Файл: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для зачета

Покровский И.А. «Основные проблемы гражданского законодательства»

Основная концепция:

Автором рассмотрены основные институты гражданского права (собственность, владение, брак, деликты и т.д.). В достаточном смысле Покровский является компаративистом, в работе освещены ключевые изменения законодательства европейских стран, дана правовая оценка приведенным положениям, а также предложены варианты и формы заимствования. Система гражданского права должна опираться на разработки римского права, а также соответствовать современным реалиям (в либеральном ключе). Гражданское право зиждется на приеме децентрализации правого регулирования и в первую очередь должно учитывать интересы субъектов гражданского оборота (частных лиц).

Новизна:

  1. Деление права на публичное и частное не является исторической случайностью. В этом делении заложен глубокий смысл, который иногда понимается и осязается интуитивно. Выделен один критерий для деления права на публичное и частное: волевой.

  2. Автором описано два приема правового регулирования: централизации и децентрализации. Приемы являются самостоятельными, но не самодостаточными. Любому правопорядку присущи оба приема, они возникают одновременно и взаимообусловлены.

  3. «Границу» между частным и публичным правом установить невозможно. Историческое развитие подтверждает постоянное «движение границы» (например, семейное и уголовное право). Следовательно, комбинирование приемов обосновано, а критерий определения примерной границы не материальный, а формальный.

  4. Довод: «Прогресс общества требует широкого использования децентрализованного приема регулирования» опровергнут событиями ХХ века. В связи с чем, вопросы о соотношении государства и личности, а также пределах государственной власти не теряют своей актуальности.

  5. Институты гражданского права менее восприимчивы к политической конъюнктуре и историческому прогрессу, нежели нормы права публичного. Об относительной стабильности норм гражданского права свидетельствует рецепция римского права. Универсализм норм гражданского права отчасти обоснован Покровским в плоскости единства происхождения всех культур.

  6. Покровским, в качестве наблюдения, отмечено, что нормам, регулирующим имущественный оборот, присущ вненациональный характер, а семейному и наследственному праву – национальный. Таким образом, принята попытка определить национальные и международные черты правовых систем, а также выделено влияние развития международных торговых отношений на изменения в гражданском законодательстве.

  7. Покровский считает необоснованным и нежизнеспособным воззрения исторической школы права, в частности, Савиньи. Контраргументы выстроены на примере рецепции римского права, а также распространения влияния кодекса Наполеона.

  8. Вопрос заимствования наработок в области гражданского права других правовых систем не носит национального характера (т.е. не может быть отвергнут на основании разности культур и быта), единственные критерии для заимствования: целесообразность и практическая потребность.

  9. Догматическая юриспруденция изучает позитивное право и как, следствие, является логически ограниченной.

  10. Покровский широко используется понятие «юридическая личность» взамен понятия «лицо». В предложенное понятие вложен смысл, что человек как субъект отношений не является «средством».

  11. Покровским сформулирована необходимость регулирования и защиты нематериальных благ (имя и изображение человека, тайна переписки и т.д.), что является прогрессивной (на момент создания работы) позицией.

  12. Автором выдвинута идея о возможности придания любым нематериальным отношениям обязательственной природы и как следствие юридической силы подобных соглашений. Указанная позиция и по настоящее время является прогрессивной.

  13. Под юридическим лицом понимается абстракция, автор является противником теории фикции.

  14. Для создания юридического лица однозначно требуется воля учредителя. В отношении воли государства, Покровский придерживается позиции о приемлемости двух моделей: концессионной и свободного образования. На основе анализа опыта зарубежных стран ученый приходит к выводу, что первая модель в большей степени оправдана для коммерческих юридических лиц, вторая – для некоммерческих.

  15. Правоспособность юридического лица ограничена лишь законом и «добрыми нравами», в остальной части полностью является отражением акта частной воли.

  16. Выступает за либерализацию института брака, определяя его как соглашение двух равноправных граждан.


Минусы:

  1. Недостаточно ясно выражена позиция по праву собственности. Определена тенденция на социализацию отношений, что несколько «выделяется» из общей либеральной системы представлений и убеждений Покровского.

  2. Некоторые институты и права (к примеру, право на существование) в работе выделены, но достаточным образом не описаны и не рассмотрены, т.к. преимущественно «лежат» в области права публичного. Создает впечатление «вопроса без ответа».

Кондорсе Ж.А.

Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума (1794)

Концепция: Правовое развитие у Кондорсе предполагает развитие сознания и, как следствие прогресс существует в сфере сознания. Кондорсе яркий представитель естественно-правовых воззрений. Развитие (прогресс) связывал с индивидуальной свободой, с освобождением от различного рода предрассудков (религиозных, деспотических и т.д.). Прогресс в праве – прогресс в гуманизации правового регулирования.

Новизна:

  1. Историческая картина развития человечества представлена сквозь призму 10 эпох, в девяти из которых он использовал мировую историю, разделив её на 3 периода: древний, средневековый и нового времени. Десятая эпоха – прогноз.

  2. Первые 6 эпох – объединение человечества, развитие знаний, разделение труда, появление неравенства и рабства, увеличение несвободы под воздействием теологических предрассудков. Автор попытался проследить значимость различных форм хозяйства, технических изобретений, научных и философских открытий для общего развития человечества.

Эпохи 7-9 – изобретение книгопечатания, переворот человеческого разума, развитие науки и искусства, появление конституций, утверждение в умах идеи естественного права, географические открытия.

10 эпоха–проникновение новых идей в массы, чтобы общественные порядки были приведены в соответствие с идеями разума, установление разумного и справедливого порядка во всём мире, всеобщее равенство, счастье.

  1. Идея прогресса в самом общем виде вытекает из идеи преодолеть разные несвободы и войти в 10-ю эпоху.

  2. Каждая эпоха заканчивается каким-то рывком, открытием чего-нибудь нового.

  3. Мерилом человеческого развития считал человеческий разум, который питался идеей свободы. Оплодотворённый наукой ум должен раскрыть все творческие силы природы. Идея прогресса связана с развитием человеческого разума, которому автор придаёт особое значение.

  4. Несмотря на то, что был сторонником всеобщего равенства, признавал, что неравенство между людьми неизбежно: порожденное природой человека или социумом, личное (физические и духовные особенности человека) и имущественное.

  5. Верил в беспредельность человеческих возможностей, бесконечность процесса совершенствования человека.

  6. Считал, что каждое поколение располагает примерно тем же запасом умственной энергии, что и все прочие. Но с каждым последующим поколением разум совершенствуется.

  7. Внешние условия — социальная среда, общение, воспитание, политическое устройство — существенно влияют на разум, тормозя или ускоряя умственные процессы. Но в общем и в целом прогресс разума необратим.

  8. Все народы проходят одни и те же стадии развития. Разница в том, что одни народы идут по этому пути быстрее, другие — медленнее.


2 вида прогресса: быстрый и медленный. Быстрый прогресс происходит за счет особенно важных открытий и изобретений: алфавита, письменности, пороха, магнитной стрелки, колеса. Медленный осуществляется в процессе каждодневного, рутинного труда, повторения одних и тех же действий, которые «оттачиваются», совершенствуются и обрастают новыми полезными приемами. Так развиваются ремесла и искусства. Большое значение уделял принятию «правильных законов», которые соответствуют законам природы.

  1. У Кондорсе многие приобретения культуры двойственны. Они и ускоряют прогресс, и в то же самое время мешают развитию разума. В качестве примера – образование классов в первой эпохе. С одной стороны – разделение труда повышает эффективность, с другой стороны – способствует экономическому расслоению и духовному разобщению. Более того, иногда открытия вообще бесполезны для прогресса человеческого разума (например изобретение книгопечатания в Китае).

  2. В работе (в разделе 5 эпоха) высказана мысль о том, что упадок наук связан с покорением Греции Римом. В огромном Риме не было условий для развития философии и наук как в небольших греческих полисах, вследствие чего научный вакуум был заполнен христианством, настроенным негативно к научным открытиям.

  3. Ж.А. Кондорсе впервые в литературе задается вопросом как примирить естественные права (право на свободу и право на равенство)? Ведь если все будут равно свободны, то сильные, умные, хитрые, богатые получат преимущества перед слабыми, глупыми, наивными и бедными. И тогда окажется, что чем больше свободы, тем меньше равенства. С другой стороны, если сделать всех равными в каком-то отношении, то утратится свобода. До Кондорсе ученые, развивавшие позиции естественного права считали, что они раз естественны, значит законны, однако если в природе заложены лень, мстительность, себялюбие, то получается и они становятся законными?

  4. Впервые отметил стремление к либерализации в России в период правления Екатерины II. (Довольно спорно, учитывая существовавшее крепостное право и политику хоть и просвещенного, но абсолютизма.)

  5. Впервые высказал мысль о том, что необходимы новые методы организации знания. Важно соединить в систему большое количество разных идей и теорий — этому поможет новая техника обучения. Нужно сблизить различные науки, а также «искусства», т.е. технологии использования знаний. Этому должен помочь всемирный язык, употребляемый во всех науках и искусствах.

  6. Впервые высказывает мысль о том, что законы нужно принимать с применением теории вероятности. Нужно математически точно установить, какие следствия для широких масс народа будут иметь те или иные законы.



Минусы:


- Выводы Ж.А. Кондорсе о развитиях человечества в первых эпохах делаются на основании рассказов путешественников о наименее цивилизованных народах, что, безусловно, не является абсолютно достоверным источником.

- исторические эпохи жизни различных народов анализируются разрознено, часть исторического опыта вообще не подлежит анализу.

- Эпохи развития человеческого разума точно не датируются.

- большое влияние оказала Французская революция.

- делаются выводы о бесконечности развития человеческого разума, сам же опровергает идею бесконечного развития.

- противоречивые высказывания о недостижимости всеобщего равенства и о необходимости его достижения

Никола Кондорсе. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

Концепция: в данной работе излагаются этапы человеческого прогресса: факторы, «враги» прогресса. Прослеживается идея поступательного человеческого развития с отрицанием регресса как явления.

