Файл: Предупреждение и ранее устранение заикания у детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2856
Скачиваний: 64
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какой?
Цель:обогащать речи ребенка именами прилагательными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что могут делать…?
Цель: обогащать речь ребенка глаголами.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры:
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.
Слова-товарищи
Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.
Ход игры:
Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один – много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры:
«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример:
стол – столы | кусок – куски |
стул – стулья | день – дни |
гора – горы | прыжок – прыжки |
лист – листья | двор - дворы |
дом – дома | перо - перья |
носок – носки | крыло - крылья |
глаз – глаза | сон – сны |
гусёнок – гусята | пальто- пальто |
лоб – лбы | тигрёнок – тигрята |
нога - ноги | дыра - дыры |
Потому что…
Цель: учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.
Я мою руки потому, что.… Почему ты идёшь спать? и т. д.
Объясни
Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.
Ход игры:
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?
Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры:
Взрослый называет предмет или животное, аребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Пример:
Цыплёнок – яйцом | Шкаф – доской |
Лошадь – жеребёнком | Велосипед – железом |
Корова – телёнком | Дуб – жёлудем |
Дуб – жёлудем | Рубашка – тканью |
Дом – кирпичом | Бабочка – гусеницей |
Сильный – слабым | Взрослый – ребёнком |
Рыба – икринкой | Ботинки – кожей |
Хлеб – мукой | Яблоня – семечком |
Обобщающие понятия
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Пример:
Взрослый | Дети |
Овощи | картофель, капуста, помидор, огурец, редиска. |
Ягоды | малина, клубника, ежевика, арбуз, черника. |
Деревья | берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех. |
Домашние животные | корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака |
Перелётные птицы | стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль |
Зимующие птицы | голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова |
Мебель | стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа |
Посуда | тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце |
Одежда | пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы |
Обувь | туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки. |
Игрушки | кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч. |
Дикие животные | тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось. |
Фрукты | яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива. |
Инструменты | пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы |
Транспорт | трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход |
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Взрослый | Дети |
Огурец, помидор | Овощи. |
Животные и их детёныши
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1.
у тигра – тигрёнок | у лисы – лисёнок |
у льва – львёнок | у лося – лосёнок |
у слона – слонёнок | у оленя – оленёнок |
Группа 2.
у медведя – медвежонок | у кролика – крольчонок |
у верблюда – верблюжонок | у белки – бельчонок |
у зайца – зайчонок | |
Группа 3.
у коровы – телёнок | у овцы – ягнёнок |
у лошади – жеребёнок | у курицы – цыплёнок |
у свиньи – поросёнок | у собаки – щенок |
Кто как разговаривает?
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос.
Пример:
Корова - мычит | Утка - крякает |
Волк - воет | Свинья - хрюкает |
Тигр - рычит | Собака - лает |
Змея - шипит | Комар – пищит |
Вариант 2.
Взрослый спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Подскажи словечко
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый, спрашивает: -Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: - Сорока стрекочет.
Пример:
Сова летает, а кролик? | Лягушка квакает, а лошадь? |
Корова ест сено, а лиса? | У коровы телёнок, а у овцы? |
Крот роет норки, а сорока? | У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? |
Петух кукарекает, а курица? | Собака живет в конуре, а мышка? |
Кто где живёт
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры:
Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.
Вариант 1.
Пример:
Взрослый | Дети |
Кто живёт в дупле? | Белка |
Кто живёт в скворечнике? | Скворцы |
Кто живёт в гнезде? | Птицы: ласточки, кукушки, сойки |
Кто живёт в будке? | Собака |
Кто живёт в улье? | Пчёлы |
Кто живёт в норе? | Лиса |
Кто живёт в логове? | Волк |
Кто живёт в берлоге? | Медведь |