Файл: Методические рекомендации по составлению рабочей программы по наставничеству.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Эндаумент - фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований. В частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут приходить от благодарных выпускников школы, желающих поддержать ее развитие. Средства фонда передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который можно использовать на финансирование уставной деятельности, например, на инновационные образовательные программы, научные исследования, стимулирование педагогов и обучающихся.
Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология наставничества – система подходов и методов, а также теорий и исследований, позволяющие понять наставничество, выступающие в роли способов и инструментов познания.
Развитие персонала – все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников.
Ментор – руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель.
Менторинг – целенаправленная передача опыта стажеру более опытным сотрудником по типу «делай как я».
Тьюторинг – процесс, направленный на сопровождение процесса корпоративного обучения стажера, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику.
Коуч – опытный сотрудник, способный строить процесс обучения на основе партнерских взаимоотношений, вдохновлять обучающихся на самостоятельный поиск решения проблем.
Коучинг – форма наставничества, которая обеспечивает раскрытие потенциала личности обучаемого.
Фасилитатор –опытный руководитель, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию на основе креативных моделей корпоративного обучения.
Мастер производственного обучения — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики — обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии.
Общественный воспитатель – это наставник несовершеннолетнего, который направляет его на правильный жизненный путь.
Консультант – человек, который дает «рецепт» под конкретную определенную ситуацию.
Формальное (официальное) наставничество – форма начтавничества, при которой заранее устанавливаются цели, прописываются процедуры, создаются регламенты и все это подкрепляется соответствующими приказами.
Неформальное наставничество – особая система взаимоотношений, которые складываются между членами коллектива, исходя из общих командных целей, ценности взаимной поддержки и взаимовыручки.
Нетворкинг — метод организации контактов и взаимодействия сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными партнерами
Система наставничества — комплексе мер, которые компания обязана предпринять, чтобы обеспечить качественную подготовку наставников и в определенной степени гарантировать эффективность их работы.
2. ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1 Цели, задачи и структура целевой модели наставничества
Целевая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» и Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Министерства просвещения России.
Целью внедрения целевой модели наставничества является:
-
максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности; -
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества.
Задачи реализации целевой модели наставничества:
-
улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; -
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; -
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; -
создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; -
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Структура целевой модели наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы
наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы
реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.
Внедрение целевой модели наставничества осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендуемыми этапами и условиями, а также показателями развития региональных наставнических программ, приведенными в настоящей целевой модели
2.2 Ожидаемые результаты реализации целевой модели наставничества
Планируемые результаты реализации целевой модели наставничества:
-
измеримое улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; -
рост числа обучающихся, успешно прошедших
профориентационные и иные мероприятия;
-
улучшение психологического климата в образовательном учреждении как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства; -
практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению; -
измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций; -
привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ региона и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.
Определение конкретных задач, решаемых с помощью программы наставничества, остается за администрацией образовательной организации, исходя из актуальных запросов обучающихся/педагогов, образовательной организации и региона.
Проблемы обучающегося общеобразовательной организации (далее – подростка), решаемые с помощью наставничества:
-
низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость; -
отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации; -
невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; -
отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции; -
низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; -
кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров; -
конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; -
отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций; -
высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников; -
падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки; -
проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных организациях с привлечением обыкновенных учеников. Среди основных проблем:
-
не включенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению; -
коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Проблемы обучающегося профессиональной образовательной организации (далее – студента), решаемые с помощью наставничества:
-
низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные
образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
-
низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; -
трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности; -
низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; -
низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке; -
отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи; -
невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
Проблемы региона, решаемые с помощью наставничества. На уровне региона, являющегося основным инициатором развития обновленной системы обучения и профессиональной подготовки школьников и студентов, также важно рассмотреть круг проблем, решаемых с помощью наставнического взаимодействия. Комплексное представление круга этих задач поможет образовательным организациям претендовать на разностороннюю поддержку собственных инициатив со стороны администрации региона и общественное понимание необходимости внедрения новых подходов. Среди основных проблем следует выделить:
-
низкие образовательные, спортивные и культурные результаты отдельных образовательных организаций; -
трудовая неустроенность молодежи, влекущая за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы; -
ценностная дезориентация молодежи, приводящая как к девиантному, так и нейтральному в плане гражданской активности поведению; -
отсутствие налаженной связи между разными уровнями
образования в регионе;
-
устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы.
С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации и на предприятия региона можно добиться комплексного улучшения образовательных и экономических результатов. Таким образом можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными системами и поколениями, чувство сопричастности к жизни и развитию региона.