Файл: Цицерон о естественном праве как законе истинного разума, согласного с природой. Учение о государстве как общем деле народа (республика), основанном на согласии в вопросах права Слайд 0 Слайд 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цицерон о естественном праве как законе истинного разума, согласного с природой. Учение о государстве как общем деле народа (республика), основанном на согласии в вопросах права
Слайд 0
Слайд 1
В данном докладе анализируется совокупность взглядов Марка Туллия Цицерона относительно возникновения и развития таких институтов, как государство и право. Подчеркивается, что творческое наследие мыслителя, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало значительное влияние на всю последующую человеческую культуру.
Слайд 2
В истории мировой политико-правовой мысли есть имена, без преувеличения известные всем, среди которых и имя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) – знаменитого древнеримского оратора, государственного деятеля и мыслителя. В обширном творчестве Цицерона большое внимание уделено государственно-правовой проблематике. Свои политико-правовые воззрения Цицерон изложил в диалогах «О государстве» и «О законах». Отдельные аспекты указанных проблем затрагиваются и в других его работах (к примеру, в трактате «Об обязанностях» и др.), а также в многочисленных судебных и политических речах. Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, философии, политике, и свыше 800 писем [3, c. 23].
В литературе отмечают, что значительное воздействие на теоретические взгляды Цицерона относительно таких институтов, как государство и право, оказали древнегреческие мыслители, прежде всего, учения Аристотеля, Платона, Полибия и стоиков. Марк Туллий Цицерон, будучи патриотом Рима и практикующим политическим деятелем, данное воздействие пытался объединить и согласовать с собственными традициями Рима в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с характерной для Рима государственно-правовой историей, с действительным положением и актуальными задачами общественной и политической реальности того периода.
Слайд 4
Слайд 3
Можно подчеркнуть, что в целом творческое использование воззрений предшественников сочетается в учениях Цицерона с развитием ряда оригинальных и новых положений в учениях о государстве и праве [5, c. 95-96]. Стоит отметить, что Марк Туллий Цицерон внес огромный вклад в развитие доктрины стоиков о естественном праве. Естественное право (истинный, высший закон), в учениях Цицерона, представляет собой воплощение истинного разума, пребывающего в согласии с природой. Оно распространяется на всех людей, оно вечное и неизменное. Отменить его недопустимо, упразднить его невозможно, изменить его грешно. В основе права лежит присущая природе справедливость.
Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им, и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем» [4, c. 71-72].
В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, – отмечал он, – состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной – как своей» [9, c. 62].
Слайд 5
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Право, согласно представлениям Цицерона, устанавливается самой природой. В своих трудах мыслитель отмечал, что «если бы права устанавливалось повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, - писал Цицерон, - то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» [6, с. 147]. Следовательно, закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из не права или благо из зла, честное из позорного. А соответствие или несоответствие человеческих законов природе – это критерий оценки их справедливости или несправедливости [4, c. 72].
Таким образом, справедливость (или несправедливость) принимаемых в государстве законов определяется исходя из их соответствия (или несоответствия) естественному праву. Кроме того, данные законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков.
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все» [4, c. 85-86].
Закон по мнению Цицерона «правило разумное, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, правило постоянное вечное, которое призывает к исполнению долга». Он считает, что закон ограждает от совершения преступления, но не приказывает честным людям и не запрещает им. Цицерон утверждает, что закон суров, но это закон. Мыслитель придерживается безоговорочного соблюдения закона и не отступления от него. Мыслитель, говоря о сущности закона и его справедливости, полагает, что закон – это
мерило права и бесправия, а право – следствие закона. Говоря про гражданские права, придерживается позиции равенства прав и свобод. Аргументирует свою позицию в пользу доказательства подобия, «сходства и равенства» всех людей между собой. Эту идею формулирует следующим образом: «Ни одна вещь в такой степени не подобна другой, так не равна ей, в какой все мы подобны и равны друг другу» [6 c. II. 29].
Слайд 13
В целом воззрения М. Цицерона на природу законов в определенной степени создали условия и сформировали философско-мировоззренческие положения «концепциям естественного права».
Цицерон следом за Аристотелем поддерживает идею непосредственного божественно-природного зарождения государства. Из первоначальной формы общественного объединения людей создается семья, из которой в дальнейшем формируется государство.
Причины формирования государства виделись Цицерону в готовности людей к осуществлению общего интереса и в потребности охраны собственности.
Слайд 14
В своей работе «О государстве» великий мыслитель впервые вводит его определение как «Res publica est populi» – «Государство есть достояние народа». Причем народ в понимании Цицерона «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [2, с. 21]. При этом он имеет в виду единый, неразделенный народ, сплоченный своим юридическим статусом.
Тем самым сущность государства в истолковании Цицерона заключается не только в выражении общего интереса всех его свободных граждан, что было присуще и политико-правовым идеям древнегреческих мыслителей, но и в согласованном правовом общении этих граждан. Государство в трактовке Цицерона предстает как определенное правовое отношение, «общий правопорядок» [1, с. 164]. Цицерон предложил юридическое определение государства, объединяющим началом для которого выступает общность правил поведения народа, то есть права. В таком понимании государство предстает не просто моральным обществом свободных граждан, каким оно представлялось Платону и Аристотелю, а правовым объединением. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».
В учениях Цицерона зарождается идея правового государства, то есть государства, в основе которого лежит справедливость, а не сила. Основную причину возникновения государства он усматривал не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. «...Человек не склонен к существованию и уединенному скитанию, но создан для того, чтобы даже при изобилии всего необходимого не удаляться от подобных себе» [2, c. 20]. Разделяя в этом вопросе воззрения Аристотеля, Цицерон отрицал широко распространенные в его время представления о договорном происхождении государства [2, c. 96].
Слайд 15
Слайд 16
Возникновение государства также как и права не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». Данное положение используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей [3, c. 433-434].
В качестве одной из важнейших задач государства Марк Туллий Цицерон указывал охрану собственности. Посягательства на неприкосновенность собственности он характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права [7].
Цицерон, говоря о государстве употребляет термин «res publica», вкладывая в него не только политическое значение, но и юридическое. Признаком легитимности государственной власти у Цицерона является народ, который един по своим интересам и в вопросах права. Цицерон разделяет в данном случае племенной народ и граждан Рима, для него определяющим является юридический статус, т.е. государство - это множество людей которые скрепили свой интерес в единое целое. При этом, говоря о народе, Цицерон объединяет в него все слои населения, вне зависимости от принадлежности к определенным сословиям, союзам, корпорациям.[8 c.1].