ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 811
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
207 207 шлаком, торфом, мелом, наброской грунта, камней, обломков сооружений и т.п.
Цель этого приема состоит в том, чтобы создать у противника ложное представление о назначении и состоянии дороги, убедить его в реальности легенды прикрытия.
Ложные дороги устраиваются срезкой верхнего слоя грунта путепрокладчиком, автогрейдером или бульдозером, а колонные пути многократным проездом по одному маршруту колесного или гусеничного транспорта.
Скрытие мостов
Мосты обнаруживаются средствами воздушной и наземной разведки – визуальным наблюдением, фотографированием, радиолокационными и тепловыми средствами. По звукам и шумам при производстве работ противник может обнаружить место оборудования мостовой переправы на удалении до 5 км. Средствами радиолокационной разведки наплавные (на жестких опорах) мосты обнаруживаются в дождь, туман, ночью, сквозь облака и дымовые завесы с расстояния до 60 км.
Процесс оборудования (строительства) моста демаскируется следующими признаками: скоплением на берегах техники, людей, переправочных или мостостроительных средств; заготовкой местных материалов в районе строительства моста или их складированием; наличие переправочных (мостостроительных) средств на воде; звуками и шумами при работе машин и механизмов, командами, стуками инструментов и т.п.; светом ночью на участках наводки (строительства) моста.
Кроме того, общими демаскирующими признаками оборудованных переправ являются: подъездные пути на обоих берегах реки и движении по ним техники и вооружения;
208 208 инженерное оборудование местности в районе переправы; элементы комендантской и эвакуационно-спасательной служб.
В соответствии с изложенным выше, основной целью маскировки переправ является обеспечение живучести самих переправ и переправляющихся по ним войск.
Для достижения этой цели, при скрытии мостовых переправ могут быть поставлены такие задачи: скрытие процесса оборудования (строительства) моста; скрытие моста от воздушной и наземной разведки противника; искажение внешнего вида моста; оборудование и содержание ложных переправ.
Скрытию процесса оборудования переправ способствует размещение понтонных (мостостроительных) и других подразделений в лесу, кустарнике, оврагах, мелких населенных пунктах. Это означает, что в первую очередь должны максимально использоваться маскирующие свойства прилегающей к реке местности.
Скрытие процесса оборудования переправ достигается: использованием темного времени суток и других условий ограниченной видимости; постановкой дымовых завес и светлое время суток; устройством на зеркале реки площадных масок-помех из уголковых отражателей («Сфера» или «Пирамида»); установкой на суше или воде вертикальных масок, скрывающих мост от оптических средств наземной разведки; выполнение мероприятий по световой и звуковой маскировке: оборудованием ложных переправ или демонстрацией действий по оборудованию переправы в другом месте.
Скрытие моста в ходе его функционирования от космической, воздушной и наземной разведки противника достигается выполнением следующих мероприятий, дополняющих перечисленные ранее:
209 209 окрашиванием проезжей части (тёмно-красной краской – летом, белой – зимой); разведением наплавного моста на день и скрытие звеньев у берегов: устройством подводных мостов.
Искажение внешнего вида моста производится в том случае, если он подвергся ранее ударам средств поражения противника и достигается окрашиванием участка моста в темный цвет с установкой деформирующих элементов, имитацией воронок и разрушений.
Скрытие низководного моста под разрушенный может осуществляться устройством выводного звена на плавучих опорах, устройством подводного участка моста или снимаемого на день разборного настила. Концы эстакад в этом случае показываются разрушенными.
При распятнённом фоне (на реках с отмелями и островами, во время ледохода или ледостава) для мостов на жестких опорах может использоваться имитирующая окраска. В светлое время у этих мостов не должно быть скопления боевой техники, транспорта и людей.
