Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 600

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ББК
53.57
УДК
615.851
А46
Александров А. А.
А46 Интегративная психотерапия. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.: ил.
ISBN
978-5-388-00270-9
В пособии представлены наиболее важные вопросы интегративной психоте- рапии, ставшей «духом времени» для психотерапевтической практики XXI века.
Изложены предпосылки интегративного движения, особенности классического психоанализа, патогенетической, когнитивно-поведенческой психотерапии, геш- тальт-терапии и т. д. Отдельная глава посвящена групповой терапии.
Издание предназначено для психотерапевтов, психиатров, клинических пси- хологов и представителей смежных специальностей.
ББК
53.57
УДК
615.851
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN
978-5-388-00270-9
© ООО «Питер Пресс», 2009

Оглавление
Введение ................................................................................... 7
Глава 1. Предпосылки интегративного движения ........................ 13
Триединство основных подходов психотерапии ................................ 13
Психодинамический подход ................................................................ 13
Феноменологический подход ............................................................. 15
Бихевиоральный (когнитивноповеденческий) подход ........... 18
Общая цель психотерапии ................................................................... 21
Приблизительно одинаковая эффективность различных методов психотерапии .................................................................................. 22
Общие факторы психотерапии .................................................................. 33
Роль характеристик пациента во влиянии на прогноз терапии ........................................................................................................ 34
Психотерапия и плацебоэффект ............................................................. 39
Глава 2. Классический психоанализ ........................................... 42
Начало психоанализа .................................................................................... 42
Концепция личности ..................................................................................... 44
Катексис ............................................................................................................. 47
Сексуальное развитие ................................................................................... 47
Защитные механизмы ................................................................................... 50
Концепция невроза ........................................................................................ 53
Цели психоанализа ........................................................................................ 54
Технические процедуры ............................................................................... 55
Продуцирование материала ................................................................. 55
Анализ материала пациента ................................................................. 59
Рабочий альянс ......................................................................................... 67
Разновидности психоанализа .................................................................... 68
Критика психоанализа .................................................................................. 72


Оглавление
4





Глава 3. От ортодоксального психоанализа к патогенетической
психотерапии В. Н. Мясищева ...................................... 74
Ортодоксальный психоанализ ................................................................... 75
Эгопсихология. Классический психоанализ ........................................ 77
Индивидуальная психология ..................................................................... 80
Неофрейдизм .................................................................................................... 82
Патогенетическая психотерапия .............................................................. 86
Является ли патогенетическая психотерапия разновидностью психоанализа? .................................................................................................. 95
Глава 4. Патогенетическая психотерапия ................................. 108
Основные концепции .................................................................................. 110
Психология отношений ....................................................................... 110
Теория личности .................................................................................... 113
Концепция невроза ............................................................................... 116
Концепция психотерапии ................................................................... 127
Индивидуальная форма патогенетической психотерапии ........... 129
Задачи индивидуальной психотерапии ........................................ 129
Метод (процедура) индивидуальной терапии ............................ 131
Глава 5. Интеграция групповой динамики: личностно%
ориентированная (реконструктивная) психотерапия .... 161
Групповая психотерапия: общие вопросы .......................................... 161
Групповая динамика ............................................................................. 161
Роли группового психотерапевта .................................................... 176
Ориентация группового сеанса ........................................................ 181
Теоретические основы групповой личностноориентированной
(реконструктивной) психотерапии ....................................................... 186
Задачи личностноориентированной (реконструктивной)
психотерапии .................................................................................................. 191
Механизмы лечебного действия личностноориентированной
(реконструктивной) психотерапии ....................................................... 194
Глава 6. Интеграция гештальт%терапии ..................................... 197
Предыстория гештальттерапии ............................................................. 198
Основные теоретические положения .................................................... 201
Концепция нарушений ............................................................................... 205


Оглавление




5
Концепция терапии ...................................................................................... 209
Технические процедуры ............................................................................. 211
Принципы гештальттерапии ............................................................ 212
Игры гештальттерапии ...................................................................... 216
Применение гештальттерапии ............................................................... 224
Методы гештальттерапии в системе личностноориентированной (реконструктивной)
психотерапии .................................................................................................. 227
Глава 7. Интеграция поведенческой терапии ............................. 249
Интеграция поведенческого и психодинамического подходов ..... 249
Теоретические основы поведенческой терапии ................................ 254
Виды научения ........................................................................................ 254
Общие характеристики поведенческой терапии и ее цели ........... 259
Идентификация и оценка проблемы ..................................................... 261
Технические процедуры ............................................................................. 263
Систематическая десенситизация ................................................... 263
Методы, основанные на угасании .................................................... 265
Моделирование ...................................................................................... 267
Тренинг самоуверенного поведения и социальных умений ........................................................................................................ 267
Позитивное подкрепление ................................................................. 268
Техника вызывания отвращения ..................................................... 269
Наказание ................................................................................................. 270
Процедуры самоконтроля .................................................................. 270
Когнитивное реструктурирование .................................................. 271
Применение поведенческой терапии .................................................... 271
Тактика поведенческой терапии ............................................................. 273
Глава 8. Интеграция когнитивных методов ............................... 280
Рациональноэмотивная терапия ........................................................... 280
Основные концепции ........................................................................... 281
Психотерапия .......................................................................................... 288
Применение рациональноэмотивной терапии .......................... 293
Когнитивная терапия .................................................................................. 307
Основная концепция ............................................................................ 307

