Файл: Учебное пособие для бакалавров санктпетербургский университет технологий управления и экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1552

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период первоначального бума на Интернет компания Microsoft обнаружила пока неохваченную категорию граждан США - те, кто предпочитал пользовать телевизорами для получения информации.
Microsoft сделала для них специальное предложение - выходить в Сеть посредством телевизионных приемников. Для этой цели в 1996 году было разработано устройство - специальная приставка, предоставляющая возможность производить серфинг в Интернете через подключение к телевизору (Интернет-телевидение Microsoft WebTV).
Поначалу перспектива такого простого доступа к интернету заинтересовала людей, которым были чужды высокие технологии. Их концептуально всё устраивало, но проект остановился на показателе в 1 млн подписчиков и фактически был похоронен.
Задание:
1. Почему это произошло?
2. Можно ли было избежать провала?
Кейс 24
Американская компания Coca-Cola – популярнейший в мире производитель безалкогольной газировки, который никогда не прекращал борьбу за увеличение армии поклонников. Однако в её истории были и крупные провалы.
Так, в 2013 году американская компания решила выпустить газировку под названием Coca-Cola Life. Как тогда планировалось, напиток должен был привлечь внимание почитателей здорового образа жизни.
Для дизайна этикеток Coca-Cola Life был выбран зеленый цвет (жизнь, экология, природа и т. п.). В итоге новый продукт провалился на стадии внедрения, сейчас Coca-Cola Life в нескорых странах можно встретить в ограниченных продажах.
Задание:
1. В чём главная причина провала?
2. Можно ли было избежать провала?
Кейс 25
В «нулевые» годы российский бизнес открывал для себя новые сферы и не всегда удачно. Так компания «Сотмаркет» специализировалась на розничной и онлайн-продаже бытовой техники, гаджетов и аксессуаров.
Их интернет-магазин был запущен в 2005 и спустя 7 лет даже получил звание «Открытие года» от издания Forbes. В 2012 году «Сотмаркет» занимал места в ТОП-30 крупнейших компаний Рунета. Ежегодный оборот составлял около 4.2 млрд рублей в год, количество розничных точек уже переваливало за 700, а посещаемость сайта – более 125 тыс. людей в сутки.
Но в 2014-2015 компания попала в стадию ликвидации. Склады закрывались. Сотрудники увольнялись «по собственному желанию».
Распродажа трафика и базы клиентов объявлена открытой.

Изначальная маркетинговая стратегия строилась на быстром росте и погоне за рынком. Интернет-магазин старался зацепиться за все категории товаров, чтобы захватить максимальную аудиторию. Как следствие снижался средний чек на товары.
Сейчас контрольный пакет акций выкуплен фондом IQ One, а сам магазин принадлежит ООО «РитейлСитем».
1   2   3   4   5

Задание: Как можно было выйти из ситуации?
Кейс 26
Два слова на букву «б»: «бизнес» и «библиотека» – на первый взгляд, полностью несовместимые понятия. Открытие коммерческой библиотеки или коммерциализация уже существующих библиотек часто представляется абсурдной идеей.
Однако если абстрагироваться, то можно понять, что библиотечная система имеет огромный потенциал.
Услуги библиотек очень востребованы среди значительной части населения. Причем не только среди людей с низким уровнем дохода, как принято думать. Завсегдатаи библиотек – это любители современной литературы, а также родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они следят за новинками на книжном рынке и могут себе позволить приобретать интересующие их издания. Однако хранить такое количество книг, которые могут быть прочитаны максимум один раз, им негде. Как показывают опросы, они бы охотно брали книги для чтения на дом за небольшую плату, если бы могли найти их в библиотеках.
Задание:
1. Предложите бизнес-модель коммерческой библиотеки, имеющей статус книжного клуба.
2. Перечислите основные риски этого вида детальности, а также пути их минимизации.
Кейс 27
Запись аналогового видеоизображения на магнитную ленту началась в
1950-х годах; в 1956 году компания Ampex (созданная Александром
Матвеевичем Понятовым) представила формат видеокассеты Quadruplex, который широко использовался вещательными компаниями.
Но это было дорого, и в формате катушек был не так удобен.
10 мая 1975 года, когда Sony выпустила видеокассету формата Betamax.
В 1976 году появляется соперник Betamax – VHS (консорциум компаний
Matsushita, JVC и RCA). Кассеты VHS формата были крупнее, да и технически формат уступал Sony. Однако в стандартном режиме записи/воспроизведения на кассеты VHS помещалось до четырёх часов записи - больше записи для просмотра, меньше кассет для покупки.
В 1979 году в битву двух форматов попытался втиснуться третий формат:
Philips Video 2000, но сделано это было слишком поздно, поэтому Philips почти сразу выпала из борьбы.

