Файл: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского законодательства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для зачета
Покровский И.А. «Основные проблемы гражданского законодательства»
Основная концепция:
Автором рассмотрены основные институты гражданского права (собственность, владение, брак, деликты и т.д.). В достаточном смысле Покровский является компаративистом, в работе освещены ключевые изменения законодательства европейских стран, дана правовая оценка приведенным положениям, а также предложены варианты и формы заимствования. Система гражданского права должна опираться на разработки римского права, а также соответствовать современным реалиям (в либеральном ключе). Гражданское право зиждется на приеме децентрализации правого регулирования и в первую очередь должно учитывать интересы субъектов гражданского оборота (частных лиц).
Новизна:
-
Деление права на публичное и частное не является исторической случайностью. В этом делении заложен глубокий смысл, который иногда понимается и осязается интуитивно. Выделен один критерий для деления права на публичное и частное: волевой. -
Автором описано два приема правового регулирования: централизации и децентрализации. Приемы являются самостоятельными, но не самодостаточными. Любому правопорядку присущи оба приема, они возникают одновременно и взаимообусловлены. -
«Границу» между частным и публичным правом установить невозможно. Историческое развитие подтверждает постоянное «движение границы» (например, семейное и уголовное право). Следовательно, комбинирование приемов обосновано, а критерий определения примерной границы не материальный, а формальный. -
Довод: «Прогресс общества требует широкого использования децентрализованного приема регулирования» опровергнут событиями ХХ века. В связи с чем, вопросы о соотношении государства и личности, а также пределах государственной власти не теряют своей актуальности. -
Институты гражданского права менее восприимчивы к политической конъюнктуре и историческому прогрессу, нежели нормы права публичного. Об относительной стабильности норм гражданского права свидетельствует рецепция римского права. Универсализм норм гражданского права отчасти обоснован Покровским в плоскости единства происхождения всех культур. -
Покровским, в качестве наблюдения, отмечено, что нормам, регулирующим имущественный оборот, присущ вненациональный характер, а семейному и наследственному праву – национальный. Таким образом, принята попытка определить национальные и международные черты правовых систем, а также выделено влияние развития международных торговых отношений на изменения в гражданском законодательстве. -
Покровский считает необоснованным и нежизнеспособным воззрения исторической школы права, в частности, Савиньи. Контраргументы выстроены на примере рецепции римского права, а также распространения влияния кодекса Наполеона. -
Вопрос заимствования наработок в области гражданского права других правовых систем не носит национального характера (т.е. не может быть отвергнут на основании разности культур и быта), единственные критерии для заимствования: целесообразность и практическая потребность. -
Догматическая юриспруденция изучает позитивное право и как, следствие, является логически ограниченной. -
Покровский широко используется понятие «юридическая личность» взамен понятия «лицо». В предложенное понятие вложен смысл, что человек как субъект отношений не является «средством». -
Покровским сформулирована необходимость регулирования и защиты нематериальных благ (имя и изображение человека, тайна переписки и т.д.), что является прогрессивной (на момент создания работы) позицией. -
Автором выдвинута идея о возможности придания любым нематериальным отношениям обязательственной природы и как следствие юридической силы подобных соглашений. Указанная позиция и по настоящее время является прогрессивной. -
Под юридическим лицом понимается абстракция, автор является противником теории фикции. -
Для создания юридического лица однозначно требуется воля учредителя. В отношении воли государства, Покровский придерживается позиции о приемлемости двух моделей: концессионной и свободного образования. На основе анализа опыта зарубежных стран ученый приходит к выводу, что первая модель в большей степени оправдана для коммерческих юридических лиц, вторая – для некоммерческих. -
Правоспособность юридического лица ограничена лишь законом и «добрыми нравами», в остальной части полностью является отражением акта частной воли. -
Выступает за либерализацию института брака, определяя его как соглашение двух равноправных граждан.
Минусы:
-
Недостаточно ясно выражена позиция по праву собственности. Определена тенденция на социализацию отношений, что несколько «выделяется» из общей либеральной системы представлений и убеждений Покровского. -
Некоторые институты и права (к примеру, право на существование) в работе выделены, но достаточным образом не описаны и не рассмотрены, т.к. преимущественно «лежат» в области права публичного. Создает впечатление «вопроса без ответа».
Кондорсе Ж.А.
Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума (1794)
Концепция: Правовое развитие у Кондорсе предполагает развитие сознания и, как следствие прогресс существует в сфере сознания. Кондорсе яркий представитель естественно-правовых воззрений. Развитие (прогресс) связывал с индивидуальной свободой, с освобождением от различного рода предрассудков (религиозных, деспотических и т.д.). Прогресс в праве – прогресс в гуманизации правового регулирования.
Новизна:
-
Историческая картина развития человечества представлена сквозь призму 10 эпох, в девяти из которых он использовал мировую историю, разделив её на 3 периода: древний, средневековый и нового времени. Десятая эпоха – прогноз. -
Первые 6 эпох – объединение человечества, развитие знаний, разделение труда, появление неравенства и рабства, увеличение несвободы под воздействием теологических предрассудков. Автор попытался проследить значимость различных форм хозяйства, технических изобретений, научных и философских открытий для общего развития человечества.
