ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
10
конфликта, он отбросил вольные интерпретации психоанализа, осно
ванные на мифологии, заменив их анализом реальных жизненных отно
шений. Интрапсихические конфликты описываются Мясищевым не по содержанию, как у Фрейда, а по структуре. Задача психотерапевта за
ключается в том, чтобы наполнить интрапсихический конфликт содер
жанием, почерпнутым из конкретной жизненной ситуации пациента и анализа его системы отношений. Из психоанализа были заимствованы и такие понятия, как «психологические механизмы защиты», «инсайт»,
«эмоциональное отреагирование» («катарсис») и др. Таким образом,
разрабатывая патогенетическую психотерапию, Мясищев интегрировал в эту систему, теоретической основой которой послужила разработан
ная им социальнопсихологическая модель личности, известные дости
жения психотерапии своего времени.
Настоящая ситуация в психотерапии характеризуется осознанным стремлением к интеграции различных методов психотерапии. Многие психотерапевты, работая в рамках выбранного ими психотерапевтиче
ского подхода, заимствуют те или иные методы из других подходов, что продиктовано стремлением повышения эффективности психотерапии.
В связи с этим назревает необходимость поиска единой интеграцион
ной платформы, теоретикометодологической основы психотерапии.
С нашей точки зрения, этой цели наилучшим образом отвечает модель личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии. В раз
витии личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии можно выделить три этапа.
Первый этап связан с деятельностью самого В. Н. Мясищева, его учеников и последователей (Р. Я. Зачепицкий, Б. Д. Карвасарский,
Е. К. Яковлева и др.) и характеризуется разработкой модели инди
видуальной патогенетической психотерапии. В ходе патогенетиче
ской психотерапии решалась в основном задача осознания нарушен
ных особо значимых отношений личности и возникающих на этой основе в психотравмирующей ситуации интрапсихических конфлик
тов. Возможности же коррекции нарушенных отношений в ситуации диадного взаимодействия терапевт—пациент были ограничены, в силу чего конечная цель патогенетической психотерапии — реконструкция личности — не могла быть реализована в полной мере и имела скорее декларативный характер.
Второй этап (1970–1980) — развитие модели групповой патогенети
ческой психотерапии — связан с деятельностью Б. Д. Карвасарского и руководимого им коллектива (Г. Л. Исурина, В. А. Ташлыков и др). Ши
Введение
11
рокие возможности, которые предоставляла групповая динамика для ре
конструкции нарушенной системы отношений, вызвали необходимость в переименовании патогенетической психотерапии в личностноориен
тированную (реконструктивную) психотерапию. Модель начинает при
обретать черты интегративной: интеграция групповой динамики в систе
му патогенетической психотерапии.
Наконец, третий, современный, этап ознаменован целенаправленными попытками создания интегративной модели психотерапии. Личностно
ориентированная (реконструктивная) психотерапия является открытой системой для интегрирования с другими психотерапевтическими подхо
дами. На язык патогенетической психотерапии можно без труда перевес
ти основное содержание высказываний других школ, в том числе психо
анализа, поскольку ее подход лишь предлагает структуру, в которую могут быть включены конкретные содержания.
Поскольку личностноориентированная (реконструктивная) психо
терапия включает три плоскости изменений: когнитивную, эмоцио
нальную, поведенческую, и сам процесс психотерапии основан на прак
тически равнозначном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов (Г. Л. Исурина), то спектр терапевтическо
го воздействия при интегративном подходе значительно расширяется:
для решения задач коррекции отношений в каждой из трех плоскостей могут применяться приемы из разных психотерапевтических направ
лений. При этом различные психотехники выполняют тактические за
дачи, способствуя достижению основной стратегической цели — рекон
струкции нарушенной системы отношений человека.
