.

; ; ; .

На основании данных табл. 15 построить графики зависимостей



Для возможности сравнения характеристик двигателя с введенным реостатом в цепи ротора и без него построить графики одинаковых функций в одной системе координат.
Контрольные вопросы


  1. Объяснить устройство и принцип действия асинхронного двигателя с фазным ротором.

  2. Объяснить пуск двигателя с фазным ротором.

  3. Как осуществляется регулирование частоты вращения и реверсирование асинхронных двигателей с фазным ротором?

  4. Как влияет сопротивление реостата ротора на ток двигателя, частоту его вращения и КПД, если момент нагрузки постоянный?

  5. Как влияет сопротивление реостата ротора на механическую характеристику асинхронного двигателя? Изобразить естественную и искусственную механические характеристики.

  6. На какой характеристике асинхронного двигателя (при одинаковом моменте) скольжение больше – на естественной или на искусственной?

  7. При каких скольжениях можно работать, не опасаясь перегрузки и остановки двигателя?


Требования к результатам:

Отчет должен содержать:


  1. Цель работы.

  2. Задание.

  3. Электрическую схему цепи или установки.

Таблицу приборов, используемых в работе.

Наименование прибора

Тип прибора

Система

Класс точности

Предел измерения

Цена деления



















  1. Таблицы данных и необходимые расчетные формулы.

  2. Диаграммы и графики, построенные на миллиметровке.

  3. Выводы по работе.

  4. Дату оформления отчета и подпись студента, выполнившего работу.