Файл: Принципиальную модель управления проектами (УП), как представление о совокупности и взаимосвязях базовых понятий, можно представить в хронологическом (по фазам) и функциональном аспектах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отказу от некоторых технологических процессов, – использованию определенной технологии и оборудования, – загрузке простаивающих участков производства, – согласованию требований к проекту с возможностями рынка средств производства и др.; сфера материального обеспечения, которая предъявляет требования к проекту, связанные с возможностью обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам; сфера инфраструктуры, которая связана с рынком услуг и различного сервиса и выдвигает требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному, различным видам инженерного и другого обеспечения; сфера очистки и утилизации промышленных отходов, которая предъявляет требования к охране окружающей среды и рациональному использованию отходов производства. Помимо факторов ближнего окружения (среды предприятия), на реализацию проекта влияют факторы, образующие его дальнее окружение. Политические факторы: - политическая стабильность, - поддержка проекта правительством, - националистические проявления, - уровень преступности, - торговый баланс с участвующими странами, - участие в военных союзах. Экономические факторы: - структура национального хозяйства, - виды ответственности и имущественные права, в особенности право на землю, - тарифы и налоги, - страховые гарантии, - уровень инфляции и стабильность валюты, - развитость банковской системы, - источники инвестиций, - степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности, - развитость рыночной инфраструктуры, - уровень цен, - состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырья, материалов, рабочей силы и др. Общество, его характеристики и факторы: - условия и уровень жизни, - уровень образования, - свобода перемещений (въезд и выезд из страны), - трудовое законодательство, запрещение забастовок, - здравоохранение и медицина, условия отдыха, - общественные организации, средства массовой информации, - отношение местного населения к проекту. Законы и право: - права человека, - права предпринимательства, - права собственности, - законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот. Наука и техника: - уровень развития фундаментальных и прикладных наук, - уровень информационных технологий и компьютеризации
, - уровень производственных технологий, - энергетические системы, - транспортные системы, - связь, коммуникации. Культура: - уровень грамотности, - история, культурные традиции, религия, - культурные потребности, - уровень требований к качеству результатов и условий труда. Природные и экологические факторы: - климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др., - природные ресурсы, - расположение и связь с транспортными сетями, - стандарты по качеству воздушного пространства, водных источников и почвенного покрова, - санитарные требования к окружающей среде, - законодательство по защите окружающей среды, - характеристика состояния и тенденций развития экологической системы. Характеристики и факторы инфраструктуры: - средства транспорта, связи и коммуникации, - сети ЭВМ и информационные системы, - энергоснабжение, - коммунальные службы, - сырье и услуги, - сбытовая сеть, - логистика и материально-техническое снабжение, - промышленная инфраструктура. На проект, особенно на процесс его успешной реализации, существенное влияние оказывает внутренняя среда проекта: стиль руководства проектом определяет психологический климат и атмосферу в команде проекта, влияет на её творческую активность и работоспособность; специфическая организация проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей; участники проекта реализуют свои различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют требования в соответствии с их целями и мотивацией и оказывают влияние на проект в соответствии с собственными интересами, компетенцией и степенью участия в проекте; команда проекта является «мозговым центром», мотором и исполнительным органом проекта, от которого во многом зависит прогресс и успех проекта; методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между участниками проекта. По существу это «нервная система проекта», от степени совершенства которой зависит во многом его успех; экономические условия проекта связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами и льготами и другими экономическими факторами проекта и определяющими его основные экономические характеристики; социальные условия проекта характеризуются: - обеспечением стандартных условий жизни для участников проекта, - уровнем заработной платы, - предоставляемыми коммунальными услугами, - предоставляемыми социальными услугами (школы, детские сады, медобслуживание, отдых и т.д.), - условиями труда и техники безопасности, - страхованием и социальным обеспечением и др.; прочие факторы: - экологическое воздействие результатов проекта на окружающую среду, - уровень