Sony продолжает подчеркивать высокое качество записи Betamax против
VHS, и в манере агрессивного маркетинга продвигает свой бренд.
VHS изначально озаботилась лицензированием, тем самым разрешив многим производителям выпускать кассеты этого формата, благодаря чему цены были намного ниже, чем за Betamax. Sony поступает также, правда заметно позднее, но Sony изначально производили хорошие видеомагнитофоны под свой формат.
JVC делали ставку на разнообразную коллаборацию и на комплементарные продукты.
В итоге, несмотря на то, что Sony вышла на рынок со своей технологией немного раньше и в первые несколько лет смогла занять большую долю рынка, к концу 70х годов Betamax уступила место формату VHS. В 1988 г. Sony официально заявила, что прекращает поддержку технологии Betamax и переводит все свои продукты на поддержку VHS стандарта.
Задание:
1. Назовите главную причину победы VHS стандарта.
2. Что могли предпринять Sony для победы в конкурентной борьбе:
- в момент выхода на рынок?
- в самом начале борьбы двух форматов?
- на завершающем этапе противостояния?
Кейс 28
В 1995 году краснодарский предприниматель Сергей Галицкий основал компанию «Тандер», из которой спустя пять лет вырос ретейлер «Магнит». В
2011 году с сетью из 250 дискаунтеров «Магнит» стал лидером российского рынка по количеству точек.
Пока другие ретейлеры отправлялись завоевывать города-миллионники и вкладывались в супер- и гипермаркеты, Галицкий, экономя на всем, делал ставку на провинцию и строил магазины шаговой доступности в малых городах и поселках городского типа. Стратегия оказалась весьма успешной и в том же 2011-м «Магнит» обошел по капитализации главного конкурента -
X5 Retail Group. В 2013-м его компания обогнала X5 по обороту и целых четыре года держала первенство. Лидером рынка по капитализации «Магнит» оставался до 2018 года.
Постепенно X5 вернула себе первенство по всем показателям, а в
«Магните» сменилось руководство. В феврале 2018 года Галицкий продал основную часть своего пакета в банку ВТБ.
Здание: Мог ли «Магнит» сохранить лидерство после 2018 года? Что нужно было поменять в стратегии «Магнита»?
Кейс 29
Вы – начальник отдела крупной корпорации, к вам устроился новый сотрудник: молодой, но вежливый и тактичный, добросовестный работник, одевается со вкусом и тщательно следит за собой.
В какой-то момент, вы приходите к выводу, что ваш внешний вид на его фоне выглядит несколько удручающе. Сразу после этого вы случайно

услышали шутки ваших подчинённых о вас, касающуюся вашего стиля и того, как на вас сидит костюм.
Задание: Предложитеоптимальную модель поведения.
Кейс 30
У вас крупное производственное предприятие. Продукция – товары конечного потребления. В сборочном цеху есть целый конвейерный участок.
Оборудование вполне современное. Освещение, шумоизоляция и вентиляция – также на приемлемом уровне. Режим работы щадящий.
Операции, выполняемые на конвейере, несложные, но удручают рабочих своим однообразием и монотонностью. Люди идут на работу как зомби, оканчивают смену с удовольствием.
Это является одной из причин постоянной и избыточной текучести кадров.
Задание: Предложитеоптимальное решение этой проблемы.
Кейс 31
Рассматриваемое предприятие – крупный завод. На выходе получается продукция конечного потребления. Производство современное, все производственные процессы отлажены. Кадровый состав полностью соответствует поставленным задачам.
Комплекс производственных помещений оснащён всей необходимой инфраструктурой и техникой и ограждён высоким забором с видеонаблюдением. Сам комплекс включает в себя: три больших здания, несколько площадок и сооружений, гаражи, склады, столовую и медпункт, дворницкую, котельную, ремонтные мастерские и лаборатории.
Продукция реализуется через сеть дистрибьюторов, также есть один собственный магазин. В головном офисе расположены следующие подразделения: бухгалтерия, планово-финансовый отдел, отдел маркетинга и рекламы, отдел кадров, отдел логистики, информационно-техническое управление.
Сейчас все вспомогательные и обслуживающие функции завод выполняет своими силами (кадрами).
Задание:
1. Предложите оптимальные варианты аутсорсинга.
2. Расставьте их по порядку согласно степени риска.
Кейс 32
Компания ИКЕА сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющиеся, но так было не всегда. Ингвар Кампрад основал ИКЕА в 1943 году, и тогда это был крошечный шведский каталог товаров по почте.
Компания IKEA занимается дизайном и реализацией мебели и сопутствующих товаров для дома, рассчитанных на массового потребителя.

