Файл: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского законодательства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минусы:
- относительно слабое внимание уделено собственно правовой материи: понятия, конструкции, институты. Автор не углубляется в правовую сферу. Данная теория скорее является философской, нежели правовой (от перехода от философских воззрений к правовой системе).
- не рассмотрен вопрос разумности права, хотя на ряду с рассмотрением свободы, равенства и справедливости это было бы логичным.
- право по Нерсесянцу – это нечто, олицетворяющее свободу, равенство и справедливость, но автор не отвечает на вопрос, что же такое «нечто».
- автор игнорировал позицию своих оппонентов (представителей постмодернизма в праве), нет системы контраргументов, нет ответов на их вопросы.
- либертарная теория рассматривает право в отрыве от истории его формирования, возводит забор между прошлым, настоящим и будущим в праве.
В.С. Нерсесянц «Философия права».
Концепция: В либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона вслед за преемственностью юснатурализма и легизма в их единении.
-
При этом под правом Нерсесянц понимает формальное равенство в триединстве всеобщей равной меры, всеобщей свободы и всеобщей справедливости. -
Формальное равенство подобно математическому равенству, поскольку представляют собой крайний уровень абстракции – отдаления от сущностных и содержательных характеристик. Выражением формального равенства в юриспруденции служит правосубъектность (в частности, правоспособность). -
Правовое равенство не нуждается в математическом определении, поскольку праву принадлежит свойство равенства априори. Правовое равенство существует наравне с правовым неравенством, состав субъективных прав может различаться от субъекта к субъекту, однако формально (на основе правовых норм) они равны – абстрактно свободны в приобретении и использовании субъективных прав. -
Право поддерживает и гарантирует социальную свободу индивидов: дает социальные возможности и устанавливает границы дозволенного, пресекая произвол. Выделение двух форм свободы в правовом смысле: «свобода от» (установление ограничений) и «свобода для» (установление возможностей). В таком суммировании и вычитании право становится математикой свободы. -
Свобода индивида рассматривается как фактор социального прогресса (идея Г. В. Ф. Гегеля), в связи с чем праву придается ценностный статус фактора, влияющего на прогресс человечества. -
«Только право и справедливо», поскольку справедливость имеет свойство общезначимой правильности и, вслед за ней, всеобщую правомерность. Справедливость – оценка права и выражение права, критерий отделения правового от неправового. Действовать справедливо – действовать в соответствии с правовыми нормами. -
В понятии «общеобязательность закона» он выделяет два момента: официально-властный и правовой. Первый заключается в том, что закон, исходящий от власти, обеспечивается ее поддержкой и защитой, гарантируется мерами принуждения, санкциями; второй момент состоит в том, что в основе общеобязательности закона лежит представление о нем как о явлении правовом, в претензии закона быть правом. -
«Момент новизны, всегда связан с моментом преемственности» - так отвечал Нерсесянц на критику его теории. Несмотря на «Кантовскую», «Гегелевскую» философскую базу, автор еще раз подтвердил в своем исследовании ценность базовых качеств права, таких как свобода, равенство, справедливость. -
С точки зрения правового регулирования, формальная всеобщая свобода – объект правового регулирования, всеобщая равная мера – механизм (способ) правового регулирования, а всеобщая справедливость – искомый результат правового регулирования. -
Автор разработал концепцию цивилизма. В основе концепции цивилизма лежит идея неотчуждаемого права на гражданскую (цивилитарную) собственность в постсоциалистическом обществе, которая является "идеальной долей каждого собственника в общей собственности всех граждан". Однако собственность предполагает владение, пользование и распоряжение – их нет у дольщиков – они бенефициары, по факту данное явление не собственность. -
Право, подразумеваемое либертарным правопониманием, - это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть права вообще. -
Не каждый закон выражает право, только правовой закон выражает право. -
Норма — способ властного формулирования права. -
Цель права как должного в отношении закона (позитивного права) и государства можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми. -
Понятие "благо" — это юридически квалифицированный интерес.
Общее благо — это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.