компьютеризации и информатизации проекта, - организация, и система документации проекта и др. Однако степень влияния этих факторов для различных проектов различна. В таблице приведены экспертные данные о степени влияния факторов окружения проекта для основных типов и видов проектов сопоставимых масштабов. Таблица - Влияние факторов окружения на различные виды проектов (оценка экспертов) Типы и виды проектов Сферы влияния окружения проекта Политика Экономика Общество Закон и право Наука и техника Культура Природа Экология Инфраструктура Социальные 3 3 3 3 1 3 1 2 2 Экономические 3 3 2 3 1 2 0 1 1 Организационные 2 3 2 3 2 3 2 1 1 Инновационные 1 2 1 2 3 3 1 1 1 Инвестиционные 1 3 2 3 2 1 3 3 3 Примечание. 0 – нет влияния; 1 – малое влияние; 2 – среднее влияние; 3 – сильное влияние Из таблицы видно, что наибольшему влиянию внешнего окружения подвержены социальные и инвестиционные проекты, затем организационные, экономические, в меньшей степени – инновационные. Наибольшее влияние на проекты оказывают: экономика, законы и право, затем культура, что несколько неожиданно, и только после этого политика и общество. Наименьшее влияние на проекты оказывают природа, экология и инфраструктура. Проектный цикл. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также «жизненным циклом проекта»). Жизненный цикл проекта — исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Принципиальная структура проектного цикла состоит из следующих фаз: Концепция, Планирование и разработка, Осуществление, Завершение. Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение. Окончанием существования проекта может быть: - ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта; - перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; - достижение проектом заданных результатов; - прекращение финансирования проекта; - начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация); - вывод объектов проекта из эксплуатации. Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами. Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта. В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т. д. Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т. п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10—15 лет), но и необходимостью "более тщательного согласования действий организаций — участниц проекта. Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом. Примерное содержание фаз жизненного цикла проекта, применительно к действующим в РФ нормативным документам приведено на рис. 1. Содержание фаз проектного цикла — примерное и может быть изменено в соответствии с условиями конкретного региона отрасли. Рис. Примерное содержание фаз жизненного цикла проекта Таким образом, систематизирована и рассмотрена понятийная база управления проектами. Приведены основы управления проектами, обеспечивающие возможность углубленного изучения и практического применения дисциплины. Создана система перекрестных ссылок, облегчающих поиск детальной информации по любым аспектам управления проектом.
Вопрос 3. Метод управления проектом В основе метода лежит процессоориентированная методология, которая может быть приспособлена под специфику того или иного проекта. В основе процессноориентированной методологии лежит комплекс структурных элементов, логической организации, методов и средств деятельности, обеспечивающей достижение цели в рамках заданных ограничений. Характерной чертой данной методологии является обеспечение нацеленности всех элементов на цели проекта, подчинение задач и процессов управления целям проекта. Структурными элементами УП выступают задачи подпроцессы. В процессноориентированной методологии все ориентированио на формирование продуктового процесса с точки зрения целей проекта. В рамках такой методологии метод УП понимаем как образ действий по достижению целей проекта. Содержание образа действий состоит в организации процесса как с позиции формирования набора и содержания задач, так и управление процессами (подпроцессами). Процесс – это набор или цепочка взаимосвязанных задач и подпроцессов, отвечающих цели проекта. Результатом процесса является один или несколько ключевых результатов. Процессы управления проектом. Представленные на рис. 1 пять процессов управления в совокупности образуют полный комплект задач, необходимых для управления проектом как для компаний систематически обновляющих линейку товаров, так и в области информационных технологий. Любой проект включает в себя большинство из рассмотренных процессов. Процессы