Концепция мебели ИКЕА состоит в том, что большую часть мебельного ассортимента покупатели собирают дома самостоятельно, также товары перевозятся в плоских коробках, тем самым снижаются затраты на логистику и сервис, что ведёт к более низкой стоимости товаров.
Собственно миссия ИКЕА - изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей - не только покупателей, но и сотрудников компании ИКЕА и компаний-поставщиков.
Отличительные особенности компании:
- Рациональный и лаконичный дизайн продукции.
- Продукция имеет странные на взгляд россиян названия, а не номера.
- Широчайший ассортимент.
- Постоянно учитываются новые тенденции и технологии.
- Сотрудники не имеют право предлагать посетителям свою помощь.
- Максимальное использование местных ресурсов. Как производственных мощностей, запасов древесины, так и трудовых, в том числе интеллектуальных. Т.е. филиал ИКЕА в любой стране старается использовать максимум локальных возможностей.
Задание:
1. Составьте список главных конкурентных преимуществ компании в порядке их значимости.
2. Какие изначальные преимущества позволили компании добиться своего положения?
Кейс 33
Вас пригласили на должность директора по персоналу в крупную российскую компанию, с численностью персонала около 3000 человек с развитой филиальной сетью.
Основное направление деятельности компании – производство и продажа продукции конечного потребления.
Текучесть персонала на уровне 8–10% в год.
Организационная структура управления – линейно-функциональная.
Средняя заработная плата выше среднеотраслевой и средней по региону.
Премии и надбавки оплачиваются согласно чёткому, рациональному и прозрачному принципу, т.е. всем сотрудникам понятно, за что им будут выплачены доплаты.
Сейчас компания рассматривает возможности для дальнейшего роста, т.е. ближайший год планируется регулярный наём новых сотрудников всех категорий.
К сожалению, на текущий момент в компании нет чёткой системы нематериальной мотивации.
Задание:
1. Предложите концепцию системы нематериальной мотивации для сотрудников компании.
2. Что нужно предпринять в первую очередь? Какие ресурсы вам понадобятся для реализации намеченной программы?


3. Какие плюсы и минусы для персонала компании вы видите в предложенной вами программе?
Кейс 34
Семейный бизнес имеет долгую историю в России. На протяжении более двух веков наиболее успешными предпринимателями в Российской империи были выходцы из старообрядческой культуры. У них семья, по сути, была первичной ячейкой для создания предприятия. В последствие эта традиции прервалась.
Сейчас семейный бизнес в РФ так и не стал обыденностью, как например, в некоторых европейских странах. Тем не менее, такие организации встречаются и в России.
Создатель семейной компании ушёл на покой и оставил ей своему старшему сыну.
Компания относится к среднему уровню предпринимательства. Все ключевые позиции на предприятии занимают остальные родственники: младшая сестра, младший брат, муж сестры, жена младшего брата и т.д. Родственники обладают приоритетными правами в принятии решений, получают большую заработную плату и бонусы.
Все остальные сотрудники знают, что войти в эту закрытую группу собственников практически невозможно. Также было известно, что усилия и активность мало отражаются на вознаграждении и поощрениях. Результатом стала высокая текучесть персонала. Непосредственные конкуренты пользуются этой ситуацией, переманивая наиболее ценные кадры.
Задание:
1. Какую ошибку допускает руководитель?
2. Какие рекомендации можно предложить руководителю, чтобы устранить имеющиеся ошибки в системе мотивации персонала?
Кейс 35
Ваша команда является советом директоров большой корпорации в машиностроительной отрасли. Ваше головное предприятие (завод) имеет длительную историю: было основано ещё в СССР, было приватизировано и прошло все турбулентности 90х. В советский период завод являлся градообразующим предприятием и до сих пор сохраняет важнейшее социальной значение, на нем трудятся более 5 тыс. рабочих.
Однако накопились определённые проблемы. Физический износ основных производственных фондов (ОПФ) составляет 50%, а их моральный износ достиг 60%. Если сейчас не провести модернизацию ОПФ, вы рискуете утратить лидирующие позиции на рынке.
В свою очередь государство требует срочной модернизации производства в рамках государственной программы, предлагая заводу безвозмездную субсидию. Данная субсидия подразумевает безвозмездную передачу средств, строго целевой характер (т.е. именно на закупку нового оборудования) и софинансирование (часть средств должен вложить сам завод).


