Файл: Принципиальную модель управления проектами (УП), как представление о совокупности и взаимосвязях базовых понятий, можно представить в хронологическом (по фазам) и функциональном аспектах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальную модель управления проектами (УП), как представление о совокупности и взаимосвязях базовых понятий, можно представить в хронологическом (по фазам) и функциональном аспектах. Взаимосвязь фаз, функций и подсистем управления проектами можно представить трех мерным пространством в следующих координатах: Подсистемы управления проектом, Функции управления проектом, Фазы жизненного цикла проекта. В таком представлении система базовых понятий УП выглядит следующим образом. Проект - функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы. Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на конкретную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под его руководством, Другие участники проекта - лица, выполняющие отдельные специфические виды деятельности, или процессы по проекту. В работах по проекту — как правило, на условиях частичной занятости — могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции. Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения, установленных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству. Состав работ, объем работ, стоимость, время выполнения, качество результатов проекта представляют основные управляемые параметры проекта. Данные 5 параметров составляют обязательный базовый набор управляемых параметров любого проекта. В общем случае каждый из рассмотренных 5 параметров представляет целую группу. Особенности конкретного проекта находят свое выражение в степени детализации каждой из групп. Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации (декомпозиции) сводится к дифференциации проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять. Иными словами, структуризация проекта, т.е. установление взаимосвязи его составных частей, представляет такую форму декомпозиции, которая позволяет управлять каждой составной частью. Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта — специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта. Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект. Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную. Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на 5 фаз, в том числе:  концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;  фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками; 
фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации (строительство, маркетинг, обучение персонала);  фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;  эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию. Функции управления проектом включают:  планирование,  контроль,  анализ,  принятие решений,  составление и сопровождение бюджета проекта,  организацию осуществления,  мониторинг,  оценку,  отчетность,  экспертизу,  проверку и приемку,  бухгалтерский учет,  администрирование. Перечисленные 13 функций являются развитием 5 базовых функций управления. Особенности проекта как объекта управления выражаются в степени детализации базовых функций, ориентированной на обеспечение управляемости проектом. Понимая управляемость как набор реальных методов воздействия на процессы с тем, чтобы направленно изменять параметры проекта. Так, в частности, функция контроля детализирована на такие функции как мониторинг, оценка, отчетность, экспертиза, проверка и приемка, бухгалтерский учет. Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

Вопрос 2. Классификация проектов. В связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды специальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания, а влияние остальных факторов нейтрализуется с помощью стандартных процедур контроля. В зависимости от выбранных классификационных признаков можно выделить разные группы (типы) проектов. Рассмотрим «классические» типы проектов, классифицированные по масштабам, срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, конструктивному исполнению, участникам. Классификация проектов приведена в таблице ниже. Таблица - Классификация проектов Классификационные признаки Типы проектов По уровню проекта Проект Программа Система По масштабу (размеру) проекта Малый Средний Мегапроект По сложности Простой Организационно сложный Технически сложный Ресурсно сложный Комплексно сложный По срокам реализации Краткосрочный Средний Долгосрочный По требованиям к качеству и способам его обеспечения Бездефектный Модульный Стандартный По совокупности проектов Монопроект Мультипроект По уровню участников Отечественный: - государственный; - территориальный; - местный. Международный По характеру целевой задачи Антикризисный, Маркетинговый, Образовательный. Реформирование, Инновационный, Чрезвычайный. По объекту инвестиционной деятельности Финансовый, Инвестиционный. Реальный Инвестиционный По главной причине возникновения проекта Открывшиеся возможности Необходимость структурнофункциональных преобразований Реорганизация Реструктуризация Чрезвычайная ситуация Реинжиниринг Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так, в американской практике: - капиталовложения: до $10—15 млн.; - трудозатраты: до 40—50 тыс. человеко-часов. Примеры типичных малых проектов: опытно-промышленные установки, небольшие (часто в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств. Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует повышенной точности в определении объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы,

графика проекта и форм отчета, а также условий контракта. Мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например, развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т. д. Мегапроекты обладают рядом отличительных черт: - высокой стоимостью (порядка $1 млрд. и более); - капиталоемкостью — потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм; - трудоемкостью — 2 млн. человеко-часов на проектирование, 15—20 млн. человеко-часов на строительство; длительностью реализации: 5—7 и более лет; необходимостью участия других стран; - отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру; влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом. Наиболее характерные примеры отраслевых мегапроектов — проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе — и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2—3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла в среднем 5—7 лет, а стоимость — более $10—15 млрд. Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. Естественно, на практике встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности — например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др. — все это суть проявления сложности проектов. Краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. На таких объектах заказчик обычно идет на увеличение окончательной (фактической) стоимости проекта, против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении. Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно стоимость бездефектных проектов весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции). Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров. Нередко для решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях. Цель и стратегия проекта. Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов. Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Иными словами, миссия проекта это основной ориентир в определении всего комплекса целей (всех элементов дерева целей по организационным уровням) проекта. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий. Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры: - стратегический анализ; - разработка и выбор стратегии; - реализация стратегии. Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (в научно и практической литературе получивший название. SWOT-анализ). К числу факторов внешней среды относят: - технологические (уровень существующих, наличие новых технологий); - экологические (уровень загрязнения, мероприятия); - конкуренты (количество, размеры, сила). Внутренняя среда включает:  целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);  маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга); сбыт (объем продаж, скидки); каналы распределения (как, через кого продается); производство (оборудование, технология, площади); персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);  снабжение (поставщики, условия и системы поставки); исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет); финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);  номенклатура продукции (степень диверсификации); исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOTанализа разрабатывается стратегия. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:  корпоративная стратегия (общее направление развития, т. е. стратегия роста, сохранения или сокращения);  деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта
разрабатывается в рамках деловой стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода: 1. стратегию лидерства в издержках (т.е высокий уровень технологизации процессов); 2. стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению); 3. стратегию концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);  функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: - географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; ресурсообеспеченность (наличие, доступ); экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги): ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество); - социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст); - политические (внешняя, внутренняя, экономическая); - выбор корпоративной стратегии; - выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; - установка основного соотношения «продукт—рынок» для разработки концепции маркетинга; - функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции; - выбор оптимальной группы клиентов; - основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; - использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями. Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы. Существенным элементом стратегии является фактор т. н. организационной культуры, включающий:  видение (философию) организации;  господствующие ценности;  нормы и правила поведения;  ожидания предстоящих изменений;  процедуры и поведенческие ритуалы. . Результат проекта. Под результатом проекта понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка, новый технологический процесс, программное средство, строительный объект, реализованная учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная система качества и т. д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню. Управляемые параметры проекта. К управляемым параметрам проекта относят следующие: - объемы и виды работ по проекту; - стоимость, издержки, расходы по проекту; - временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ; - ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам; - качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и пр. Проект и процесс его реализации, осуществления — сложная система, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управление проектом — управляющая. Окружение проекта. Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации: -
проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой; - состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты), из его состава могут удаляться некоторые его элементы; - проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи. Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно «проект» и «внешнюю среду» в определенной степени условно. Причины этого заключаются в следующем: 1. Проект не является жестким стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять местоположение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно. 2. Некоторые элементы проекта могут использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением другого проекта). Под окружением проекта (понятием «участники проекта») предполагается понимать все, что может повлиять на его успех: социальные, экономические и политические условия, географические и климатические факторы, интересы потребителей продукции и конкуренты, используемая в проекте технология и потенциальные возможности новых научных достижений, психологический настрой исполнителей проекта и так называемой общественности. Окружение проекта представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных отношений, которые постоянно воздействуют друг на друга по мере реализации проекта. Проект, в свою очередь, тем или другим образом воздействует на окружающую среду, что может приводить к конфликтным ситуациям. Учет этих взаимозависимостей обязателен для обеспечения успеха проекта. Окружение имеет особенность изменяться во времени, особенно если проект длится несколько лет. Это может приводить к появлению дополнительных неопределенностей и рисков. Выявление и оперативный учет вновь возникающих факторов является одним из основных направлений работы руководителя проекта и его команды, особенно при поддержании тесных контактов с лицами и организациями, имеющими «вес» в обществе. Как видно, окружение проекта – очень широкое понятие. Поэтому его анализ (выявление всего комплекса факторов, степень их приоритетности, классификация) требует особой внимательности. К ближнему окружению проекта могут, к примеру, относиться следующие факторы:  руководство предприятия, которое определяет цели и основные требования к проекту. Руководство предприятия обобщает отдельные рекомендации экспертов и разрабатывает стратегию развития организации. К этому добавляется собственные требования руководства, например: – требования к результатам проекта, – требования к реализации проекта, – методика и порядок корректировки цели и требований к проекту со стороны отделов и специалистов предприятия и др.;  сфера финансов, которая определяет бюджетные рамки проекта, а также способы и источники финансирования проекта;  сфера сбыта, которая формирует требования к проекту, связанные с рынком сбыта, потребностями покупателей, наличием и действиями конкурентов;  сфера изготовления, которая может предъявлять требования по: –