Оборудование и содержание ложных переправ является прямой задачей инженерных войск (инженерно-маскировочных и понтонно-мостовых). Опыт
Великой Отечественной войны, локальных войн в Юго-Восточной Азии и на
Ближнем Востоке показал, что ложные переправы, главным образом ложные мостовые переправы, играют существенную роль в повышение живучести действительных. Повышение живучести действительных мостов может быть на
30–50 % выше, если на каждый действительный мост оборудуется 1–2 ложных.
Оборудование ложных мостов должно осуществляться по единому плану, на широком фронте в соответствии с замыслом тактической маскировки. При этом непременным условием является одновременное скрытие реальных переправ.
Для повышения вероятности принятия противником ложных мостов за действительные воспроизведение на них демаскирующих признаков по времени и объему должно соответствовать имитируемым мостам.
Поскольку ложных мостов промышленного изготовления на снабжении
210 210 пока нет, то в настоящее время их наплавная часть обозначается или с помощью плавающих уголковых радиолокационных отражателей («Сфера» или
«Пирамида»), или наводится (строится) с использованием лодок ДЛ-10, резервных понтонных звеньев или из конструкций войскового изготовления.
В первом случае ложный мост рассчитан на его обнаружение только средствами радиолокации. Поэтому его рекомендуется применять ночью или днем при неблагоприятных условиях для ведения оптической разведки (дождь, туман, низкая облачность). В противном случае необходимо осуществлять меры по его задымлению. Еще один недостаток этого способа – трудность показа движения техники по самому мосту.
Радиолокационные отражатели приводятся в рабочее состояние на берегу, крепятся к канату через 3–5 м, спускаются на воду и с помощью плавсредств вводятся в линию моста (в ось моста), после чего радиолокационные отражатели закрепляются якорями (рис. 70).
Рис. 70. Ложный мост из пневматических отражателей
Во втором случае ложные мосты рекомендуется применять в условиях, когда метеоусловия благоприятны для ведения оптической разведки. По своей конструкции они могут быть следующих типов: облегченные, легкие и тяжелые ложные мосты.
211 211
Облегченные ложные мосты не обладают грузоподъемностью, их проезжая часть имитируется покрытием из табельных маскировочных комплектов, брезентом, укладываемым на легкий жердевой каркас или тросы.
Легкие ложные мосты позволяют пропускать личный состав и устанавливать переносные макеты на проезжей части. Для этого покрытие проезжей части изготавливается из досок, бакелизированной фанеры, и накатника и т.д.
Тяжелые ложные мосты на жестких (сваи, рамы) или наплавных (лодки
ДЛ-10) опорах позволяют пропускать грузы общим весом до 2 тонн
(автомобили типа УАЗ, самодвижущиеся макеты), что обеспечивается применением прогонов с укладкой на них щитов проезжей части. Потребность в силах и средствах на оборудование одной ложной мостовой переправы зависит от характера водной преграды, конструктивного решения наплавной части, способа и условий выполнения задачи, имеющегося времени. Считается, что на водной преграде шириной 100-200 м имаср (понр) может оборудовать и содержать не более одной ложной мостовой переправы. Если для имитации жизнедеятельности в районе ложной переправы привлекаются подразделения родов войск и специальных войск (танковые, мотострелковые, зенитно- артиллерийские, связи, РХБЗ), то эта потребность будет значительно меньше.
По окончании оборудования ложной переправы требуется осуществлять мероприятия по её содержанию. Содержание ложной переправы включает: имитацию движения войск к водной преграде и от неё, изменение положения макетов при их использовании, постановку дымовой завесы, имитацию комендантской службы, замену поврежденных элементов моста после нанесения ударов, устройство ложных дорог и имитацию следов.
6.3. Приемы скрытия и имитации фортсооружений
Скрытие районов обороны в процессе их фортификационного оборудования является одной из сложных проблем в настоящее время, т.к. наибольший объем фортификационного оборудования местности производится
212 212 в обороне.
Полностью скрыть позиции невозможно, поэтому маскировка ее должна решать следующие основные задачи: ввести противника в заблуждение относительно истинного расположения на местности важнейших ее элементов. скрыть систему огня; скрыть систему инженерных заграждений; обеспечить скрытое занятие позиции.