Складывается весьма благоприятная обстановка, чтобы выполнить столь необходимую модернизацию.
Однако есть и негативные последствия даже в модернизации: в итоге после около 2 тыс. человек рабочих придется сократить. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что на текущий момент основная часть сокращенных не сможет найти себе работу в этом городе.
Задание: Разработайте управленческое решение (или ряд решений) возникшей проблемы для данной ситуации.
Кейс 36
Вы управляете мебельным предприятием. Вы нашли свою нишу - производите эксклюзивную мебель из массива дерева. Древесный массив может изготавливаться разными способами, но он всегда делается из дерева, а не древесных отходов, как ДСтП, ДВП и других похожих.
Качество готовой продукции серьёзным образом зависит от качества исходного сырья. Чтобы уменьшить зависимость от поставщиков, дать себе большую свободу для манёвра, директор планирует организовать свой дополнительный склад, который будет заниматься оптовыми закупками пиломатериалов.
Основной функцией этого склада будет закупка древесины по оптовым ценам для нужд основного предприятия, а сопутствующей деятельностью - розничные продажи.
Есть иллюзия, что пиломатериалы не портятся при хранении, но это не так. Многие пороки древесины как раз появляются при несоблюдении условий хранения, в рассматриваемом случае это особенно чувствительно.
Задание: Проанализируйте слабые и сильные стороны этого решения.
Кейс 37
У генерального директора машиностроительного завода появилась уникальная возможность закупить итальянскую автоматическую поточную линию со скидкой в 25%, первоначальная стоимость 500 млн руб.
Капитальный ремонт старой линии обойдется в 100 млн руб. На текущий момент эта линия имеет физический износ – 40%, а моральный – 50%.
Для сравнения, срок окупаемости покупки новой линии – 3 года, капремонта – 1 год.
Итальянская линия позволит сократить производственные затраты на
20% и увеличить объёмы производства на 10%. Также можно будет сократить число рабочих на 30%, одновременно вырастают квалификационные требования к операторам линии.
Структура продаж продукции завода: 70% приходится на российский рынок и 30% зарубежные рынки.
Задание: Необходимо проанализировать все варианты развития событий в данной ситуации в современных отечественных условиях.
Кейс 38

Вы управляете заводом по производству бытовой техники. Предприятие существует на рынке 14 лет. Вы делаете ставку на объём выпуска продукции и постоянно наращиваете поставки за границу.
У вас сложился хороший коллектив – настоящая команда. Менеджмент отлажен хорошо и системно: все процессы отрегулированы и реализуются непрерывно.
Однако в попытке увеличить объёмы производства, вы сосредоточили лучшие кадры на одном ключевом производственном участке. Но ваши надежды не оправдались, увеличения производительности труда не произошло, а сначала даже ухудшилась, потом выровнялась на прежний уровень.
Задание:
1. Почему сначала производительность труда упала?
2. В чём была главная ошибка подобного решения?
3. Как легче всего в рассматриваемой ситуации повысить производительность труда н всём предприятии?
Кейс 39
Вы – руководитель низшего звена, начальник отдела. Одновременно (с разницей в 5 минут по корпоративной почте) вы два срочных задания: от вашего непосредственного начальника (начальника вашего управления) и от вышестоящего начальника (коммерческого директора).
Задания настолько срочные, что времени для согласования сроков, уточнения деталей выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Однако вы чётко понимаете, что если вы возьметесь за решение обоих заданий, то не успеете к сроку решить ни одно из них.
Задание:
Проанализируйте каждый вариант и выберите наиболее подходящий или предложите свой.
1. В первую очередь начнете выполнять задание того, кого больше уважаете.
2. Сначала будете выполнять на ваш взгляд наиболее важное задание.
3. Сначала выполните задание коммерческого директора.
4. Сначала выполните задание начальника вашего управления.
Кейс 40
На крупном производственном предприятии после ухода начальника отдела технологии на его место была назначена некая Наталия Петрова.
До этого назначения он работала здесь же ведущим специалистом.
Через несколько месяцев стали появляться недостатки в работе Наталии.
По характеру она была очень скрупулезна и тщательно проверяла все мало- мальски значимые расчеты. Большинство в её отделе составляли очень квалифицированные сотрудники, которые сдавали все вовремя. После первых проверок их работы было ясно, что они не допускают ошибок, однако даже спустя три месяца пребывания на должности Наталия продолжала проверять