Файл: Учебное пособие для бакалавров санктпетербургский университет технологий управления и экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1940
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отчеты, как опытных сотрудников, так и новичков, постоянно задерживаясь допоздна в своём кабинете.
В итоге накопилась усталость, она перестала успевать сдавать общий отчёт вовремя. Важный момент: премиальные получали на весь отдел, раз в квартал. За опоздания отчёта депремировался весь коллектив разом.
Опытные сотрудники возмутились – они же предоставили отчёты вовремя, но Наталия ответила, что не может подать их отчёты отдельно, без формирования общего по всему отделу, а так как у новичков слишком много ошибок… То есть всё вполне справедливо.
Задание:
1. Кто из участников, по вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию?
2. Что можно сделать, чтобы руководство компании получало отчёты вовремя?
3. Как можно было бы наладить порядок подачи и проверки работы сотрудников отдела?
Кейс 41
Рассматривается крупный хлопчатобумажный комбинат, построенный ещё в советские годы. После приватизации в 90е, комбинат смог не только выжить, но и занять хорошую позицию на внутреннем рынке и даже отправлял часть продукции на экспорт. Однако вопрос о замене основного технологического оборудования постоянно откладывался, в итоге его ресурс практически исчерпан, что начало сказываться на производительности и качестве продукции.
Количество заказов стало катастрофически падать, как следствие возникли проблемы с финансами. Поэтому руководство решило сократить часть персонала: сначала закрываются все текущие сделки, а затем проводятся расчеты по сокращению.
Предполагается, что это будет временная мера, так как через полгода планируется занять новую нишу на рынке сбыта, что при хорошем развитии потребовало бы набора новых сотрудников.
Собственники и руководство комбината рассматривали эту меру как возможность обновить коллектив. Работникам решили пока ничего не сообщать, но шила в мешке не утаить – началась ответная реакция.
Участились случаи мелких поломок оборудования, сменная производительность резко упала, многие рабочие стали уходить на больничный, пользоваться приёмами итальянской забастовки.
Дирекция оказалась в сложном положении. Было дано поручение руководителю отдела кадров разрешить ситуацию, переговорить с коллективом и наладить обстановку.
В итоге накопилась усталость, она перестала успевать сдавать общий отчёт вовремя. Важный момент: премиальные получали на весь отдел, раз в квартал. За опоздания отчёта депремировался весь коллектив разом.
Опытные сотрудники возмутились – они же предоставили отчёты вовремя, но Наталия ответила, что не может подать их отчёты отдельно, без формирования общего по всему отделу, а так как у новичков слишком много ошибок… То есть всё вполне справедливо.
Задание:
1. Кто из участников, по вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию?
2. Что можно сделать, чтобы руководство компании получало отчёты вовремя?
3. Как можно было бы наладить порядок подачи и проверки работы сотрудников отдела?
Кейс 41
Рассматривается крупный хлопчатобумажный комбинат, построенный ещё в советские годы. После приватизации в 90е, комбинат смог не только выжить, но и занять хорошую позицию на внутреннем рынке и даже отправлял часть продукции на экспорт. Однако вопрос о замене основного технологического оборудования постоянно откладывался, в итоге его ресурс практически исчерпан, что начало сказываться на производительности и качестве продукции.
Количество заказов стало катастрофически падать, как следствие возникли проблемы с финансами. Поэтому руководство решило сократить часть персонала: сначала закрываются все текущие сделки, а затем проводятся расчеты по сокращению.
Предполагается, что это будет временная мера, так как через полгода планируется занять новую нишу на рынке сбыта, что при хорошем развитии потребовало бы набора новых сотрудников.
Собственники и руководство комбината рассматривали эту меру как возможность обновить коллектив. Работникам решили пока ничего не сообщать, но шила в мешке не утаить – началась ответная реакция.
Участились случаи мелких поломок оборудования, сменная производительность резко упала, многие рабочие стали уходить на больничный, пользоваться приёмами итальянской забастовки.
Дирекция оказалась в сложном положении. Было дано поручение руководителю отдела кадров разрешить ситуацию, переговорить с коллективом и наладить обстановку.
1 2 3 4 5
Задание:
1. Как можно оценить действия собственников и руководителей компании?
2. Как нужно было поступить трудовому коллективу?
3. Обоснуйте свое мнение.
Кейс 42
Генеральный директор попросил начальника управления по персоналу принять на работу супругу очень важного для компании партнера. Сама по себе должность при этом не имела значения, так как женщина последние 10 лет нигде не работала и хотела просто больше быть среди людей. Про карьерные амбиции не было и речи, нужно было дать женщине почувствовать себя востребованной, частью коллектива.
Начальник управления решил принять её к себе специалистом по кадрам, так как когда-то давно у неё было образование – курсы секретаря-референта.
Женщина научилась осуществлять прием входящей документации, сортировку документов по папкам и т. п. В течение нескольких месяцев всё было нормально, но потом освободилось место ведущего специалиста по документообороту.
Совершенно внезапно генеральный директор предложил повысить недавно принятую протеже. Возникла дилемма:
- с одной стороны есть более подходящие кандидаты на эту должность, а сама женщина не соответствует квалификационным требованиям;
- с другой - генеральный директор окажется в неудобном положении перед партнером.
Задание:
1. Как должен поступить начальник управления в данной ситуации?
