Файл: Методические рекомендации по выполнению дипломных работ барнаул 2021 одобрены методическим Советом техникума.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи выпускной квалификационной (дипломной) работы
2. Руководство выпускной квалификационной (дипломной) работой, обязанности студента
3. Разработка, выбор и закрепление тем выпускных квалификационных (дипломных) работ
4. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной (дипломной) работы
5. Требования к оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы
6. Написание отзыва и рецензирование дипломных работ, порядок допуска к защите дипломных работ
7. Порядок подготовки доклада и презентации
8. Порядок защиты дипломных работ
9. Критерии оценки дипломных работ
Список использованных источников
Заявление на утверждение темы дипломной работы
Оформление титульного листа на дипломную работу
По согласованию с научным руководителем студент определяет конкретное содержание доклада. Следует помнить о том, что доклад должен быть рассчитан на 7-10 минут, поэтому он должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения. Не следует стремиться к простому пересказу содержания работы. За отпущенные на доклад 10 минут это вряд ли может удаться. Доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите желательно, не зачитывая текст. Кроме того студенту следует подготовиться к ответам на возможные вопросы.
Для того чтобы доклад и защита дипломной работы были более успешными, следует подготовить иллюстративный материал. Целесообразно соблюдение структурного и методического единства материалов доклада и иллюстраций к дипломной работе. В ходе работы над докладом следует отмечать, где возможно использовать иллюстративный материал, который следует согласовать с научным руководителем.
Важным этапом подготовки к защите работы является подготовка презентации. Выполнение презентации для защиты работы позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите. Презентация должна полностью совпадать с текстом доклада. Поэтому для начала необходимо подготовить доклад, а потом уже презентацию.
Структура презентации должна отображать структуру доклада.
Первый и последний слайды должны быть одинаковыми. На них указывается полное наименование учебного заведения; тема дипломной работы; фамилия, имя отчество студента; получаемая специальность; фамилия, имя, отчество научного руководителя; город; год защиты.
Первый слайд представляет Государственной комиссии студента его дипломную работу, последний (дублирующий первый) - позволяет членам комиссии еще раз обратить внимание на тему дипломной работы и обратиться к студенту по имени-отчеству. Отображение на последнем слайде: «Спасибо за внимание!» не несет особой смысловой нагрузки. Выражение благодарности членам комиссии, научному руководителю можно сделать устно в конце доклада.
Слайды, расположенные после первого, могут быть распределены следующим образом. На нескольких указывается актуальность, объект, предмет, проблема, цель, задачи исследования в соответствии с текстом доклада. Иногда на слайдах представляется структура дипломной работы, содержание глав, но это не несет смысловой нагрузки. Зато на слайдах могут указываться основные
понятия, на которые опирается автор. Может присутствовать слайд с информацией о методах проведения исследования. Обязательна серия слайдов с описанием результатов, достигнутых в исследовании, которые могут быть представлены не только в текстовой информации, но и в графиках, таблицах, иллюстрирующих данные проведенного исследования.
На последних слайдах указываются выводы, к которым привело исследование, практические предложения и возможные перспективы.
Объем презентации должен составлять не менее 10-12, но и не более 20-25 слайдов. Меньшее количество не позволяет раскрыть смысл излагаемого материала, большее количество превращается в формальное перелистывание страниц.
Каждый слайд должен иметь заголовок. Все слайды должны иметь сквозную нумерацию.
Оформление слайдов
-
Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона. -
Стиль включает в себя:-
общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков; -
общую цветовую схему дизайна слайда; -
цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.; -
параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи); -
способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
-
-
Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления материала. -
Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности. -
В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта. -
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. -
Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза. -
Цвет шрифта - темный на светлом фоне, без тени.
Правила использования текстовой информации
Не рекомендуется:
-
перегружать слайд текстовой информацией; -
использовать блоки сплошного текста; -
в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух; -
использовать переносы слов; -
использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков; -
текст слайда не должен повторять текст, который студент произносит вслух (слушатели прочитают его быстрее, чем расскажет автор, и потеряют интерес к его словам).
Рекомендуется:
-
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины — главные моменты дипломной работы; -
использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных; -
использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста; -
использование табличного формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями; -
выполнение общих правил оформления текста; -
тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков; -
горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах; -
каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста; -
идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.
Правила использования шрифтов
При выборе шрифтов для представления вербальной информации презентации следует учитывать следующие правила:
-
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. -
Учитывая, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times), то:-
для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты; -
для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом.
-
-
Текст должен быть читабельным (чтобы его можно было легко прочитать с самого дальнего места). -
Рекомендуемые размеры шрифтов:-
для заголовков — не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально — 36 пунктов; -
для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально — 24 пункта.
-
-
Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста. -
Для выделения информации следует использовать цвет, жирный и/или курсивный шрифт. -
Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.
Правила использования графической информации
При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:
• Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.
• Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
• Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
• Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.
• Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком.
• Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на-право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда.
• Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
-
с текстом; -
с таблицами; -
с диаграммами.
Некрасиво смотрятся на большом экране орфографические и пунктуационные ошибки. Это снижает впечатление от выступления. Можно и даже нужно попросить человека, грамотности которого вы доверяете, проверить текст.
В презентации можно использовать анимированные иллюстрации, однако это должно быть в меру. Слишком много анимации ухудшает восприятие. Возможности техники различные. Поэтому презентация, где слайды «вылетают», текст «выезжает» или появляется из ничего, может просто «зависнуть». Это один из случаев, когда показ вашего умения работать в PowerPoint, может сыграть злую шутку на защите.
Лучше подготовить простую презентацию с простой сменой слайдов.
Во время защиты можно поручить работу с мультимедийной презентацией однокурснику, поскольку управлять презентацией самому докладчику неудобно. Чтобы слайды соответствовали тексту, необходимо напечатать для иллюстратора еще один экземпляр доклада и разместить на нем инструкцию по смене слайдов. И, конечно, стоит 1-2 раза прорепетировать защиту вдвоем.
Презентация дипломной работы должна быть установлена на компьютер заранее – до начала процедуры защиты дипломов всей группы. На рабочем столе следует создать папку со своей фамилией, чтобы презентацию легко было найти. И проверить до защиты, откроется ли презентация на этом оборудовании, совместима ли программа, в которой создана Ваша презентация с возможностями рабочего компьютера, стоящего в аудитории.