  1. Человеческий прогресс напрямую взаимосвязан с содержательной частью права: какие ценности и идеалы закрепляет и защищает право, какие возможности оно дает.

  2. Три институциональных необходимостей прогресса, от объема которых он зависит: информация (просвещение, образование, знания, преемственность), индивидуальная свобода личности и равенство людей в их доступе к информации.

  3. Человеческий прогресс зависит от уровня развития естественных прав человека. Право должно гарантировать и защищать то, что дано человеку природой.

  4. «Враги» человеческого прогресса: суеверия, предрассудки, политизация личных интересов правящих групп или одного лица, деспотия.

  5. Политика, мораль и религия являются социальными институтами, препятствующими прогрессу, поскольку именно в них культивируются и объективируются факторы, препятствующие прогрессу.

  6. Процесс познания основан либо на авторитете человека, либо на авторитете разума. При этом первый вид познания негативно влияет на прогресс.

  7. Автором не была дана оценка мотивации и желанию человечества прогрессировать. Несмотря на то, что у человечества есть цели прогресса, поставленные философами, учеными за нас, мы остаемся пассивными к прогрессу.

  8. Прогресс в праве – это прогресс в гуманизации правового регулирования.

  9. Идея золотой лестницы – человечество поступательно движется вперед, прогресс объективен и неизбежен, универсален, ускоряется с каждой новой исторической эпохой.

  10. Если посмотреть на события 20 века, то идея золотой лестницы, в призме глобальной войны, пренебрежения правами человека, утрачивает свой потенциал.

  11. 10 эпоха по Кондорсе – эпоха будущего. Но из тех достижений, что он описал, мы освоили лишь мизерную часть. Кондорсе слишком верил в человечество – взгляды, переполненные романтизмом. (он писал «Мы…мы…»)

  12. Фактическое неравенство вытекает напрямую из имущественного неравенства. Следовательно, необходимо гарантировать институты собственности, наследования, договорных отношений.

  13. Переход из одной эпохи в другую зависит от объема информационности, свободы человека и объема прав – равенства.

  14. Человеческий и технологический прогресс взаимосвязаны. Однако технологический прогресс может погубить человечество, а право должно поспевать в урегулировании социальных проблем и конфликтов вслед за технологически прогрессом.

  15. Использовать для принятия правильных законов, для проведения финансовой политики математику и теорию вероятностей.

  16. Должна быть обеспечена доступность знаний для народа. Ни одна социальная группа не имеет права монополизировать знания.

  17. В мире может складываться ситуация большего развития одних народов по сравнению с другим, цель более развитого народа помогать и показывать менее развитым народам путь к прогрессу, в частности к образованию, т.е. уменьшать разрыв в лестнице прогресса.


Рудольф фон Иеринг. «Борьба за право».

Концепция: Иеринг попытался обосновать идею, что право – это результат борьбы отдельного человека, его правовой активности, которая объективирует наличие действенных механизмов для защиты субъективных прав человека.

  1. Существование права – его бытие – зависит от действенных механизмов защиты субъективных прав. Право без защиты пусто.

  2. Правовая пассивность людей – враг правового прогресса.

  3. Государство должно заботиться о национальном правовом чувстве (сознательности) людей - их отношению к авторитету права.

  4. Борьба за право в контексте защиты субъективных прав – обязанность каждого – призывать к ответу нарушителей.

  5. В обществе должен быть сформирован действенный институт юридической ответственности.

  6. Цель права – мир, однако к миру прийти можно только через войну.

  7. Причины латентной преступности в обществе и спокойствия в целом – пассивность потерпевшего лица.

  8. Пассивность потерпевших лиц заключается в сомнениях в положительном исходе дела, боязни потерять время, в незначительности причиненного ущерба, неокупаемость самого разбирательства, дифференциация на властвующих и подвластных.

  9. Право имеет двойственную природу: 1) Право как цель 2) Право как средство.

  10. Борьба человека за право – залог крепкой связи. Право, добываемое без борьбы, может быть легко отнято. «Борьба, которую требует право – это благословение».

  11. При нарушении частных интересов у правообладателя есть выбор: пожертвовать правом ради спокойствия или пожертвовать спокойствием ради права.

  12. Зависимость между личностью и правом проявляется в интересе – практической сущности права в субъективном смысле. Удар по праву задевает интересы личности в конечном итоге.

  13. Основой развития может только разрушение старого фундамента права, подобно как смерть порождает жизнь, т.е. только через уничтожение чего-либо может быть построено более новое.

  14. Концепция справедливой войны и образования чувства единства нации на основе защите своей территории. «Позволяя отнять метр земли своей территории без борьбы за нее, нация подписывает себе смертный приговор».

  15. Право отдельного есть право всего государства, с нарушением первого, рушится право всего государства.

  16. Защита своего права следует великой цели защите интересов всего общества, подобно судье исполняющему свой долг или полицейскому, рассылающего везде своих агентов.

  17. Несовершенство правовых учреждении государства всегда должно чутко реагировать на правовое чувство, в противном случае борьба за закон становится борьбой против закона. Дуэли, Суд Линча – признаки слабости и неадекватности в защите прав отдельных слоев государством.