ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1 16
лать свой выбор — выбирать, как думать и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например,
если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас,
то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и пребываю
щим в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склон
ным к защитным реакциям). Феноменологические психологи рас
сматривают даже глубокую депрессию не как психическое заболева
ние, а как признак пессимистического восприятия индивидом жизни.
Фактически феноменологический подход оставляет за предела
ми своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого фе
номенологический подход сосредоточивается на таких специфи
ческих психических качествах, которые выделяют человека из жи
вотного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гума
нистическим.
Другое важное предположение этого подхода состоит в том, что у каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала — в личностном росте, хотя среда может блокировать этот рост. Люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Феноменологический подход подразу
мевает также, что никто не сможет понастоящему понять другого че
ловека или его поведение, если не попытается взглянуть на мир глаза
ми этого человека. Феноменологи, таким образом, полагают, что любое поведение человека, даже такое, которое кажется странным, исполне
но смыслом для того, кто его обнаруживает.
Эмоциональные нарушения отражают блокирование потребности в росте (в самоактуализации), вызванное искажениями восприятия или недостатком осознания чувств. Д. Бернштейн, Е. Рой и их колле
ги (D. Bernstein, E. Roy et al.) указывают на следующие основные по
ложения гуманистической психотерапии.
1. Лечение есть встреча равных людей («энкаунтер»), а не лекар
ство, прописываемое специалистом. Оно помогает пациенту вос
становить свой естественный рост и чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть по мнению других.
2. Улучшение у пациентов наступает само по себе, если терапевт со
здает правильные условия. Эти условия способствуют осознанно
Предпосылки интегративного движения
17
сти, самопринятию и выражению пациентами своих чувств. Осо
бенно тех, которые они подавляли и которые блокируют их рост.
Как и при психодинамическом подходе, терапия способствует ин
сайту, однако в феноменологической терапии инсайт — это осоз
нание текущих чувств и восприятий, а не бессознательных конф
ликтов.
3. Наилучший способ создания этих правильных (идеальных) усло
вий — установление отношений, при которых пациент чувствует безусловное принятие и поддержку. Терапевтические изменения достигаются не вследствие применения специфических техник,
а вследствие переживания пациентом этих отношений.
4. Пациенты полностью ответственны за выбор своего образа мыс
лей и поведения.
Наиболее известными из форм феноменологической терапии явля
ются клиентцентрированная терапия Карла Роджерса и гештальтте
рапия Фредерика Перлза.
Карл Роджерс практиковал психодинамическую терапию в 1930х гг.
Но скоро он начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импони
ровало ему быть беспристрастным экспертом, который «понимает» паци
ента. Он убедился в том, что менее формальный подход более эффекти
вен, и начал использовать так называемую недирективную терапию, то есть он позволял своим пациентам решать, о чем говорить и когда, без на
правления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход позднее стал называться клиентцентрированной терапией, чтобы под
черкнуть роль клиента. Фундаментом лечения Роджерса является созда
ние отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Роджерса»): безусловным позитивным отношением,
эмпатией, конгруэнтностью.
1. Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это требует не только готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим» или «странным»
это ни казалось. Терапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент,
но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека.
Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не дает советов. Совет, гово
рит Роджерс, несет скрытое сообщение о том, что клиент некомпетентен или неадекватен, — это делает его менее уверенным и более зависимым от помощи.
Глава 1 18
2. Эмпатия. Многие формы терапии предлагают взгляд на паци
ента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточе
ния на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиентцент
рированный терапевт действует не как посторонний наблюдатель,
который стремится наклеить диагностический ярлык на клиента,
а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зре
ния клиента.
Об эмпатии нельзя сообщить: «Я понимаю» или: «Я знаю, что вы сейчас чувствуете». Терапевт передает эмпатию, показывая, что он ак
тивно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент
центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, и оказывают другие зна
ки внимания. Используется также тактика, называемая отражением
(рефлексией). Отражение показывает, что терапевт активно слушает,
а также помогает клиенту осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Действительно, большинство клиентов реагируют на эм
патическое отражение пристальным вниманием к своим чувствам.
3. Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит,
что безусловное позитивное отношение терапевта и эмпатия являются настоящими, а не поддельными. Переживание конгруэнтности терапев
та позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и че
стность могут быть основой человеческих отношений.
Бихевиоральный (когнитивно
%поведенческий)
подход
Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла в конце 50х гг.
прошлого века. На ранних стадиях развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к ле
чению клинических проблем. Понятие «современные теории науче
ния» относились тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания. Основываясь на теориях научения, по
веденческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию как
«применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения». Неадаптивные при
Предпосылки интегративного движения
19
вычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются. Ганс Юрген Айзенк утверждал, что достаточно избавить больного от симптомов и тем самым будет устранен невроз.
С годами оптимизм в отношении особой действенности поведен
ческой терапии стал повсюду ослабевать. Критики изолированного применения методов поведенческой терапии видят основной ее де
фект в односторонней ориентации на действие элементарной техни
ки условных подкреплений. Коренной недостаток теории поведен
ческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервнопсихической деятельности человека, а в абсолю
тизации этой роли.
В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела суще
ственные изменения. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного об
условливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур.
Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорд
жа Келли. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов явля
ется неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоя
щих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входят выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.
Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались не
посредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в осно
ве многих современных терапевтических подходов, которые объединя
ются понятием когнитивная терапия.
В экспериментальных работах в области когнитивной психологии,
в частности в исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные на
учные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во вни
мание их когнитивные возможности для понимания того, как у них про
исходит научение.
Кроме того, возникло понимание, что поведенческие терапевты,
сами того не подозревая, используют когнитивные возможности сво
их пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не
Глава 1 20
специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необхо
димых для совладания с ситуациями страха. Использование вообра
жения, новых способов мышления и применение стратегий включа
ет когнитивные процессы.
На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справед
ливо и по отношению к «рациональноэмотивной терапии» А. Эллиса и к «когнитивной терапии» А. Бека. У поведенческих и когнитивных тера
певтов обнаружился ряд общих черт.
1. И те и другие не интересуются причинами расстройств или про
шлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие тера
певты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитив
ные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
2. И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат но
вым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления.
3. И те и другие дают своим пациентам домашние задания, с тем чтобы они практиковали за пределами терапевтической среды то,
что получили во время сеансов терапии.
4. И те и другие оказывают предпочтение практическому, лишен
ному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не об
ремененному сложными теориями личности.
Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивноповеден
ческую модель. Мишень «чистого» поведенческого терапевта — изме
нение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитив
ноповеденческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздейству
ют на представления о себе и мире.
Когнитивноповеденческие терапевты, как и их предшественники,
не интересуются прошлым или причинами невротических рас
стройств. Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению.
Если больной приходит к врачу с переломом кости, в задачу врача вхо
дит его исправление, а не изучение условий, которые привели к пере
лому.
Предпосылки интегративного движения
21
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38