Файл: Предупреждение и ранее устранение заикания у детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2854
Скачиваний: 64
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 2.
Взрослый | Дети |
Где живёт медведь? | В берлоге |
Где живёт волк? | В логове |
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге»
Скажи ласково
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Пример:
стол – столик | белка – белочка |
ключ – ключик | ложка – ложечка |
шапка – шапочка | картина – картинка |
книга – книжечка | зеркало – зеркальце |
голова – головка | свёкла – свёколка |
мыло – мыльце | коса – косичка |
кукла – куколка | жук – жучок |
вода – водичка | дуб – дубок |
вишня – вишенка | башня – башенка |
платье – платьице | кресло – креслице |
перо – пёрышко | стекло – стёклышко |
часы – часики | трусы – трусики |
Что происходит в природе?
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры:
Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый | Дети |
Солнце – что делает? | Светит, греет |
Ручьи – что делают? | Бегут, журчат |
Снег – что делает? | Темнеет, тает |
Птицы – что делают? | Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни |
Капель – что делает? | Звенит, капает |
Медведь – что делает? | Просыпается, вылезает из берлоги |
Кто как передвигается?
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.
Ход игры:
Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Пример:
Взрослый | Дети |
Собака | стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит |
Кошка | мяукает, ласкается, царапается, лакает |
Мышка | шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает |
Змея | ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает |
Кто может совершать эти действия?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет глагол, а ребёнок называет существительное
, подходящее к названному глаголу.
Пример:
Взрослый | Дети |
Идёт | человек, животное, поезд, пароход, дождь… |
Бежит | ручей, время, животное, человек, дорога… |
Летит | птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… |
Плывёт | рыба, кит, дельфин, лодка, облако, человек |
Из чего сделано?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры:
Взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок отвечает: «Кожаные».
Пример:
Взрослый | Дети |
Рукавички из меха | меховые |
Таз из меди | медный |
Ваза из хрусталя | хрустальная |
Носки из шерсти | шерстяные |
Лови да бросай – цвета называй
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Пример:
Взрослый | Дети |
Красный | мак, огонь, флаг |
Оранжевый | апельсин, морковь, заря |
Жёлтый | цыплёнок, солнце, репа |
Зелёный | огурец, трава, лес |
Голубой | небо, лёд, незабудки |
Синий | колокольчик, море, небо |
Фиолетовый | слива, сирень, сумерки |
Четвёртый лишний
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры:
Взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например:
голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Что бывает круглым?
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.
Ход игры:
Взрослый задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.
-что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
Весёлый счет
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход игры:
Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнокв ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов | Один цыплёнок – пять цыплят |
Один слон – пять слонов | Один заяц – пять зайцев |
Один журавль – пять журавлей | Одна шапка – пять шапок |
Один лебедь – пять лебедей | Одна банка – пять банок |
Одна гайка – пять гаек | Одна пуговица – пять пуговиц |
Одна шишка – пять шишек | Одна пуговица – пять пуговиц |
Один гусёнок – пять гусят | Одна шляпа – пять шляп |
Одна книга – пять книг | Одна конфета – пять конфет |
Хорошо – плохо
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход игры:
Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Веселые рифмы
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.
Ход игры:
Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:
Я надела сапоги