Файл: Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


акция: определённое действие, совершаемое группой специалистов для достижения какой-либо цели, в библиотечной деятельности акции чаще проводятся вне стен библиотеки;

родительское собрание: в практике образовательных учреждений является основной формой совместной работы воспитателей, учителей и родителей, предназначенной для обсуждения важных вопросов жизнедеятельности детей, для согласования, координации и интеграции усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственной и физически здоровой личности ребёнка. Как форма взаимосвязи с родителями собрание используется и в библиотечной деятельности. Оно может быть организовано специалистами библиотеки непосредственно в библиотеке, а также в виде общего или классного (группового) собрания в школе, детском саду. Кроме этого выступление библиотекаря может быть внедрено в ход планового собрания в образовательном учреждении;

клуб: ассоциация людей с общими интересами, в нашем случае, родителей (например, «Родительская гостиная», «Мастерская чтения») или детей (например, клуб «Читайка», «Книговёнок»). Организация клуба начинается с разработки устава, содержащего цели, задачи, направление работы, права и обязанности членов. Работа клуба характеризуется систематическими встречами в соответствии с планом деятельности;

конкурс: соревнование, проводимое с целью выделить лучших участников, лучшие работы. Конкурсы, организуемые библиотеками среди детей и семей, помогают решать задачи продвижения чтения, популяризации творчества определённого писателя, развития творческих способностей детей и подростков, совместной семейной деятельности. В библиотечной деятельности чаще всего организуются конкурсы детских работ по творчеству писателей «Мой Лермонтов», «Я люблю Чехова», «Читаем классику». Всё чаще проводятся семейные конкурсы «Читающая семья», «Время читать!» и др.;

фестиваль: праздник-смотр, сопровождающийся показом различных культурных достижений. В деятельности по продвижению книги интересными могут быть фестивали читателей (для детей и подростков), фестивали семейного чтения;

литературный праздник: торжественное мероприятие, организованное в честь литературного события, литературного героя, писателя, книгиюбиляра, в организации праздника предполагается участие детей;


день информации: мероприятие, предусматривающее раскрытие информации как о новой литературе, так и литературе на определённую тему. В его ходе организуются выставки, проводятся информационные обзоры. Для родителей интересны будут книги по воспитанию и развитию детей и непосредственно детская литература;

день открытых дверей: день, когда все желающие приглашаются в учреждение для ознакомления с ним. В течение дня проводятся встречи с читателями, родителями, обзоры выставок. День открытых дверей, как и День информации, позволяет максимально раскрыть ресурсы и возможности библиотеки;

рекламная печатная продукция: позволяет информировать родителей, заинтересовывать их ресурсами и возможностями библиотеки. Листовки и буклеты – самые распространённые формы печатной продукции – могут содержать советы по привлечению детей к чтению, информацию о новых книгах по воспитанию детей, об услугах библиотеки;

проектная деятельность: комплекс взаимосвязанных мероприятий (разных форм), предназначенных для достижения поставленных целей, проводимых в течение определённого периода времени, с привлечением партнёров. Работа по проекту позволяет разовые мероприятия по привлечению к чтению сделать системными. Для родителей, воспитателей и педагогов выпускается печатная продукция. Например, буклеты «Как сделать чтение привлекательным занятием для ребёнка», «ЗАЧЕМ» нужны детские книжки», «Януш Корчак. «10 заповедей для родителей» и т. д. Каждое собрание сопровождается обзором литературы по теме встречи, литературы для родителей по развитию и воспитанию ребёнка. Сегодня в книжных издательствах для родителей, воспитателей, педагогов выходят книги по привлечению детей к чтению, в которых даются методические рекомендации и обсуждаются вопросы: «Когда начинать читать малышу?», «На что обращать внимание при чтении?», «Как сделать чтение привлекательным?», «Как правильно вести беседы о прочитанном?», «Как выбирать книги?» и многие другие. Всё чаще в периодической печати, особенно популярных журналах для родителей, встречаются статьи на эти темы.

Реализация содержательных линий проекта: «Читающий двор»: литературные гостиные «Задушевное чтение в эпоху интернет» «Читать – это Модно»: составление каталогов для родителей.

«Что читаете Вы?» «Читаем Книгу – Познаем Мир»:

создание мобильной библиотеки в детском саду (организация места, разработка шаблона формуляров, пополнение книжными изданиями) «Рекламный микрофон»: акция «Лучшие детские книги»



«Юбилейный литературный календарь»: праздник «КнигоСад», акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС)

«Книжная карусель»: творческие мастерские по созданию книжекмалышек, детская конференция «Детское PROчтение», театральная неделя (постановка спектаклей по прочитанным произведениям), персональные выставки рисунков-иллюстраций, викторины, квесты, акция «Брось мышку, возьми книжку» (флаеры)

Проведение промежуточного мониторинга (анкетирование родителей (законных представителей) и воспитанников.

1.3 Особенности организации библиотек в развивающей предметно-пространственной среде ДОО

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:

•        Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)

•        Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

•        Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»                     (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)


•        Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

•        Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,  двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

•        Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

•        Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

•        игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);


•        двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

•        эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

•        возможность самовыражения детей.
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

•        Полифункциональность материалов предполагает:

•        возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

•        наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

ВАРИАТИВНОСТЬ

Вариативность среды предполагает:

•        наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

•        периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ДОСТУПНОСТЬ

 Доступность среды предполагает:

•        доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

•        свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

•        исправность и сохранность материалов и оборудования.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функции предметно-развивающей среды:

•        Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

•        Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.