Файл: Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Новороссийский социально-педагогический колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Возрождение традиций семейного чтения посредством организации библиотеки в дошкольной образовательной организации
Автор: Друзьяка Маргарита Игоревна
Курс 4 группа Д-4-Б
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Научный руководитель: Паршина А.П.
Новороссийск, 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава I. Теоретические аспекты организации библиотек в дошкольной образовательной организации
-
Роль книги и семейного чтения в формировании личности ребёнка……………………………………………………………………6-10 -
Формы организации деятельности с родителями по привлечению интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста……………………...10-14 -
Особенности организации библиотек в развивающей предметно-пространственной среде ДОО……………………………………………14-26
Выводы по главе I…………………………………………………………........26
Глава II. Практическая часть исследования
2.1 Система работы библиотеки в практике воспитателя ДОО……………27-37
2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения…………………………………………………37-43
Выводы по главе II…………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………46
Введение
Вид профессиональной деятельности: ОГСЭ 08 Инновационные методики дошкольного образования.
Актуальность исследования:
Вовлечение в процесс воспитания граждан общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры (в том числе и библиотек), возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи – вот некоторые задачи, поставленные «Основами государственной культурной политики» (Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808).
Наша страна была одной из самых читающих стран. Книга помогала во всем: познакомится с другими странами, узнать историю своей станы, научится готовить и т. д. Сейчас другое время, компьютеризация во всех отраслях отвоевала место у книги. Многие дошкольники свободно владеют гаджетами, а книги лежат и пылятся на полках. Очевидно, что сетевое пространство несет не только полезную информацию для детей. Дети, постоянно пользующиеся гаджетами, становятся раздражительными, их головной мозг утомляется. Книга же, наоборот расслабляет ребенка, так как книгу читает человек, чей голос знаком, дорог. Картинки не мелькают перед глазами, как на экране телефона.
Прививать любовь к книге нужно с самых ранних лет. Проводниками в мир чтения становятся взрослые - родители и воспитатели. Совместное чтение книги сближает взрослых и детей, наполняет радостью и содержанием редкие минуты общения, воспитывает в ребёнке доброту и любящее сердце. Развивает воображение, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка и оказывает положительное влияние на формирование его личности.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня, так как родители и дети перестали слушать и слышать друг друга, компьютерные технологии постепенно вытесняют из нашей жизни живое общение, поэтому организация библиотек в ДОО даст прекрасную возможность возродить традицию семейного чтения.
Объект исследования: процесс вовлеченности детей старшего дошкольного возраста и их родителей в семейное чтение посредством организации библиотек в ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия организации библиотеки в ДОО как средства формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: создать эффективные педагогические условия для формирования традиции семейного чтения у детей старшего дошкольного возраста, посредством организации библиотек в ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучить роль книги и семейного чтения в формировании личности ребёнка.
2. Рассмотреть формы организации деятельности с родителями по привлечению интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности организации библиотек в развивающей предметно-пространственной среде ДОО.
4. Создать оптимальную развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующей самостоятельную деятельность воспитанников ДОО.
5. Организовать и апробировать систему работы библиотеки в ДОО по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
6. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей воспитанников по организации библиотек в ДОО.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, изучение передового педагогического опыта.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы организации семейного чтения в дошкольной образовательной организации
-
Роль книги и семейного чтения в формировании личности ребёнка.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети выросли достойными и уважаемыми людьми, нашли своё место в обществе. Но что является той волшебной палочкой, которая способна претворить эту мечту в жизнь и сделать ребёнка счастливым? Ответ прост: этой палочкой является умение и желание ребёнка читать. Детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала нации! (И. И. Тихомирова)1 Оно занимает одно из важных мест в развитии ребёнка, в формировании его личности наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным и художественным образованием. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают воображение, речь, память, то есть выполняют познавательную и развивающую функции. И это аксиома! Книга не имеет себе равных среди источников информации ни по полноте содержащихся сведений, ни по достоверности информации, ни по способности проникновения во внутренний мир человека, а также не имеет равных и по способности устанавливать взаимопонимание между поколениями. Во время чтения книги (самостоятельного или чтения ему взрослым) ребёнок активно думает, сопереживает и сочувствует героям, учится анализировать, предвосхищает события, сравнивает себя с героями книги, проводит аналогии своего опыта с опытом других. Во время совместного чтения происходит сближение взрослых и детей, минуты духовного общения наполняются содержанием, так в ребёнке воспитывается доброе и любящее сердце. Бесспорным является утверждение кандидата педагогических наук, специалиста по детскому чтению Ираиды Ивановны Тихомировой: «В силу особого свойства мозга малышей, способности «впечатывать» окрашенные эмоциями впечатления, идущие не только от печатных строк, но и от родного голоса матери или отца, остающиеся в памяти до конца жизни, влияние чтения на ребёнка сильнее, чем на взрослого». Известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) проводил лонгитюдное (то есть длительное и систематическое, на протяжении 35 лет) исследование умственных способностей и интеллектуального труда детей и подростков. В 2008 году впервые была напечатана работа В. А. Сухомлинского «Чем лечить мозг – мыслью, трудом, творчеством – или лекарствами?», в которой были обозначены некоторые итоги 35- летнего исследования, называемого павлышским экспериментом. Одним из выводов стал факт о том, что успешное воспитание малоспособных детей не мыслимо без умелого использования богатства слова, поэтического слова, сказки, народной легенды. Для В. А. Сухомлинского «слово» было тем мостиком, «через который наука воспитания переходит в искусство». Он считал, что каждый ребёнок младшего возраста, до 4 лет, должен почувствовать эмоциональную окраску слова, которую можно понять только из детской сказки, из народной песни, из пословицы, художественного произведения, которое вошло в золотой фонд детской литературы. Кроме этого, если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга. Многочисленные наблюдения привели В. А. Сухомлинского ещё к одному выводу: одним из неблагоприятных условий, определяющих становление сниженной, ослабленной памяти, слабоумия, неполноценной функциональной деятельности мозга является отсутствие полноценного материнского воспитания хотя бы в первые два-три года жизни ребёнка. Педагог уверен, «если эмоциональное познание, постигновение мира не начинается для ребёнка с улыбки матери, с её объятий, если вместе с ласковым, заботливым, тревожным, мудрым выражением материнских глаз в детское сознание не входят тончайшие оттенки – прежде всего эмоциональные оттенки – родного слова – умственная жизнь, развитие интеллекта, способностей маленького человека пойдут совсем не так…»
2. Материнскую педагогику В. Сухомлинский считал непочатой целиной. «Этой педагогике надо учить наших матерей». Среди педагогов, учёных, писателей сформировано утверждение: жизненный успех зависит от чтения. Среди них и основатель Института развития человеческого потенциала Глен Доман, и лауреат Нобелевской премии в области физики академик В. Л. Гинзбург, и крупнейший российский психолог Л. С. Выготский. Фазиль Искандер замечательно проиллюстрировал это утверждение в своём рассказе «Авторитет». Герой рассказа Георгий Андреевич, учёный-физик, был уверен, что его успехи в физике «каким-то таинственным образом связаны с прочитанными любимыми книгами. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. Книга была первична»3. На Западе опыт чтения является человеческим капиталом знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. У читающего человека лучше развита речь, он более успешен, востребован, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. Как показали результаты исследования PIRLS–2011, наибольшего успеха в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать, уделяют внимание дошкольному развитию детей, сами имеют высокий уровень образования. В этих семьях достаточно книг (более 100). Российские родители чаще родителей из других участвующих в исследовании стран занимались до школы с детьми: читали им книги, рассказывали истории, пели им песни, играли с ними в игрушки, в слова и др. Это, как показывают исследования, является одним из важнейших факторов читательской успешности. Преодоление недостатков чтения наших детей – безотлагательная задача, прежде всего, семьи, дошкольных учреждений, школы и, конечно, библиотеки.
На сегодняшний день отмечаются следующие тенденции развития молодого поколения:
‒ клиповое мышление: то есть короткое, вырабатываемое у ребёнка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, получаемых через короткие яркие образы, зачастую не связанные между собой. Сегодняшние дети, привыкшие к зрительному короткому материалу, не в состоянии понять достаточно продолжительную информацию, тем более без иллюстраций или видеоряда;
‒ низкий уровень восприятия текста на слух;
‒ низкий уровень речевой культуры, развития речи: дети не могут построить связный текст на определённую тему, бедный словарный запас, а также те проблемы, которые проявились в ходе исследований PISA;
‒ опасность глобальной бездуховности, озлобленности, интеллектуальной беспомощности.
Книга и чтение являются средством для преодоления этих проблем. Первые шаги на пути к книге ребёнок делает вместе с родителями. Именно в семье рождается читатель. Совместное, семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций.
Во-первых, слушая чтение взрослого, ребёнок активно думает, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, ассоциирует себя с героем книги.
Во-вторых, пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребёнок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения. На полноценное создание образов и восприятие текста не остаётся сил. И это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Между тем, развитие фантазии – это важнейшая ступень на пути становления творческой личности. В связи с этим ребёнку, даже уже умеющему читать самостоятельно, обязательно нужно читать вслух.
В-третьих, во время чтения книги взрослыми ребёнок учится слушать: долго, не прерывая читающего, различать смысловые акценты, слышать различную интонацию. Кроме этого формируется слуховая память, ребёнок начинает хорошо запоминать.
В-четвёртых, семейное чтение – это совместное времяпровождение, общение. И это самое главное. У родителей и детей – общий интерес и совместное дело. Проводить время вместе – значит отдать ребёнку все внимание целиком. Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались, вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов».4
1.2 Формы организации деятельности с родителями по привлечению интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня, в век новых технологий и возможностей, современные родители забыли, а многие не понимают зачем нужна детская книга? Не знают, почему семья (мама, папа, бабушки, дедушки, близкие люди) играет ведущую роль в процессе приобщения детей к книге и чтению? В связи с этим работа с родителями первостепенна, особенно, с имеющими детей младенческого и дошкольного возраста. Приёмов и методов приобщения к семейному чтению и мотивации личностного интереса детей и родителей большое количество. Здесь работа детских библиотек неоценима и является основополагающим принципом успеха приобщения наших детей к книге и чтению, а также формирования педагогически обоснованной позиции родителей в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка. Именно детская библиотека является методическим центром по вопросам детского чтения, обладает всеми ресурсами, владеет традиционными методами и осваивает инновационные приёмы работы с детьми и родителями, привлечения их к чтению, а также имеет возможность работать с детьми самого раннего возраста и их родителями. Среди форм работы с родителями по вопросам привлечения детей к чтению можно выделить большое количество мероприятий: