Файл: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АЛЕКСЕЕВ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
Концепция: Алексеев рассматривает собственность как явление не только со всесторонне-догматической и глубоко теоретической позиций, но и раскрывая его сущностные философско-нравственные принципы. Одной из центральных идей данной работы является положение о том, что именно собственность сыграла решающую роль в развитии человечества. С. С. Алексеев, считающий необходимым укреплять «вещную суть права собственности», которая выражается в ее персонализме, частном характере, а также в свойстве абсолютности (исключительности). В этом качестве она способна выступать главным стимулом к инновациям, интенсивному труду, импульсом к инвестициям, фактором риска и ответственности, приводит к постоянной конкуренции, прогрессу общества.

Новизна:

    1. Считает, что у собственности есть 3 исходные начала:

А) Собственность – это обладание определенными внешними объективированными предметами, как объектами п.с. иными предметами. Связь без каких либо посредствующих звеньев (без посредников) напрямую: ЛИЦО – ВЕЩЬ.

Б) Собственник имеет полное, АБСОЛЮТНОЕ, исключительное право в отношении данных предметов. Собственность – это власть лиц над объектами собственности, причем власть своя, ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ (такая же как власть человека над собой, над своими физическими возможностями и умениям). Эти отношения является односторонними, главное – отношения, только и существующие в паре «человек-вещь» (абсолютная, исключительная власть человека над вещью).

В) Отношение к вещам как к своим – это самое главное, изюминка права собственности. Собственность - это продолжение человека в вещах. Продолжение – в значение «отношение как к самому себе», распространение персонального господства человека, абсолютной и исключительной власти, данной природой применительно к нему самому, так же и в отношении внешних предметов. ЭТО ОТЛИЧНАЯ ОТ ТЕОРИИ ПРИСВОЕНИЯ ПОЗИЦИЯ. Собственность становится «частями самого человека», его бытия, инструментами его физических возможностей и разума.

  1. Собственность это ИДЕАЛЬНОЕ владение, в результате отношений собственности идеализируется субъект и объект. Объект – это не есть вещь в физическом смысле, вещь это нечто идеальное (навыки, умения, деловая репутация и др.).

  2. По своей исконной, первородной сути собственность во всем объеме своих качеств является собственностью персонифицированной, т.е. ЧАСТНОЙ собственностью. Только частная собственность может быть продолжением человека, продолжением господства.

  3. Автор выделяет следующие социальные функции собственности:


- главная и мотивационная основа активной созидательной деятельности человека, в области производства, экономики,

- импульс, толкающий производителя на риск в хозяйственной деятельности,

- сила, обременяющая собственника социальной ответственностью за результаты использования своего имущества, за успех своего дела,

- фактор, обусловливающий «собственные» инвестиции в экономику.

  1. Собственность – важнейший мотиватор людей, т.е. собственность внутренне мотивирует людей. Основа творческой, социальной деятельности, экономического развития.

  2. Приравнивает понятия СОБСТВЕННОСТЬ = ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. Собственность без права собственности теряет всякий смысл, основы существования. Называет их тождественными.

  3. Право собственности, слово «право» может рассматриваться в двух различных юр значениях: 1) объективное право (совокупность юридических норм о собственности) 2) субъективное право (т.е. как правомочия, личные возможности, принадлежащие субъекту: пользования, распоряжения, владения).

  4. Права собственника должны получить всестороннее – законодательное урегулирование. Есть только права, обязанностей нет. Правовой статус собственника имеет общедозволительный характер (позволяет собственнику в пределах закона строить поведение в отношении объектов собственности по своему усмотрению.

  5. Собственник обладает полными, но не безграничными правами обладания принадлежавшими ему вещами. Правовой статус собственника характеризуется бременем собственности (это бремя содержания, риск случайной гибели). Алексеев предлагает ввести более широкое понимание «бремени собственности в целом» - т.е. права собственника они не безграничны, они ограничены общими правовыми началами.

  6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ очень тесно связаны с собственностью, неотделимы от нее. Более того, по сути дела право собственности возникает и реализуется именно через обязательства. Собственность живет в обязательствах, является их элементом.

  7. Виды собственности: государственная, муниципальная, частная и иные. (по Конституции РФ) ИНЫЕ – собственность общественных объединений, ЮЛ, коллективная собственность. Сам Алексеев считал, что собственность бывает в двух формах: 1) собственность как таковая (собственность в полном объеме своих качеств, т.е. частная собственность) и государственная собственность. Остальные модификации форм собственности легко распределяются между двумя.

  8. Государственная собственность – лишена основных качеств собственности как отношения вещам как к своим и социальным функциям, раскрывающих весь смысл продолжения человека в вещах. Государственная собственность мб оправдана лишь в условиях общего доминирования частной собственности.

  9. Объекты собственности: 1) прежде всего вещи в значении материальных объектов, а также в результате деятельности человека 2) нематериальные блага (честь и достоинства) и «свершения творчества и разума»: авторства изобретения, которые со временем утвердились в интеллектуальную собственность 3) знаки, знаки-носители – ЦБ, бездокументарные и электронные 4) деньги 5) имущественные комплексы – т.е. предприятия в целом, коммерческие общества, в которые включается все вплоть до персонала. Но например, в АО все компоненты в качестве вещей исчезают ибо к каждому участнику общества все без остатка его имущество подразделяется только в плоскости его денежного выражения, причем лишь на акции, воплощающие одни только обязательственные отношения.

  10. В связи с этим в литературе считают необходимым добавить «триаду» правомочием управления в отношении имущественных комплексов.

  11. Корпоративные отношения и право собственности. Корпоративные отношения это отношения управления, обязательственные отношения, не имеющие признаков характерных для собственности или интеллектуальной собственности. Это отношения второго порядка – отношения со множественным составом субъектов собственников (множественная собственность).