Эпохи 7-9 – изобретение книгопечатания, переворот человеческого разума, развитие науки и искусства, появление конституций, утверждение в умах идеи естественного права, географические открытия.
10 эпоха–проникновение новых идей в массы, чтобы общественные порядки были приведены в соответствие с идеями разума, установление разумного и справедливого порядка во всём мире, всеобщее равенство, счастье.
-
Идея прогресса в самом общем виде вытекает из идеи преодолеть разные несвободы и войти в 10-ю эпоху. -
Каждая эпоха заканчивается каким-то рывком, открытием чего-нибудь нового. -
Мерилом человеческого развития считал человеческий разум, который питался идеей свободы. Оплодотворённый наукой ум должен раскрыть все творческие силы природы. Идея прогресса связана с развитием человеческого разума, которому автор придаёт особое значение. -
Несмотря на то, что был сторонником всеобщего равенства, признавал, что неравенство между людьми неизбежно: порожденное природой человека или социумом, личное (физические и духовные особенности человека) и имущественное. -
Верил в беспредельность человеческих возможностей, бесконечность процесса совершенствования человека. -
Считал, что каждое поколение располагает примерно тем же запасом умственной энергии, что и все прочие. Но с каждым последующим поколением разум совершенствуется. -
Внешние условия — социальная среда, общение, воспитание, политическое устройство — существенно влияют на разум, тормозя или ускоряя умственные процессы. Но в общем и в целом прогресс разума необратим. -
Все народы проходят одни и те же стадии развития. Разница в том, что одни народы идут по этому пути быстрее, другие — медленнее.
2 вида прогресса: быстрый и медленный. Быстрый прогресс происходит за счет особенно важных открытий и изобретений: алфавита, письменности, пороха, магнитной стрелки, колеса. Медленный осуществляется в процессе каждодневного, рутинного труда, повторения одних и тех же действий, которые «оттачиваются», совершенствуются и обрастают новыми полезными приемами. Так развиваются ремесла и искусства. Большое значение уделял принятию «правильных законов», которые соответствуют законам природы.
-
У Кондорсе многие приобретения культуры двойственны. Они и ускоряют прогресс, и в то же самое время мешают развитию разума. В качестве примера – образование классов в первой эпохе. С одной стороны – разделение труда повышает эффективность, с другой стороны – способствует экономическому расслоению и духовному разобщению. Более того, иногда открытия вообще бесполезны для прогресса человеческого разума (например изобретение книгопечатания в Китае). -
В работе (в разделе 5 эпоха) высказана мысль о том, что упадок наук связан с покорением Греции Римом. В огромном Риме не было условий для развития философии и наук как в небольших греческих полисах, вследствие чего научный вакуум был заполнен христианством, настроенным негативно к научным открытиям. -
Ж.А. Кондорсе впервые в литературе задается вопросом как примирить естественные права (право на свободу и право на равенство)? Ведь если все будут равно свободны, то сильные, умные, хитрые, богатые получат преимущества перед слабыми, глупыми, наивными и бедными. И тогда окажется, что чем больше свободы, тем меньше равенства. С другой стороны, если сделать всех равными в каком-то отношении, то утратится свобода. До Кондорсе ученые, развивавшие позиции естественного права считали, что они раз естественны, значит законны, однако если в природе заложены лень, мстительность, себялюбие, то получается и они становятся законными? -
Впервые отметил стремление к либерализации в России в период правления Екатерины II. (Довольно спорно, учитывая существовавшее крепостное право и политику хоть и просвещенного, но абсолютизма.) -
Впервые высказал мысль о том, что необходимы новые методы организации знания. Важно соединить в систему большое количество разных идей и теорий — этому поможет новая техника обучения. Нужно сблизить различные науки, а также «искусства», т.е. технологии использования знаний. Этому должен помочь всемирный язык, употребляемый во всех науках и искусствах. -
Впервые высказывает мысль о том, что законы нужно принимать с применением теории вероятности. Нужно математически точно установить, какие следствия для широких масс народа будут иметь те или иные законы.
Минусы:
- Выводы Ж.А. Кондорсе о развитиях человечества в первых эпохах делаются на основании рассказов путешественников о наименее цивилизованных народах, что, безусловно, не является абсолютно достоверным источником.
- исторические эпохи жизни различных народов анализируются разрознено, часть исторического опыта вообще не подлежит анализу.
- Эпохи развития человеческого разума точно не датируются.
- большое влияние оказала Французская революция.
- делаются выводы о бесконечности развития человеческого разума, сам же опровергает идею бесконечного развития.
- противоречивые высказывания о недостижимости всеобщего равенства и о необходимости его достижения
Никола Кондорсе. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».
Концепция: в данной работе излагаются этапы человеческого прогресса: факторы, «враги» прогресса. Прослеживается идея поступательного человеческого развития с отрицанием регресса как явления.
