Файл: Методические рекомендации по составлению рабочей программы по наставничеству.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Общие требования к структуре управления региональными наставническими программами к кадровому обеспечению региональной системы реализации целевой модели наставничества
Структура управления процессом внедрения и реализации целевой модели наставничества включает в себя:
-
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования; -
организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития наставнических программ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; -
органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования; -
организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом органа местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и
мониторингу развития наставнических программ на территории соответствующего муниципального образования (далее – Региональный методический центр по наставничеству);
-
общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования; -
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; -
промышленные и иные предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, функционирующие на территории региона, имеющие или планирующие реализовать партнерские соглашения с образовательными организациями.
Кадровое обеспечение региональной системы реализации наставнических программ направлено на решение следующих задач:
-
реализация наставнических программ по востребованным направлениям личностного развития, профессиональной подготовки детей и молодежи, дополнительного профессионального образования взрослых; -
разработка наставнических программ, в том числе краткосрочных, и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных и профессиональных наставнических ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими наставническими практиками; -
вовлечение в реализацию целевой модели наставничества специалистов, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование, в рамках направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствующих запросам наставляемых конкретной образовательной организации; -
вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в реализацию наставнических программ конкретных образовательных организаций и обновление на основе наставнической методологии основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.
2.4 Организация наставничества в образовательной организации
Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ, при участии во внедрении целевой модели наставничества:
-
участие в организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы наставнических программ, реализации кадровой политики; -
участие в осуществлении персонифицированного учета детей и молодежи, участвующих в наставнических программах; -
обеспечение формирования баз данных наставнических программ и лучших практик; -
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
Организация наставничества в образовательной организации предполагает утверждение необходимых документов, а также определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством. Положение о наставничестве в образовательной организации является организационной основой для внедрения наставничества, определяет формы наставничества, ответственность, права и обязанности, а также функции различных участников процесса наставничества. В типовое положение могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие специфику образовательной организации и функций участников, необходимый уровень компетенций кураторов и наставников, влияющих на реализацию наставничества.
Процесс реализации целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает разработку и издание ряда распорядительных ряда документов:
-
принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации; -
заседания Педагогического совета организации; -
формирование и утверждение Плана реализации программы наставничества; -
разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение распорядительным актом; -
приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в образовательной организации; приказ о закреплении наставнических пар (групп).
Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации предусматривает, независимо от форм наставничества (подробнее см. раздел 6.9), три главные роли:
-
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. -
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. -
Куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базы наставляемых, осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях подростков - будущих участников программы; базы
наставников.
Куратор назначается решением руководителя образовательной организации, планирующей реализовать целевую модель наставничества. Куратором может стать представитель образовательной организации, представитель организации-партнера программы, представитель региональной НКО, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, волонтерства, образования и воспитания подростков.
В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных, причастных к программе, лиц,
Наставниками могут быть учащиеся образовательной организации, студенты, представители сообществ выпускников образовательной организации, педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, НКО и иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества. Куратор осуществляет формирование и ведение базы наставников при условии их соответствия критериям психологической, педагогической и, для некоторых форм, профессиональной подготовки и прохождения ими обучения.
Наставляемым может стать любой обучающийся по программам среднего общего (рекомендуются учащиеся 6-11 классов) и среднего профессионального образования на условиях свободного вхождения в выбранную программу.
3.ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы, выделяются пять:
-
«ученик – ученик» -
«учитель – учитель» -
«студент – ученик» -
«работодатель – ученик» -
«работодатель – студент»
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения/профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех факторов (элементов/участников) системы: наставляемого, наставника (и его организации/предприятия) и региона.
На основе данных форм наставничества могут быть разработаны и формы наставничества, внедряемые не только в образовательных организациях, но и на предприятиях и организациях реального сектора экономики региона.
Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник - группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия - все мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации.
Организация работы в рамках всех пяти форм не потребует большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных) образовательных организаций, за исключением возможного привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.
Планируемые результаты реализации наставнических программ закрывают почти все ключевые проблемные зоны современной системы – от образовательных задач до вопросов благосостояния и экономического развития региона.
Система взаимодействия наставнических форм позволит создать в России широкое педагогическо-профессиональное движение, включающее в единое сообщество представителей разных социальных групп
, институтов и поколений, чьи усилия будут направлены на развитие образовательной и экономической систем России в целом и будущего поколения – детей и молодежи – в частности.
Приложение 1
Дорожная карта мероприятий
«Сопровождение молодых педагогов через реализацию модели наставничества»
№ | Мероприятия | Содержание | Сроки реализации |
1 | Консультация педагога-наставника «Многообразие методов научного познания мира» | Понимание сущности научных методов. Представление о возможности использования методов науки в процессе реализации образовательной программы. | Сентябрь 2022 г. |
Консультация педагога-наставника «Потенциальные возможности педагога в использовании научных методов при реализации дополнительной общеобразовательной программы»» | Октябрь 2022 г. | ||
Посещение занятий педагогом-наставником | Сентябрь – ноябрь 2022 г. | ||
2 | Консультация педагога-наставника «Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ, регламентирующий работу педагога дополнительного образования» | Владение технологиями педагогической диагностики, методическими приёмами, умение работать с информационными источниками, умения и навыки рефлексии своей педагогической деятельности. | Сентябрь 2022 г. |
Консультация педагога-наставника «Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей» | Ноябрь 2022 г. | ||
Консультация педагога-наставника «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в объединении» | Декабрь 2022 г. | ||
Консультация педагога-наставника «Рефлексия педагогической деятельности как главный двигатель профессионального роста» | Март 2023 г. | ||
Выступление с докладом на педагогической конференции | Февраль 2023 г. | ||
3 | Консультация педагога-наставника «Современные подходы к классификации методов воспитания» | Знание теоретических основ педагогики, психологических закономерностей обучения, воспитания и развития учащихся, педагогических технологий обучения и воспитания. | Январь 2023 г. |
Консультация педагога-наставника «Контрольно-аналитическая деятельность педагога в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ» | Февраль 2023 г. | ||
Посещение занятий педагогом-наставником | Март 2023 | ||
4 | Консультация педагога-наставника «Нормативные документы педагога дополнительного образования» | Знание педагогом методов обучения и воспитания, форм организации обучения, средств обучения | Сентябрь 2022 г. |
Консультация педагога-наставника «Современные классификации методов обучения» | Январь 2023 г. | ||
Консультация педагога-наставника «Современные и традиционные способы диссеминации опыта педагогической деятельности»» | Февраль 2023 г. | ||
Выступление с докладом на методическом объединении педагогических работников | Март 2023 | ||
5 | Консультация педагога-наставника «Профессиональная культура речи педагога дополнительного образования» | Владение профессиональной речевой культурой, умение аргументировать свою позицию | Апрель 2023 г. |
Посещение занятий педагогом-наставником | Апрель 2022 | ||
6 | Консультация педагога-наставника «Рефлексия педагогической деятельности как главное условие профессионального роста» | Владение навыками самоанализа и рефлексии педагогической деятельности | Май 2023 г. |
Консультация педагога-наставника «Основные требования к пакету документов педагога при прохождении процедуры аттестации на первую квалификационную категорию» | Июнь 2023 г. | ||
Оформление портфолио педагога, подача документов на присвоение первой квалификационной категории. | Июнь-август 2023 г. |