перекрываются друг с другом по времени и взаимоувязываются посредством общих выходных результатов. Рис.1. Процессы управления проектом Контроль и отчетность. Процесс Контроль и отчетность включает задачи, цель выполнения которых подтвердить область применения проекта и подходы к его выполнению, организовать управление изменениями и контроль за рисками. Также в рамках данного процесса рассматриваются вопросы, связанные с контролем планов проекта и подготовкой отчетности о состоянии проекта. Управление работами. Задачи процесса Управление работами позволяют определять, отслеживать и направлять всю работу, выполняемую по проекту. К целям, реализуемым в данном процессе, относится также мониторинг финансовых аспектов проекта. Управление ресурсами. Цель процесса Управление ресурсами заключается в достижении нужного для проекта уровня подбора персонала и подготовки инфраструктуры проекта. Управление качеством. Процесс Управление качеством содержит описание системы мер по обеспечению качества, реализация которых позволит достичь целей и ожиданий Заказчика в течение жизненного цикла проекта. Управление конфигурацией. Процесс Управление конфигурацией включает задачи, регламентирующие хранение, организацию и контроль всех элементов конфигурации, произведенных в рамках проекта и полученных для использования в проекте. Организация задач в проекте. В каждом процессе PJM все задачи и подпроцессы организованы в три группы представленных на рисунке 2. Такая организация предназначена для поддержки выполнения задач в тех процессах проекта, которые непосредственно отвечают за создание продуктов и услуг. Эти группы задач образуют модель жизненного цикла, которая может быть использована для организации проектных работ фактически любого типа. Рис. 2. Модель жизненного цикла Задачи планирования определяют рамки проекта с точки зрения области применения, качества, времени и стоимости. Кроме того, в этих задачах рассматриваются вопросы, связанные с организацией ресурсов для выполнения проекта. Подпроцессы контроля выполняются параллельно с исполняемыми задачами. Контроль осуществляется, чтобы убедиться в соответствии предпринимаемых шагов целям проекта, и, в случае необходимости, предпринять корректирующие действия. Подпроцессы контроля могут иметь как непрерывный характер, так и могут выполняться дискретно, по мере необходимости. Подпроцессы координируются друг с другом посредством обмена информацией и синхронизации своих действий. Задачи завершения формализуют процедуру приемки результатов проекта и организуют завершение проекта. Завершение означает достижение удовлетворительных итогов проекта и урегулирование всех нерешенных проблем до передачи результатов проекта Заказчику. Жизненный цикл управления проектом. Разделение проекта на этапы обеспечивает высокую степень контролируемости управления и снижает уровень неорганизованности. Окончание каждого этапа характеризуется подготовкой набора проектных результатов, которые передаются Заказчику для анализа и приемки. Каждый переход от одного этапа к другому представляет собой стратегическую точку в ходе выполнения проекта, в которой подтверждается развитие проекта в направлении, соответствующем потребностям Заказчика. Все вместе этапы проекта образуют жизненный цикл проекта. Совмещение описанной выше модели жизненного цикла и жизненного цикла проекта дает возможность продемонстрировать сроки выполнения тех или иных задач и подпроцессов управления проектом. Задачи планирования, контроля и завершения, входящие в каждый из процессов PJM, применяются для двух различны уровней управления – для управления проектом и для управления этапом. В результате в жизненном цикле управления проектом (рисунок 3) все задачи PJM образуют пять категорий. Рис. 3. Процессы и жизненный цикл управления проектом Таким образом, выделяют следующие категории жизненного цикла управления проектом: Планирование проекта – задачи, относящиеся к данной категории,
, - уровень производственных технологий, - энергетические системы, - транспортные системы, - связь, коммуникации. Культура: - уровень грамотности, - история, культурные традиции, религия, - культурные потребности, - уровень требований к качеству результатов и условий труда. Природные и экологические факторы: - климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др., - природные ресурсы, - расположение и связь с транспортными сетями, - стандарты по качеству воздушного пространства, водных источников и почвенного покрова, - санитарные требования к окружающей среде, - законодательство по защите окружающей среды, - характеристика состояния и тенденций развития экологической системы. Характеристики и факторы инфраструктуры: - средства транспорта, связи и коммуникации, - сети ЭВМ и информационные системы, - энергоснабжение, - коммунальные