2. Можно было избежать такой проблемы?
3. Какие могут быть последствия, если гендиректор настоит на своем решении?
Кейс 43
В плановом отделе государственной организации сформировался слаженный и дружный коллектив. Все пришли в отдел практически одновременно, и у всех была одинаковая зарплата. Руководитель распределял нагрузку между сотрудниками равномерно (насколько было возможно), и в коллективе по этому поводу никогда не было недовольства, все считали, что все справедливо.
Через некоторое время одна сотрудница отдела изменила свое отношение к работе. Каких-либо явных причин неё для этого не было, но она стала часто брать отгулы, отказываться выполнять поручения по разным причинам. Имея ребенка, постоянно брала больничные.
Когда все обучались работе с помощью новой программы автоматизации и учета, она подошла к обучению формально, а потом замучила коллег вопросами об самых элементарных действиях.
Параллельно она пыталась очень «активно дружить» с начальником: то принесет угощения, то заглянет к нему поболтать на пару минут, то сделает комплимент. А недавно стала всем рассказывать, что поступила в университет
на заочное отделение, чтобы развиваться по карьерной лестнице. На что руководитель отреагировал одобрительно.
При этом в коллективе у многих сотрудников уже было высшее образование, но стало складываться впечатление, что только у этой сотрудницы есть карьерные перспективы. В коллективе начались волнения.
Сотрудники начали обсуждать свою коллегу и руководителя.
Задание:
1. Дайте оценку сложившейся ситуации.
2. Предположите дальнейшее развитие событий в коллективе?
3. Как лучше поступить руководителю управления по кадрам в данной ситуации?
Кейс 44
Костяк персонала одного государственного учреждения составляют женщины. Так, например, в одном из отделов работает сразу 10 сотрудниц.
Рабочие места располагаются в одном помещении. За время работы сотрудницы подружились: поддерживали отношения не только на работе, но и ходили, друг к другу в гости. Все всегда были доброжелательны друг к другу, всячески помогали, подменяли, когда кто-то не мог выйти на работу.
Но со временем сотрудницы стали жаловаться, что рабочие места устроены неудобно: приходится сидеть спиной друг к другу, что создает дискомфорт. В случае необходимости обсудить рабочий вопрос или просто перекинуться парой слов, сотрудницам приходилось поворачиваться, но так как стулья не крутятся, делать это непросто.
В итоге столы сдвину к середине помещения, рассадив всех попарно, напротив друг друга. Мебель была старая, надёжная, но без новомодных элементов, таких как перегородки. Сотрудницы лишались ощущения личного пространства.
Очень скоро снова проявилось недовольство. Соседка напротив постоянно мешала: когда говорила по телефону, когда жует жвачку или пьет чай с бутербродом… Порой раздражал даже запах духов.
Когда коллеги сидели спиной друг к другу, никто не обращал внимания на такие мелочи, а теперь недовольство нередко приводило к скандалам, но возвращать столы на прежние места никто не хотел, так как это тоже было неудобно.
Задание:
1. Могла ли описанная в кейсе ситуация возникнуть по другим причинам, а не из-за того, что переставили столы?
2. Предложите свой вариант организации рабочего пространства.
3. Обязательно ли для урегулирования конфликта иначе размещать рабочие места?
Кейс 45
Рынок общественного питания до 2020 года рос очень интенсивно.
Отдельно надо выделить фаст-фуд, доля которого составила почти 50% от
При этом в коллективе у многих сотрудников уже было высшее образование, но стало складываться впечатление, что только у этой сотрудницы есть карьерные перспективы. В коллективе начались волнения.
Сотрудники начали обсуждать свою коллегу и руководителя.
Задание:
1. Дайте оценку сложившейся ситуации.
2. Предположите дальнейшее развитие событий в коллективе?
3. Как лучше поступить руководителю управления по кадрам в данной ситуации?
Кейс 44
Костяк персонала одного государственного учреждения составляют женщины. Так, например, в одном из отделов работает сразу 10 сотрудниц.
Рабочие места располагаются в одном помещении. За время работы сотрудницы подружились: поддерживали отношения не только на работе, но и ходили, друг к другу в гости. Все всегда были доброжелательны друг к другу, всячески помогали, подменяли, когда кто-то не мог выйти на работу.
Но со временем сотрудницы стали жаловаться, что рабочие места устроены неудобно: приходится сидеть спиной друг к другу, что создает дискомфорт. В случае необходимости обсудить рабочий вопрос или просто перекинуться парой слов, сотрудницам приходилось поворачиваться, но так как стулья не крутятся, делать это непросто.
В итоге столы сдвину к середине помещения, рассадив всех попарно, напротив друг друга. Мебель была старая, надёжная, но без новомодных элементов, таких как перегородки. Сотрудницы лишались ощущения личного пространства.
Очень скоро снова проявилось недовольство. Соседка напротив постоянно мешала: когда говорила по телефону, когда жует жвачку или пьет чай с бутербродом… Порой раздражал даже запах духов.
Когда коллеги сидели спиной друг к другу, никто не обращал внимания на такие мелочи, а теперь недовольство нередко приводило к скандалам, но возвращать столы на прежние места никто не хотел, так как это тоже было неудобно.
Задание:
1. Могла ли описанная в кейсе ситуация возникнуть по другим причинам, а не из-за того, что переставили столы?
2. