Файл: Цицерон о естественном праве как законе истинного разума, согласного с природой. Учение о государстве как общем деле народа (республика), основанном на согласии в вопросах права Слайд 0 Слайд 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слайд 17
Говоря о государстве, Цицерон уделяет особое внимание его сохранению и целостности. В основе сильного и сплоченного государства лежит идея «согласия сословий». В книге «О государстве» пишет он: «как гармония свойственна музыке, так и государство составленное с чувством меры путем сочетания высших, низших и средних сословий стройно звучит благодаря согласованию самых несходных начал; тем что музыканты называют гармонией в музыке, в государстве называется согласием».


Слайд 18
Также Цицерон говорит о легитимности принятых государственных решений как об одном из самых важных критериев стабильности государства. Наиболее важные и основополагающие решения в государстве должны иметь коллективное одобрение по мнению Цицерона как условие их законности и легитимности.

Нужно отметить, что Марк Туллий Цицерон в своих учениях уделял значительное внимание анализу различных форм государственного устройства, образованию одних форм из других, «круговороту» этих форм, поиску «наилучшей» формы.


Слайд 19
В основу разграничения форм государственного устройства Цицероном были положены «характер и воля» осуществляющих правление государством. Он различал три простые формы правления – царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Благоволение своим, – писал Цицерон, – нас привлекает к себе царская власть, мудростью – правление оптиматов, свободой – правление народа.

Каждая из этих форм имеет как достоинства, так и недостатки. Например, царская власть легко может прийти в упадок из - за произвола единовластного правителя. Власть аристократов в ее извращенной форме становится господством богатых, переходящая в олигархию. Всевластие народа влечет за собой к «безумию и самоуправству толпы» - охлократии. Если отталкиваться от определения государства (дело, наследие народа, сплоченных между собой согласием в вопросах права и совокупностью интересов), то эти «извращенные» формы – не государство, так как в них нет договоренности в вопросах права [9, c. 18].


Слайд 20
Видя в каждой из них свои достоинства и недостатки, Цицерон выступал за смешанную форму государства как наиболее совершенную, соединяющую в себе преимущества всех выделяемых им простых форм.



Слайд 21
Цицерон был приверженцем того, «чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа» [6, с. 35]. Именно благодаря этому достигается «великое равенство» и «прочность» государства. В пример тому мыслитель приводил Римскую республику – плод многовековой эволюции государственных форм правления [6, с. 35].

Мыслителю принадлежит и учение о наилучшем государственном деятеле, который согласно представлениям Цицерона, должен «видеть пути и повороты в делах государства, дабы, зная, куда приведет то или иное из них, быть в состоянии задержать его ход или даже воспрепятствовать ему» [6, с. 66]. К примеру, ходу таких неблагоприятных событий, как смена форм правления в разрушительную сторону, отступление от общего блага и справедливости. Основа государственной мудрости состоит во всевозможном содействии прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».


Слайд 22
В исключительных случаях, когда вопрос будет касаться самого благополучия государства как общего дела, достояния народа, с согласия последнего, истинный государственный деятель, согласно представлениям Цицерона, должен «как диктатор установить в государстве порядок» [6, с. 120].

По мнению Цицерона, идеальный гражданин обязан определять свою деятельность такими важнейшими добродетелями, как познание истины, справедливость, величие духа и умеренность. Доблестный гражданин не только не должен сам наносить вред другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливые поступки, но, кроме того, обязан проявлять помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для всеобщего блага. Активное участие граждан в управлении делами общества является, по Цицерону, высшим проявлением их добродетели и долга.


Слайд 23

Обобщая вышеизложенное, нельзя не отметить, что творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало значительное влияние на всю последующую человеческую культуру. В истории политических и правовых учений Марк Туллий Цицерон был и остается образцом служения своему отечеству – как государству, так и гражданскому обществу.




Слайд 24
Безусловная заслуга мыслителя заключается в истолковании государства как дела, достояния народа (блага) в условиях общего согласия в вопросах права, законного порядка и справедливости, а также истолковании естественного права и закона, обязанностей государственного деятеля, гражданина и важности смешанной формы правления.


Слайд 25-26
Сам Цицерон понимал «Salus populi – suprema lex»(благо народа – высший закон) как необходимость достижения общественного компромисса и гармонии путем согласия сословий, которое достигается равенством граждан перед справедливыми законами, а также правильной работой должностных лиц(магистратов). Позже эта мысль воплотилась в либеральном понимании равенства: формальное равенство граждан перед единым законом.

Библиографический список

Книги и монографии

1. Альбов А. П. Условия и основные принципы реализации прав и свобод в гражданском обществе (исторический и теоретико-правовой аспекты). М.: ООО «Буки Веди», 2014. 164 с.

2. История политических и правовых учений: учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 800 с.

3. Крылов М.Э. История политических и правовых учений: Учеб. пособие / М.Э. Крылов. – 2-e изд. – М.: РИОР, 2007. 141 с.

4. Михалкин, Н.В. Философия права : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.В. Михалкин, А. Н. Михалкин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. 392 с. URL: https://biblio-online.ru/book/C3F1684F-1112-4B9A-9D98-FF16E000EA98

5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 704 с.

6. Цицерон М.Т. О государстве. О законах / Пер. с лат. В.О. Горенштейна; Прим. И.Н. Веселовского, В.О. Горенштейна; Послес. С.Л. Утченко. – М.: Академический проект, 2016. 249 с.

7. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях / пер. и комментарий В.О. Горенштейна. – М.: Наука, 1993 (репринг текста издания 1974 г.). URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001
Статьи

8. Дубрава И.Д. Учения Цицерона о государстве и праве // Проблеммы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 130-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23763804

9. Працко Г.С., Бухарова И.В., Кайсаров Р.Ш. К вопросу о понимании правового воздействия в истории учений о праве и государстве // Новая правовая мысль. 2014. №4 (63). – С. 18.