-
Человеческий прогресс напрямую взаимосвязан с содержательной частью права: какие ценности и идеалы закрепляет и защищает право, какие возможности оно дает. -
Три институциональных необходимостей прогресса, от объема которых он зависит: информация (просвещение, образование, знания, преемственность), индивидуальная свобода личности и равенство людей в их доступе к информации. -
Человеческий прогресс зависит от уровня развития естественных прав человека. Право должно гарантировать и защищать то, что дано человеку природой. -
«Враги» человеческого прогресса: суеверия, предрассудки, политизация личных интересов правящих групп или одного лица, деспотия. -
Политика, мораль и религия являются социальными институтами, препятствующими прогрессу, поскольку именно в них культивируются и объективируются факторы, препятствующие прогрессу. -
Процесс познания основан либо на авторитете человека, либо на авторитете разума. При этом первый вид познания негативно влияет на прогресс. -
Автором не была дана оценка мотивации и желанию человечества прогрессировать. Несмотря на то, что у человечества есть цели прогресса, поставленные философами, учеными за нас, мы остаемся пассивными к прогрессу. -
Прогресс в праве – это прогресс в гуманизации правового регулирования. -
Идея золотой лестницы – человечество поступательно движется вперед, прогресс объективен и неизбежен, универсален, ускоряется с каждой новой исторической эпохой. -
Если посмотреть на события 20 века, то идея золотой лестницы, в призме глобальной войны, пренебрежения правами человека, утрачивает свой потенциал. -
10 эпоха по Кондорсе – эпоха будущего. Но из тех достижений, что он описал, мы освоили лишь мизерную часть. Кондорсе слишком верил в человечество – взгляды, переполненные романтизмом. (он писал «Мы…мы…») -
Фактическое неравенство вытекает напрямую из имущественного неравенства. Следовательно, необходимо гарантировать институты собственности, наследования, договорных отношений. -
Переход из одной эпохи в другую зависит от объема информационности, свободы человека и объема прав – равенства. -
Человеческий и технологический прогресс взаимосвязаны. Однако технологический прогресс может погубить человечество, а право должно поспевать в урегулировании социальных проблем и конфликтов вслед за технологически прогрессом. -
Использовать для принятия правильных законов, для проведения финансовой политики математику и теорию вероятностей. -
Должна быть обеспечена доступность знаний для народа. Ни одна социальная группа не имеет права монополизировать знания. -
В мире может складываться ситуация большего развития одних народов по сравнению с другим, цель более развитого народа помогать и показывать менее развитым народам путь к прогрессу, в частности к образованию, т.е. уменьшать разрыв в лестнице прогресса.
Рудольф фон Иеринг. «Борьба за право».
Концепция: Иеринг попытался обосновать идею, что право – это результат борьбы отдельного человека, его правовой активности, которая объективирует наличие действенных механизмов для защиты субъективных прав человека.
-
Существование права – его бытие – зависит от действенных механизмов защиты субъективных прав. Право без защиты пусто. -
Правовая пассивность людей – враг правового прогресса. -
Государство должно заботиться о национальном правовом чувстве (сознательности) людей - их отношению к авторитету права. -
Борьба за право в контексте защиты субъективных прав – обязанность каждого – призывать к ответу нарушителей. -
В обществе должен быть сформирован действенный институт юридической ответственности. -
Цель права – мир, однако к миру прийти можно только через войну. -
Причины латентной преступности в обществе и спокойствия в целом – пассивность потерпевшего лица. -
Пассивность потерпевших лиц заключается в сомнениях в положительном исходе дела, боязни потерять время, в незначительности причиненного ущерба, неокупаемость самого разбирательства, дифференциация на властвующих и подвластных. -
Право имеет двойственную природу: 1) Право как цель 2) Право как средство. -
Борьба человека за право – залог крепкой связи. Право, добываемое без борьбы, может быть легко отнято. «Борьба, которую требует право – это благословение». -
При нарушении частных интересов у правообладателя есть выбор: пожертвовать правом ради спокойствия или пожертвовать спокойствием ради права. -
Зависимость между личностью и правом проявляется в интересе – практической сущности права в субъективном смысле. Удар по праву задевает интересы личности в конечном итоге. -
Основой развития может только разрушение старого фундамента права, подобно как смерть порождает жизнь, т.е. только через уничтожение чего-либо может быть построено более новое. -
Концепция справедливой войны и образования чувства единства нации на основе защите своей территории. «Позволяя отнять метр земли своей территории без борьбы за нее, нация подписывает себе смертный приговор». -
Право отдельного есть право всего государства, с нарушением первого, рушится право всего государства. -
Защита своего права следует великой цели защите интересов всего общества, подобно судье исполняющему свой долг или полицейскому, рассылающего везде своих агентов. -
Несовершенство правовых учреждении государства всегда должно чутко реагировать на правовое чувство, в противном случае борьба за закон становится борьбой против закона. Дуэли, Суд Линча – признаки слабости и неадекватности в защите прав отдельных слоев государством.