Демаскирующими признаками полосы обороны является наличие на местности фортификационных сооружений, расположенных по определенной системе. Такая определенность обусловлена организационно-штатной структурой частей и подразделений, возможностями вооружения, управления войсками, принципами фортификационного оборудования полосы обороны, изложенными в Уставах и Наставлениях.
Возведение и эксплуатация фортификационных сооружений, установка и устройство заграждений различных типов, прокладывание путей маневра и подвоза и движение по ним автотранспорта, специальной и боевой техники сопровождаются проявлением демаскирующих признаков, выявляемых различными средствами разведки.
Оптическими средствами разведки (визуальными, фотографическими, телевизионными) выявляются видовые демаскирующие признаки: наличие землеройной и специальной техники в местах производства работ; форма и размер фортификационных сооружений; контраст котлованов, обсыпок и брустверов по отношению к фону; различия между фоном и неправильно выполненными оптическими масками.
Оптические средства разведки выявляют и такие признаки деятельности, как нарушение естественных фонов в местах производства различных инженерных работ (следы движения инженерных машин и автотранспорта,
213 213 личного состава, дым, огни в районах расположения войск, пылеобразование при передвижении войск и ведении огня из различных видов оружия, различные вырубки и расчистки, проведенные в целях обеспечения необходимых секторов обстрела и наблюдения). Основными демаскирующими признаками занятого района является наличие в нем боевой техники и личного состава.
Радиолокационная разведка выявляет, в основном, наличие боевой, транспортной и специальной техники, находящейся на открытых местах вне укрытий. Особенно затруднено скрытие техники, движущейся со скоростями свыше 3–5 км/ч. Обнаружение различных фортификационных сооружений, не имеющих больших радиоотражающих плоскостей, двугранных и трехгранных углов средствами РЛ разведки затруднено.
Тепловая разведка выявляет различные объекты по их тепловому контрасту с фоном. На местности, оборудованной в фортификационном отношении, хорошо обнаруживаются различные оголовки систем выхлопа и вентиляции, т.к. грунт в районе выхлопа прогревается на значительную глубину и долго остывает. Температурная чувствительность тепловизионных систем разведки менее 0,10C.
Первоочередными объектами скрытия в полосе обороны являются фортификационные сооружения переднего края и заграждения, командно- наблюдательные и командные пункты, артиллерийские позиции.
Одновременно со скрытием основных объектов полосы обороны должны устраиваться ложные сооружения, как на переднем крае, так и в глубине обороны. Назначение ложных сооружений – затруднить противнику выявление промежутков между районами обороны и опорными пунктами.
Заграждения в значительной степени демаскируют систему полосы обороны и расположением своих фасов облегчают противнику разведку наших огневых сооружений. Поэтому при разработке решения по маскировке опорных пунктов необходимо предусматривать скрытие действительных заграждений в сочетании с оборудованием ложных, которые должны затруднить противнику
214 214 определение системы огня, ведущегося из фортификационных сооружений.
Для обеспечения скрытного маневра в полосе обороны необходимо использовать в первую очередь естественные укрытия, а участки дорог, траншей, ходов сообщений, просматриваемые с наземных наблюдательных постов противника, закрывать вертикальными масками.
Необходимо скрывать не только готовые фортификационные сооружения, но и процесс их возведения, а также и заготовку и доставку к местам производства работ строительных материалов, деталей конструкций, вооружения и снаряжения.
В районах, где производится фортификационное оборудование необходимо не допускать излишнего движения техники, ограничить движение вне дорог и существующих троп. В ночное время необходимо выполнять все требования светомаскировки.
Наибольшую трудность представляет скрытие системы траншей и ходов сообщений. Согласно существующих норм табельной положенности на маскировку траншей и ходов сообщений табельных средств скрытия не предусмотрено. При современных способах отрывки траншей с землеройными машинами на маскировку 1 погонного метра траншей необходимо не менее 10 м2 маскировочного покрытия. Такой большой расход маскировочных покрытий не позволяет проводить маскировку траншей и ходов сообщения в полном объёме. Целесообразной является маскировка отдельных участков траншей и ходов сообщения, ведущих к наблюдательным сооружениям, сооружениям для ведения огня, укрытиям личного состава. Участки траншей, являющиеся позициями мотострелковых подразделений рекомендуется маскировать под незанятые.
В целях затруднения разведки противника определения истинных границ опорных пунктов и начертания переднего края целесообразно открывать ложные участки траншей и ходов сообщения. Таким образом достигается смещение точки прицеливания и обеспечивается снижение потерь личного состава и техники при стрельбе артиллерии противника по площадям.
215 215
Развитие системы траншей и ходов сообщения за счёт ложных особенно целесообразно при заблаговременной подготовке обороны, т.к. в этом случае оборудование производится механизированным способом.
Скрытие сооружений для ведения огня должно учитывать все требования действий огневых средств. Основной трудностью скрытия огневых сооружений является требование: скрытие во время ведения огня. Такой маскировке способствует правильная посадка сооружений на местности и применение вертикальных масок из различных материалов.
Закрытые фортификационные сооружения могут маскироваться под фон местности, под местные предметы или же вертикальными масками. В последнем случае маскировка эффективна только против наземной разведки.
При скрытии под фон местности крутизна скатов земляной обсыпки должна соответствовать рельефу местности. При расположении сооружения на крутом скате следует делать обсыпку с крутыми скатами, при пологих формах рельефа – с пологими. Само сооружение не должно находиться в центре земляной обсыпки. Поверхность земляной обсыпки одерновывается, или вписывается в фон местности.
Перед амбразурой заподлицо со скатами, наклонно натягивается металлическая сеть с вплетенными в неё маскировочными материалами или устраиваются подъёмно-опускные щиты в виде деревянных или металлических рам с прикрепленными к ним элементами маскировочных покрытий или маскировочными материалами под фон местности. При расположении сооружения среди камней его передняя стенка может окрашиваться под фон камней. Для изменения формы самого сооружения оно может обкладываться камнями. В лесу и кустарнике переднюю стенку сооружения и амбразуру маскируют растительностью или проводится имитирующая окраска.
Скрытие окопа для танка, БМП, БТР с боевой техникой может осуществляется с использованием маскировочного покрытия. Маскировка не должна мешать вращению башни, прицеливанию и стрельбе (рис. 71).
216 216
Рис. 71. Скрытие окопа для танка
Рис. 72 Скрытие танковой башни с использованием срезанной растительности
Для скрытия танковых башен (башен БМП, БТР) может использоваться и
217 217 срезанная растительность (рис. 72).
В некоторых случаях, при заблаговременном оборудовании может быть произведена посадка низкорослых кустарников или посев трав в целях маскирующей обработки местности вокруг сооружения.
Посадка сооружения с танковой башней должна производиться таким образом, чтобы сама башня при наблюдении со стороны противника не проецировалась на фон неба. В случае невозможности такой посадки башня со стороны возможного огневого воздействия противника должна маскироваться вертикальными падающими масками на фоне в 5–7 раз превышающем размер башни. Вертикальная маска в этом случае должна быть разновысокой и ее центр произвольно сдвинут в сторону от центра башни. Вход в сооружение должен устраиваться на фоне дороги (или тропы) по которой происходит подача боеприпасов и другого имущества. Дороги (подъезды) к сооружению не должны быть тупиковыми.
Для размещения командных и командно-наблюдательных пунктов выбирается местность, которая помимо обеспечения тактико-технических требований дает возможность скрытно возвести весь комплекс сооружений и скрытно его эксплуатировать. Сооружения для наблюдения могут маскироваться под местные предметы, например, пень (рис. 73).