Файл: Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации традиции семейного чтения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
⮚ Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
⮚ Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
⮚ Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
⮚ Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
⮚Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
⮚Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
⮚ Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
⮚ Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.
Куда и к кому обратиться за помощью:
Воспитатель, учителя литературы, городские детские и юношеские библиотеки
Обратившись к специалистам, Вы сможете:
⮚ ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка
⮚ получить рекомендации и литературу по развитию чтения
⮚ получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения
⮚ узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских и школьных библиотеках.
Преимущества, которые дает умение хорошо читать
⮚ Читает -умеетобобщать, делатьвыводыипредположения. Дети, которыехорошочитают, вшколесразупоказываютхорошиерезультаты
.
⮚ Чембольшевзрослыечитают, разговариваютсосвоимидетьми, тембогачебудетихсловарныйзапас, чтопоможетребенкунаучитьсяпониматьиусваиватьинформацию
⮚ Есливтечениеобучениядетипродолжаютчерпатьинформациюизкниг, товпоследствиивыдерживаютлюбыеэкзаменыитесты.
⮚ Удетей, которыечитаютхорошо - возникаетмысленнаякартинкапрочитанного. Поэтомуонилучшезапоминаютдетали, сбольшейохотойчитаютдлясебя, своегоудовольствия. Развиваетсяпамять, воображение.
Как начать семейное чтение
Сначала, взрослые должны сами прочитать книгу, которую хотят предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.
Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».
Не спешите расстаться с прочитанной книгой:
∙ Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
∙ Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
∙ А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
∙ И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.
Если телевизор конкурирует с книгой
1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.
2. По возможности раньше начните читать ребенку вслух, постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух. Помните, что искусство слушать не приходит само по себе
, его надо постепенно прививать.
3. Не читайте истории, не нравящиеся вам самим.
4. Не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
5. Не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку, равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги.
При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики воспитателей и учителей:
- Если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;
- закончив читать какую-то книгу, расскажите, если у вас были такие же или похожие истории. Можно расспросить и ребенка, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю;
- придумайте традицию семейного чтения, например «вечер чтения», «сказочная вечеринка», либо заведите традицию, раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре. Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер;
- носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди.
Выводы по II главе
В ходе реализации практической части нашего исследования, которая осуществлялась на базе МАДОУ детский сад № 51 МО г. Новороссийска, основываясь на образовательную программу дошкольной организации, которая построена с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, нами:
- проанализирован перспективный план тематики детско-взрослых проектов «Модель года»;
- создана развивающая предметно-пространственная среда по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- разработаны и апробированы конспекты ООД по формированию интереса к книге и реализован проект;
- обобщено содержание теоретической части исследования и на ее основе разработаны рекомендации воспитателям по формированию представлений через организацию игровой деятельности;
- план мероприятий;
- разработаны рекомендации для родителей по возрождению традиции семейного чтения.
Практическая работа помогла определить эффективность организации библиотеки в ДОО, как средства в формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
На сегодняшний день актуальна проблема сохранения интереса детей к книге. Интерес необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Восприятие ребенка художественного слова удивительна, при хорошем руководстве у него постепенно начнет складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — чудесные познания и привести в действие, которое вдохновляет на творчество, а также сделать процесс чтения для маленького читателя эмоционально-увлекательным, желанным и радостным.
Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Список литературы
-
Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Герус В. Л. «Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 563-566. -
Александр Фролов «Дети не читают» -
Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // [Текст] Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37. -
Буккроссинг в Америке: сайт. URL www.bookcrossing.com (дата обращения 09.03.19). -
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика – синтез,2005. -
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992. -
Доронова Т.Н «Играем в театр». -
История развития буккроссинга [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL http://wikipedia.org (дата обращения 11.03.19); -
Коровина, Е.А. Знаем ли мы свои любимые сказка? / Е.А. Коровина. – -
Медовой, И. Сказка сказок / И. Медовой // [Текст] Семья и школа. – 2013. – № 9. – С.22. -
Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // [Текст] Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15. -
Новоселова, Е. Охотниками за смыслом / Елена Новоселова // Российская газета. - 2007. – С. 9. -
Реброва, Е. Папмамбук – сайт для тех, кто читает детям / Е. Реброва // [Текст] Библиотека в школе. – 2013. – № 1. – С. 23 - 26. -
Тихомирова И.И. В контексте воспитания подростков: обучающая практика. / И. Тихомирова // [Текст] Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 49 - 55. -
Чивикова, О.А. Большие открытия – маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной библиотеки с родителями и детьми / О.А.Чивикова // [Текст] Школьная библиотека. – 2012. -
«Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу – советы для родителей», автор статьи Екатерина Морозова, многодетная мама, редактор рубрики "Дети" в журнале Colady.
17. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций
младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - №2. - С.11.
18. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов
средних и высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 208 с.
19. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 160 с.
20. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.
21. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
22. Кузьменкова Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.
23. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
24.Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
25.Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. -1994. - № 4. - С. 50-57.
26.Ливанова О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.
27.Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ножкина И.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.: Питер, 2005. 334 с.
28.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
29.Миронова Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
30.Николаенко В.М. «Психология и педагогика».- М., ИНФРА-М,2000
1 Тихомирова И. И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвящённого детскому чтению // Родительское собрание по детскому чтению / сост. Т. Д. Жукова. – М., 2007. – С. 15. 5 Там же. – С. 8–9.
2 Кузь В. Г. В. Сухомлинский : лонгитюдное исследование / В. Г. Кузь // Институционный репозитарий Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины [Электронный ресурс]. – Умань, 2012. – Режим доступа: http://dspace.udpu.org.ua:8080/jspui/bitstream/6789/1053/1/sykhomlynsky.pdf (08.04.2015).
3 Искандер Ф. Авторитет // Семейное чтение в год семьи / сост. Т. Д. Жукова. – М., 2008. – С. 102. 8 Центр оценки качества образования ИСРО РАО. – Режим доступа : http://www.centeroko.ru/ (30.11.2015).
4 Тимофеева И. Н. Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти : энцикл. для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – С. 13.