На современном этапе разработки интегративной модели в систе
му личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии могут быть интегрированы принципы и методы феноменологиче
ского подхода (клиентцентрированной психотерапии Роджерса,
гештальттерапии Фредерика Перлза), а также методы поведенчес
кого и когнитивного подходов (рациональноэмотивной терапии
Альберта Эллиса, когнитивной терапии Аарона Бека). Будучи при
влеченными в качестве дополнительных средств для реализации це
лей личностноориентированной (реконструктивной) психотера
пии, они выполняют разные задачи в той или иной плоскости нарушенных отношений. Так, принципы феноменологического под
хода (экзистенциальногуманистической психотерапии) создают ус
ловия, необходимые для изменений — осознанности, самопринятия и спонтанности; приемы гештальттерапии, воздействуя в большей
Введение
12
степени на эмоциональный аспект отношений, способствуют осво
бождению подавленных чувств и в то же время осознанию (а затем и интеграции) противоречивых тенденций личности; методы когни
тивного подхода напрямую воздействуют на нарушенные отношения
(иррациональные, дисфункциональные убеждения, установки), на их осознание и последующую коррекцию; методы поведенческой те
рапии — на коррекцию дезадаптивных стереотипов поведения.
Предлагаемая читателю книга представляет собой пособие, предна
значенное для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов.
В дидактических целях для читателя, знакомого с психоанализом лишь поверхностно, специально включена глава о классическом психоанали
зе, с тем чтобы подготовить его к восприятию содержания следующей главы — «От ортодоксального психоанализа к патогенетической психо
терапии В. Н. Мясищева», — важной для понимания истоков личност
ноориентированной (реконструктивной) психотерапии.
Г
Г
Г
Г
Глава 1
лава 1
лава 1
лава 1
лава 1
Предпосылки интегративного
движения
Триединство основных подходов
психотерапии
Основные психотерапевтические подходы (психодинамический,
феноменологический, когнитивноповеденческий) акцентируют раз
ные аспекты единого объекта — человеческой личности, чем и об
условлено различие в их методах.
Психодинамический подход
Последователи психодинамического подхода утверждают, что мыс
ли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зиг
мундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом:
верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, распо
ложенную под водой и невидимую, — бессознательное.
Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — Ид (оно) — резервуар бессознательной энергии, называе
мой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы,
с которыми люди рождаются, а именно: Эрос — инстинкт удовольствия и секса и Танатос — инстинкт смерти, который может мотивировать аг
рессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно прин
ципу удовольствия.
Глава 1 14
Второй компонент личности — Эго (я). Это — разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и тре
бованиями реального мира — оно действует согласно принципу реаль
ности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании им
пульсов, исходящих из Ид. Эго — исполнительная власть личности.
Третий компонент личности — Суперэго. Этот компонент развивает
ся в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин
«интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши
«надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе мо
рального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.
Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго)
приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических,
конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.
Наиболее важная функция Эго — образование защитных механиз
мов против тревоги и вины. Механизмы защиты — это бессознатель
ная психологическая тактика, помогающая защитить человека от не
приятных эмоций, — вытеснение, проекция, образование реакции,
интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др.
Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессозна
тельные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и до
стичь сознания.
Благодаря действию защитных механизмов бессознательное ста
новится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод — психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.
Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:
1) добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического,
или психодинамического, конфликта;
2) проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на ак
туальное поведение и на интерперсональные отношения.
Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, по
давленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание
Предпосылки интегративного движения
15
дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помо
гает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и свя
занные с ним защитные механизмы создают межличностные пробле
мы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим,
бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.
Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важ
ность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лече
ния интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности про
тиворечивых ее мотивов.
Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностноориентированная (реконструктивная) пси
хотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, теоретической основой которой служит психоло
гия отношений В. Н. Мясищева. Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего иска
женных межличностных отношений в родительской семье. Нарушен
ная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конф
ликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфлик
та является одной из важных задач в процессе психотерапии.
Феноменологический подход
Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью посвоему воспринимать и интерпретиро
вать мир. На языке философии психическое переживание окружающе
го называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, — феноменологией.
Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутрен
ние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение чело
века, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент.
Человек — не арена для решения интрапсихических конфликтов и не бихевиоральная глина, из которой благодаря научению лепится лич
ность. Как говорил Сартр: «Человек — это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью де