Файл: Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Февраль: «Виртуальная экскурсия в типографию детской книжки»; консультация для родителей: «Создаем книги вместе с детьми»; игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры ««Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.) мини-музей книг М. Пришвина; фестиваль лэпбуков «Я люблю читать».

Март: беседы «Как хорошо уметь читать…»; консультация для родителей: «Лучшие книги для лучших мам» викторина для дошкольников старшего дошкольного возраста по произведениям К.И. Чуковского; экскурсия в городскую детскую библиотеку и познавательное мероприятие по произведениям К.И. Чуковского смотр-конкурс взросло-детского творчества «Обложки любимой книжки»

Апрель: беседы «Читаем и познаем мир – зачем нужны энциклопедии»; консультация для родителей: «Стихи для детей и родителей. Давайте улыбнемся вместе!»; литературный мини-музей «Необычные книжки»; конкурс стенгазет «Папа, мама, я – читающая семья»; фестиваль «Поэтический дуэт – «Весенний вернисаж».

Май: беседы «Где в доме живет книга»; консультация для родителей: «Мамины сказки: вечерняя сказка для малышей», «Сказка о Марфуте и Волшебном цветке: добрые семейные сказки»; Литературное развлечение «В гостях у дедушки Корнея». Вывод: Рефлексивный этап: май 2021 г. Цель этапа: выявление лучшего опыта работы образовательных организаций по возрождению традиции семейного чтения.

Содержательные линии реализации проекта:

1. Формирование пакета документов, включающий: - методические рекомендации по организации совместного детскородительского чтения, - кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта

2. Организация итогового мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей.

3. Отчет о ходе реализации Проекта на сайте ДОУ. Подводя итоги проекта, мы пришли к выводу: Используя такие формы работы, мы заметили, что читающих семей в нашей группе стало значительно больше. Многие семьи стали посетителями наш «Библиотечный дворик». Дети и родители начали активно принимать участие в различных акциях, мероприятиях, конкурсах. Целенаправленная, систематическая и планомерная деятельность детского сада обеспечила высокие результаты. У детей повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной литературы, расширился их словарный запас, сформировалась монологическая, диалогическая речь, дети научились перевоплощаться в любой образ с помощью мимики и жестов, обогатилось их воображение
, фантазия. Слушая произведения художественной литературы, дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать вместе с ними их переживания, невзгоды, приключения, победы. А самое главное наши родители стали читать ребятам дома.

4. Дальнейшее развитие проекта Литературное наследие несет в себе огромнейший багаж знаний, за всю жизнь нам не прочесть той удивительной литературы, которая существует в нашем мире. Поэтому работа по приобщению детей и родителей к чтению художественной литературе будет продолжаться. Мы предполагаем, продолжить работу с родителями воспитанников по приобщению детей к чтению в условиях семейного воспитания. Продолжать реализовывать инновационные формы работы, пополнять их новыми технологиями.
Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Сделаем книгу своими руками»
Возраст воспитанников: старшая группа

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Цель: формирование у детей старшей группы умения связано и последовательно пересказывать текст небольшого произведения в процессе создания книги

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навыки коммуникативного общения

-закреплять умение запоминать содержание рассказа и пересказывать его близко к тексту

Развивающие:

-развивать диалогическую связную речь, образное представление

- формировать у детей навыки совместной деятельности, умение внимательно слушать своих товарищей

Воспитательные:

-воспитывать желание и стремление помочь другим людям

Оборудование и материалы: бумага, восковые мелки, карандаши, картинки, краски.

Вводная часть

Дети играют.

Заходит воспитатель с другой группы

-Здравствуйте, ребята, у вас есть книги? Мы сегодня с ребятами хотели почитать, но все наши книжки пропали. Весь детский сад обошла и не нашла, может быть вы нам поможете?

-Даже не знаю, нужно посмотреть, да ребята? Но прежде чем, вы посмотрите их на полке в книжном уголке, ребята, скажите, как вы думаете, про что бы ребята хотели прочитать?

-Как вы думаете, что может быть изображено на обложке книги?

-Хорошо, а теперь, ребята, вы знаете, какие книги нужна и можете посмотреть на нашей полке.

(Дети, обсуждая друг с другом, ищут книги и не находят нужные)

-Не расстраивайтесь, мы сейчас с ребятами что-нибудь придумаем, как вам помочь

-Хорошо, тогда я зайду позже.


Основная часть

-Как же нам быть, ребята, что делать? -Как мы можем помочь детям другой группы?

(сделать книги)

-А мы сумеем?

Хорошо, давайте попробуем, сделаем книги и подарим ребятам.

-А как можно сделать книгу?

(На столе лежат разнообразные книги и разные картинки. Дети вместе с педагогом рассматривают книги и обсуждают как они выглядят, какие они бывают)

- А мы можем из картинок собрать книгу?

- А как же дети другой группы узнают, что происходит в рассказе? (мы сходим и расскажем им).

А про что пишут в книгах? (Ответы детей)

-Разные бывают книги. Но все они приносят пользу человеку. А в чем проявляется эта польза?

-А из каких частей состоит книга? Давайте внимательно рассмотрим.

У каждой книги есть обложка, листы и корешок. Если книга тонкая, то корешка может и не быть. Я предлагаю с вами сделать маленькую книжку. У нее будут чистые листы, которые вы разрисуете или приклеите картинки. Потом каждый придумает название своей книге.

Описание процесса изготовления книжки-

1. Сначала делаем страницы. Для этого берем цветные листы бумаги А4 складываем пополам (вдоль) и разрезаем по линии сгиба.

2. С помощью дырокола сделайте дырочки. Если нет дырокола, то проклейте страницы.

3.Теперь приступаем к оформлению книжки.

Придумываем название. Пишем или приклеиваем на обложку.

4.Далее из старых раскрасок или детских журналов вырезаем подходящие по размеру картинки, стишки или загадки и приклеиваем на страницы.

5.Книжка готова!

Такую книжку можно читать самому, а можно подарить другу

Заключительная

Теперь вы знаете, как делать книжки, каждый может рассказать свою сказку нам, и ребятам с другой группы. А потом поставим книжки в нашу новую библиотеку и каждый сможет подходить и читать их, или просить родителей, чтобы они вам прочитали.




Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми

по теме: «Ремонт книг»
Следующим этапом нашей практической работы была трудовая деятельность по ремонту книг.

Возраст воспитанников: старшая группа

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Цель: закрепление умений самостоятельно осуществлять ремонт книг через собственную деятельность

Задачи:

Образовательные:

-продолжать обучать детей практическим навыкам «ремонта книг»

-продолжать учить правильно, выбирать оборудование и подклеивать книги

Развивающие:

-продолжать развивать мелкую моторику

Воспитательные:

-воспитывать желание совместно трудится со сверстниками

- воспитывать бережное отношение к книге

Оборудование и материалы: книги, клей, кисти, ножницы, бумага, салфетки, клеенка.

Вводная часть

-Что за добрые друзья живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплётах толстых, тонких,

Друзья рассказывают мне

Что происходит на земле.

-О чём эта загадка?

-А у вас дома есть книги?

-Ребята, а где живут книги в нашей группе? Правильно, в книжном уголке.

-У нас в книжном уголке много различных книг. Ребята, как вы думаете, зачем нам книги? - Правильно ребята книга нам поможет многое узнать, путешествовать и т.д.

- Ребята, а вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

- Ребята, как вы думаете, почему книги становятся такими? Как мы можем помочь заболевшим книгам?

- Ребята я предлагаю вам у нас в группе для больных книг открыть больницу. Мы с вами сейчас полечим книжки. Чтоб добрые дети их долго читали. Вы согласны?

Основная часть

- Я буду книжным доктором, а вы, моими помощниками

- Но прежде, чем мы приступим к лечению книг, поиграем в игру.

Игра: «Можно и нельзя»

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети произносят «Да» и хлопают в ладоши, если «Нет» - топают ногами.

Книга самый лучший друг

Это знают все вокруг (да)

Книгу можно прочитать (да)

Руками грязными листать (нет)

Если нравится картинка

Рви ее из серединки (нет)

Книгу бережно держи,

В нее закладку положи (да)

С горки прокатись на книжке,

А потом предложим Мишке? (нет)

Ручку в руку ты возьми

На страницах напиши (нет)

Книгу в воду не бросай

Береги и уважай (да)

- Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Давайте, вспомним, как устроена книга.

Первая обложка - защищает книгу от повреждений и придаёт ей нарядный вид. Она подскажет кто автор книги, как она называется.

Второе - страницы на них напечатан текст книги. Чем больше страниц, тем толще книга.

Третье рисунки, картинки в книгах ещё называют иллюстрациями. Книгу с иллюстрациями читать интереснее.

Четвертое корешок - основная часть книги. Он скрепляет все страницы и обложку книги.

- Так из каких же частей состоят книги?

- А теперь пришла пора вылечить наши книжки, поставив им диагноз.

Если книжка заболела, выпали страницы,

Её вылечит всегда «Книжкина больница».
Воспитатель объясняет, что на каждом столе лежит оборудование для "ремонта" книг, дети перечисляют его. Дети по четыре человека садятся за столы, предварительно договариваясь, кто, чем будет заниматься (сгибать полоски бумаги, вырезать полоски, мазать клеем полоску, приклеивать полоску к книге).

В процессе работы воспитатель подходит к каждому ребенку, обращает внимание на то, что труд вместе помогает выполнить работу быстрее и очень хорошо.

Заключительная

- Ребята давайте мы посмотрим, какие красивые у нас получились книги.

- Ребята книжки подсохнут, мы их сможем прочитать и всем расскажем, как нужно обращаться с книгами, и как можно вылечить книгу, если она заболела.
А заболевшие книжки мы всегда с вами сможем вылечить, ведь теперь в нашей группе есть больница для книг.




2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Открывая ребенку- книгу родители открывают ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит- книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения.

Советы родителям

⮚ Определите круг читательских интересов своих детей,обдуманно подходите к выбору книг.

⮚  Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

⮚   Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения

⮚   Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

⮚   Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

⮚  Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

⮚  Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.