службы, - сырье и услуги, - сбытовая сеть, - логистика и материально-техническое снабжение, - промышленная инфраструктура. На проект, особенно на процесс его успешной реализации, существенное влияние оказывает внутренняя среда проекта: стиль руководства проектом определяет психологический климат и атмосферу в команде проекта, влияет на её творческую активность и работоспособность; специфическая организация проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей; участники проекта реализуют свои различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют требования в соответствии с их целями и мотивацией и оказывают влияние на проект в соответствии с собственными интересами, компетенцией и степенью участия в проекте; команда проекта является «мозговым центром», мотором и исполнительным органом проекта, от которого во многом зависит прогресс и успех проекта; методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между участниками проекта. По существу это «нервная система проекта», от степени совершенства которой зависит во многом его успех; экономические условия проекта связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами и льготами и другими экономическими факторами проекта и определяющими его основные экономические характеристики; социальные условия проекта характеризуются: - обеспечением стандартных условий жизни для участников проекта, - уровнем заработной платы, - предоставляемыми коммунальными услугами, - предоставляемыми социальными услугами (школы, детские сады, медобслуживание, отдых и т.д.), - условиями труда и техники безопасности, - страхованием и социальным обеспечением и др.; прочие факторы: - экологическое воздействие результатов проекта на окружающую среду, - уровень
компьютеризации и информатизации проекта, - организация, и система документации проекта и др. Однако степень влияния этих факторов для различных проектов различна. В таблице приведены экспертные данные о степени влияния факторов окружения проекта для основных типов и видов проектов сопоставимых масштабов. Таблица - Влияние факторов окружения на различные виды проектов (оценка экспертов) Типы и виды проектов Сферы влияния окружения проекта Политика Экономика Общество Закон и право Наука и техника Культура Природа Экология Инфраструктура Социальные 3 3 3 3 1 3 1 2 2 Экономические 3 3 2 3 1 2 0 1 1 Организационные 2 3 2 3 2 3 2 1 1 Инновационные 1 2 1 2 3 3 1 1 1 Инвестиционные 1 3 2 3 2 1 3 3 3 Примечание. 0 – нет влияния; 1 – малое влияние; 2 – среднее влияние; 3 – сильное влияние Из таблицы видно, что наибольшему влиянию внешнего окружения подвержены социальные и инвестиционные проекты, затем организационные, экономические, в меньшей степени – инновационные. Наибольшее влияние на проекты оказывают: экономика, законы и право, затем культура, что несколько неожиданно, и только после этого политика и общество. Наименьшее влияние на проекты оказывают природа, экология и инфраструктура. Проектный цикл. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также «жизненным циклом проекта»). Жизненный цикл проекта — исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Принципиальная структура проектного цикла состоит из следующих фаз: Концепция, Планирование и разработка, Осуществление, Завершение. Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение. Окончанием существования проекта может быть: - ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта; - перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; - достижение проектом заданных результатов; - прекращение финансирования проекта; - начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация); - вывод объектов проекта из эксплуатации. Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами. Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта. В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т. д. Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т. п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10—15 лет), но и необходимостью "более тщательного согласования действий организаций — участниц проекта. Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом. Примерное содержание фаз жизненного цикла проекта, применительно к действующим в РФ нормативным документам приведено на рис. 1. Содержание фаз проектного цикла — примерное и может быть изменено в соответствии с условиями конкретного региона отрасли. Рис. Примерное содержание фаз жизненного цикла проекта Таким образом, систематизирована и рассмотрена понятийная база управления проектами. Приведены основы управления проектами, обеспечивающие возможность углубленного изучения и практического применения дисциплины. Создана система перекрестных ссылок, облегчающих поиск детальной информации по любым аспектам управления проектом.