Минусы: 1. Вышел за предмет рассмотрения (относится к вещи как к своей) – как это понимать с точки юриспруденции? Слишком абстрактно.

2. Понимает собственность как отношения Субъект – Объект. НЕПРАВИЛЬНО ПО МНЕНИЮ АРХИПОВА. Нужно понимать Субъект – субъект. Собственность-это признание правопорядком, государством. Когда государство в лице определенных процедур признает что ты собственник, тогда и становишься собственником. если относится к школьному столу как к своему и постоянно на нем сидеть – то ведь я не стану собственником.

3. Алексеев считает, что собственность утрачивает вещный характер, а Архипов говорит, что для юристов эта проблема не имеет никакого значения, типа собственность же все равно есть.
Более подробно про «Исходные начала собственности» по Алексееву:

1. вещи, иные вешнее объективированные предметы как объект собственности. Это прямая и непосредственная связь собственности с ее объектом – вещью, иным внешне объективированным предметом (лицо-вещь). В соответствии с этим собственность имеет вещный характер, а особенности собственности определяются через специфику и дифференциацию вещей. Вещь стала принадлежностью его права, соединилась с ним.

2. полное, абсолютное обладание объектом собственности. Это предельно широкое, наиболее полное обладание вещами, иными предметами, а также их «знаками-носителями». Собственность представляет собой власть лица над объектами собственности, причем власть свою, персонифицированную. Момент власти - в ином, не широко распространенном политическом значении, как это принято в современной практике и лексике, но в данном случае как власти «собственнической, вещной», замкнутой в основном на вещах, на материальной основе экономической, хозяйственной деятельности, - является конститутивным элементом собственности. Именно момент власти является основой тех возможностей, того простора, которые открываются перед собственником в использовании вещей в экономических процессах, в ходе жизнедеятельности человека.

3. отношение к вещам «как к своим». Это такая связь лица с объектом собственности, которая отражает отношение к вещам «как к своим». Раскрывается сама суть собственности, ее, так сказать, «изюминка», смысл, истинно философское понимание. Ибо сама формула «отношение как к своим», притом с учетом характеристики собственности как персонифицированной власти, выводит на единственно плодотворный, конструктивный путь разработки категорий собственности – на ее понимание с точки зрения субъекта собственности – человека.


Нерсесянц В.С. «Философия права»
Концепция: В либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция (юридико-логическая конструкция, схема, модель) различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права - то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа (от произвола, с одной стороны, от моральных, религиозных и иных социальных норм, с другой стороны), т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя (правоустановительной власти). Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила (нормы).
Новизна:

  1. Нерсесянц В.С. выделил два противоположных подхода в понимании права и государства - типа правопонимания: юридическое и легистское (позитивистский),

Либертарно-юридической концепция – относится к юридическому типу правопонимания, новая и самостоятельная концепция правопонимания, которая не относится ни к естественному праву (юснатурализму), ни к позитивизму (легизму).

  1. Предметом либертарно-юридической концепции – является право (как сущность) и закон (как публично-властное, официально-обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении).

  2. Под сущностью права имеется ввиду принцип формального равенства, который, представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права - всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. При этом существование одного без других свойств невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры).

  3. Компоненты принципа формального равенства (равная мера, свобода и справедливость) относятся к сфере права, а не к сфере морали, нравственности, религии и т.д., поскольку все эти и другие неправовые сферы (и присущие им формы и нормы регуляции) носят ограниченный, частичный характер, имеют какое-то фактическое (неформализованное) содержание (в силу множественности различных моральных, нравственных, религиозных форм, норм и представлений о должном, отсутствия единой и всеобщей морали, нравственности, религии и т.д.), и лишены той присущей лишь праву абстрактно-всеобщей формы (и всеобщей формализации), в которой только и можно выразить абстрактно-всеобщий, абсолютно (универсально) формализованный смысл равенства, свободы и справедливости в соответствующем социуме. Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода - равную меру и справедливость, справедливость - равную меру и свободу.

  4. Право по определению справедливо, это свойство права. Только право и по-настоящему справедливо (ведь справедливость потому и справедлива, что она выражает всеобщую правильность).





  1. Право рассматривается как всеобщая, необходимая и единственная форма бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей.

  2. Право – это выражение свободы в социальной жизни, в то же время – это выражение границ этой свободы. Право устанавливает эти границы, пресекая произвол и злоупотребления.

  3. Свобода – главный критерий социального развития и основного достижения человеческой цивилизации.

  4. Не каждый закон выражает право, только правовой закон выражает право. Правовой закон имеет необходимые правовые качества, выражает свободу, равенство и справедливость.

  5. Право говорит и действует языком и мерами равенства и благодаря этому выражает свободу людей. В этом смысле можно сказать, что право - математика свободы.

  6. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. 

  7.  Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая "свобода" без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы - идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного "фактического равенства", подменой равенства уравниловкой и т.д.). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) - всегда произвол.

  8. Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще. Поэтому признание различных индивидов формально равными — это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т. д., но это не означает равенства уже приобретенных конкретных прав на индивидуально-конкретные вещи, блага и т. д.

  9. Право и государство являются необходимыми всеобщими формами соответственно нормативного и институционно-властного выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей. Эта свобода индивидов выражается прежде всего в том, что они выступают как формально равные лица - как субъекты права и субъекты государства. С учетом сказанного можно дать следующее определение общего понятия государства: государство - это правовая (т.е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов.

  10. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой необходимую (и пока что до сих пор единственно возможную) форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Социально-исторические этапы развития права и государства - это прогрессирующие ступени осуществления начал равенства, свободы и справедливости в человеческих отношениях.