Файл: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Минусы:

- относительно слабое внимание уделено собственно правовой материи: понятия, конструкции, институты. Автор не углубляется в правовую сферу. Данная теория скорее является философской, нежели правовой (от перехода от философских воззрений к правовой системе).

- не рассмотрен вопрос разумности права, хотя на ряду с рассмотрением свободы, равенства и справедливости это было бы логичным.

- право по Нерсесянцу – это нечто, олицетворяющее свободу, равенство и справедливость, но автор не отвечает на вопрос, что же такое «нечто».

- автор игнорировал позицию своих оппонентов (представителей постмодернизма в праве), нет системы контраргументов, нет ответов на их вопросы.

- либертарная теория рассматривает право в отрыве от истории его формирования, возводит забор между прошлым, настоящим и будущим в праве.

В.С. Нерсесянц «Философия права».

Концепция: В либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона вслед за преемственностью юснатурализма и легизма в их единении.

  1. При этом под правом Нерсесянц понимает формальное равенство в триединстве всеобщей равной меры, всеобщей свободы и всеобщей справедливости.

  2. Формальное равенство подобно математическому равенству, поскольку представляют собой крайний уровень абстракции – отдаления от сущностных и содержательных характеристик. Выражением формального равенства в юриспруденции служит правосубъектность (в частности, правоспособность).

  3. Правовое равенство не нуждается в математическом определении, поскольку праву принадлежит свойство равенства априори. Правовое равенство существует наравне с правовым неравенством, состав субъективных прав может различаться от субъекта к субъекту, однако формально (на основе правовых норм) они равны – абстрактно свободны в приобретении и использовании субъективных прав.

  4. Право поддерживает и гарантирует социальную свободу индивидов: дает социальные возможности и устанавливает границы дозволенного, пресекая произвол. Выделение двух форм свободы в правовом смысле: «свобода от» (установление ограничений) и «свобода для» (установление возможностей). В таком суммировании и вычитании право становится математикой свободы.

  5. Свобода индивида рассматривается как фактор социального прогресса (идея Г. В. Ф. Гегеля), в связи с чем праву придается ценностный статус фактора, влияющего на прогресс человечества.

  6. «Только право и справедливо», поскольку справедливость имеет свойство общезначимой правильности и, вслед за ней, всеобщую правомерность. Справедливость – оценка права и выражение права, критерий отделения правового от неправового. Действовать справедливо – действовать в соответствии с правовыми нормами.

  7. В понятии «общеобязательность закона» он выделяет два момента: официально-властный и правовой. Первый заключается в том, что закон, исходящий от власти, обеспечивается ее поддержкой и защитой, гарантируется мерами принуждения, санкциями; второй момент состоит в том, что в основе общеобязательности закона лежит представление о нем как о явлении правовом, в претензии закона быть правом.

  8. «Момент новизны, всегда связан с моментом преемственности» - так отвечал Нерсесянц на критику его теории. Несмотря на «Кантовскую», «Гегелевскую» философскую базу, автор еще раз подтвердил в своем исследовании ценность базовых качеств права, таких как свобода, равенство, справедливость.

  9. С точки зрения правового регулирования, формальная всеобщая свобода – объект правового регулирования, всеобщая равная мера – механизм (способ) правового регулирования, а всеобщая справедливость – искомый результат правового регулирования.

  10. Автор разработал концепцию цивилизма. В основе концепции цивилизма лежит идея неотчуждаемого права на гражданскую (цивилитарную) собственность в постсоциалистическом обществе, которая является "идеальной долей каждого собственника в общей собственности всех граждан". Однако собственность предполагает владение, пользование и распоряжение – их нет у дольщиков – они бенефициары, по факту данное явление не собственность.

  11. Право, подразумеваемое либертарным правопониманием, - это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть права вообще.

  12. Не каждый закон выражает право, только правовой закон выражает право.

  13. Норма — способ властного формулирования права.

  14. Цель права как должного в отношении закона (позитивного права) и государства можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми.

  15. Понятие "благо" — это юридически квалифицированный интерес.


Общее благо — это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.