Вопрос 3. Метод управления проектом В основе метода лежит процессоориентированная методология, которая может быть приспособлена под специфику того или иного проекта. В основе процессноориентированной методологии лежит комплекс структурных элементов, логической организации, методов и средств деятельности, обеспечивающей достижение цели в рамках заданных ограничений. Характерной чертой данной методологии является обеспечение нацеленности всех элементов на цели проекта, подчинение задач и процессов управления целям проекта. Структурными элементами УП выступают задачи подпроцессы. В процессноориентированной методологии все ориентированио на формирование продуктового процесса с точки зрения целей проекта. В рамках такой методологии метод УП понимаем как образ действий по достижению целей проекта. Содержание образа действий состоит в организации процесса как с позиции формирования набора и содержания задач, так и управление процессами (подпроцессами). Процесс – это набор или цепочка взаимосвязанных задач и подпроцессов, отвечающих цели проекта. Результатом процесса является один или несколько ключевых результатов. Процессы управления проектом. Представленные на рис. 1 пять процессов управления в совокупности образуют полный комплект задач, необходимых для управления проектом как для компаний систематически обновляющих линейку товаров, так и в области информационных технологий. Любой проект включает в себя большинство из рассмотренных процессов. Процессы перекрываются друг с другом по времени и взаимоувязываются посредством общих выходных результатов. Рис.1. Процессы управления проектом Контроль и отчетность. Процесс Контроль и отчетность включает задачи, цель выполнения которых подтвердить область применения проекта и подходы к его выполнению, организовать управление изменениями и контроль за рисками. Также в рамках данного процесса рассматриваются вопросы, связанные с контролем планов проекта и подготовкой отчетности о состоянии проекта. Управление работами. Задачи процесса Управление работами позволяют определять, отслеживать и направлять всю работу, выполняемую по проекту. К целям, реализуемым в данном процессе, относится также мониторинг финансовых аспектов проекта. Управление ресурсами. Цель процесса Управление ресурсами заключается в достижении нужного для проекта уровня подбора персонала и подготовки инфраструктуры проекта. Управление качеством. Процесс Управление качеством содержит описание системы мер по обеспечению качества, реализация которых позволит достичь целей и ожиданий Заказчика в течение жизненного цикла проекта. Управление конфигурацией. Процесс Управление конфигурацией включает задачи, регламентирующие хранение, организацию и контроль всех элементов конфигурации, произведенных в рамках проекта и полученных для использования в проекте. Организация задач в проекте. В каждом процессе PJM все задачи и подпроцессы организованы в три группы представленных на рисунке 2. Такая организация предназначена для поддержки выполнения задач в тех процессах проекта, которые непосредственно отвечают за создание продуктов и услуг. Эти группы задач образуют модель жизненного цикла, которая может быть использована для организации проектных работ фактически любого типа. Рис. 2. Модель жизненного цикла Задачи планирования определяют рамки проекта с точки зрения области применения, качества, времени и стоимости. Кроме того, в этих задачах рассматриваются вопросы, связанные с организацией ресурсов для выполнения проекта. Подпроцессы контроля выполняются параллельно с исполняемыми задачами. Контроль осуществляется, чтобы убедиться в соответствии предпринимаемых шагов целям проекта, и, в случае необходимости, предпринять корректирующие действия. Подпроцессы контроля могут иметь как непрерывный характер, так и могут выполняться дискретно, по мере необходимости. Подпроцессы координируются друг с другом посредством обмена информацией и синхронизации своих действий. Задачи завершения формализуют процедуру приемки результатов проекта и организуют завершение проекта. Завершение означает достижение удовлетворительных итогов проекта и урегулирование всех нерешенных проблем до передачи результатов проекта Заказчику. Жизненный цикл управления проектом. Разделение проекта на этапы обеспечивает высокую степень контролируемости управления и снижает уровень неорганизованности. Окончание каждого этапа характеризуется подготовкой набора проектных результатов, которые передаются Заказчику для анализа и приемки. Каждый переход от одного этапа к другому представляет собой стратегическую точку в ходе выполнения проекта, в которой подтверждается развитие проекта в направлении, соответствующем потребностям Заказчика. Все вместе этапы проекта образуют жизненный цикл проекта. Совмещение описанной выше модели жизненного цикла и жизненного цикла проекта дает возможность продемонстрировать сроки выполнения тех или иных задач и подпроцессов управления проектом. Задачи планирования, контроля и завершения, входящие в каждый из процессов PJM, применяются для двух различны уровней управления – для управления проектом и для управления этапом. В результате в жизненном цикле управления проектом (рисунок 3) все задачи PJM образуют пять категорий. Рис. 3. Процессы и жизненный цикл управления проектом Таким образом, выделяют следующие категории жизненного цикла управления проектом: Планирование проекта – задачи, относящиеся к данной категории,