Оглавление
6





Когнитивные модели эмоциональных и личностных расстройств ................................................................. 310
Теория когнитивной терапии ............................................................ 314
Когнитивные искажения .................................................................... 317
Цели и основные стратегии когнитивной терапии ................... 319
Когнитивные техники .......................................................................... 321
Поведенческие техники ....................................................................... 327
Применение когнитивной терапии ................................................. 329
Интеграция когнитивных методов в систему личностноориентированной (реконструктивной)
психотерапии .................................................................................................. 334
Контрольные вопросы ............................................................. 337
Список литературы ................................................................. 343


Введение
В последние два десятилетия отмечается усиление тенденции к ин
теграции различных методов психотерапии. В обзоре «Интегративное движение в психотерапии» (1989) Б. Д. Бейтман, М. Р. Голдфрид и
Дж. С. Норкросс с оптимизмом оценивают будущее интегративного движения, которое станет «духом времени» следующих нескольких десятилетий для исследований и практики психотерапии. По прогно
зам авторов, неподтвержденные теории о психотерапевтическом про
цессе уступят место солидным концепциям, в разработку которых войдут различные подходы. Великий харизматический лидер, провоз
глашающий истинный путь, будет иметь все меньше приверженцев,
поскольку психотерапия становится все более прагматичной. Новые идеи будут приветствоваться как вклады, а не как квантовые выбросы в непознанную область исследования. Практикантов станут обучать признанию ценности каждого подхода, а также осознанию неизбеж
ного влияния их собственных личностей на психотерапевтический процесс.
О значимости интегративного движения свидетельствует, в частности,
издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Соединенные в названии журнала понятия «интегратив
ный» и «эклектический» дополняют друг друга. Использование термина
«эклектицизм» в психотерапии ограничивается техническим синтезом клинических методов. «Техническая эклектика» — термин, предложен
ный А. Лазарусом — использует процедуры, заимствованные из различ
ных источников, без обязательного согласия с теориями, которые их по
родили. Термин «интеграция» приобрел более теоретическое значение.
«Интеграция» обычно обозначает концептуальный синтез различных теоретических систем. «Эклектицизм» является одним из компонентов интеграции психотерапии; «эклектицизм» атеоретичен, но эмпиричен в прагматическом применении того, что уже существует.
Интегративное движение — не причуда нового времени, а закономер
ный этап эволюционного развития психотерапии. Многие современные подходы можно рассматривать как более высокую ступень эволюции

Введение
8





психотерапии — в них «в снятом виде» присутствуют предшествующие идеи и концепции. В силу этого интегративную тенденцию психотера
пии можно рассматривать как неотъемлемую черту ее развития, как в недавнем прошлом стихийный, а теперь уже целенаправленный твор
ческий процесс на основе накопленного опыта предшественников. Пре
красным примером в этом отношении может служить гештальттерапия
Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, те
лесной терапии и дзенбуддизма составляют единый сплав, иллюстри
руя известное положение гештальтпсихологии о том, что «целое не сво
дится к сумме составляющих его элементов».
В основных подходах психотерапии (психодинамическом, когни
тивноповеденческом и феноменологическом) имманентно заложены предпосылки для их интеграции в единую систему, поскольку точкой их приложения является единый объект — человеческая личность,
хотя каждый из них акцентирует ее разные аспекты и проблемы, чем и обусловлено различие в методах психотерапии. Далее, идея интегра
ции различных психотерапевтических приемов заложена в самой сущ
ности личностноориентированных систем психотерапии, поскольку любая психотерапия, ориентированная на личностное изменение,
акцентируя, как правило, одну из плоскостей личностного функциони
рования (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), не может полностью игнорировать другие. Внутри единого психотерапевтиче
ского подхода существенно использование в зависимости от конкрет
ных задач каждого этапа лечения определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы па
тологического реагирования пациента. Подобные приемы, детально разработанные в основных психотерапевтических направлениях, могут успешно дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения полезен психодинамический подход, расширяющий сферу познания пациента (достижение инсайта), на другом этапе — поведенческий под
ход, помогающий ему выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Интеграция когнитивной и поведенческой терапии, возник
новение на основе этого слияния нового подхода — когнитивнопове
денческого — важная веха на пути создания интегративной модели пси
хотерапии.
Важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. Групповая психотерапия создает уникальную терапевтическую ситуацию, свя
занную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими


Введение




9
людьми, при которой создаются условия интенсивного психологиче
ского воздействия на все плоскости личностного функционирования.
Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приемов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоцио
нальные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов.
Другими факторами, которые способствовали развитию интегра
тивного движения, являются: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их из
учение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапев
тических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск об
щих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии,
и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, мо
гут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффек
тивность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6) социальноэкономические процес
сы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству,
продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более объединяющее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важ
нейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько соб
ственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клини
копсихологических особенностей личности и болезни, а также по
требностей пациента.
В России интерес к проблемам интеграции заметно возрастает после выхода сборника научных трудов Психоневрологического ин
ститута им. В. М. Бехтерева «Интегративные аспекты современной психотерапии» под редакцией Б. Д. Карвасарского, В. А. Ташлыкова,
Г. Л. Исуриной (1992), в котором впервые рассматривается возмож
ность интеграции принципов и методов основных направлений за
рубежной психотерапии на основе отечественного подхода — патоге
нетической психотерапии В. Н. Мясищева.
Заслуга Мясищева заключается в том, что он произвел основатель
ную «ревизию» психоанализа, преодолев его биологическую направлен
ность и создав социальнопсихологическую модель психотерапии. Сре
ди тех, кто стремился придать психоанализу более «культурное лицо»,
Мясищев был наиболее последовательным и кардинальным преобразо
вателем: сохранив понятие интрапсихического (психодинамического)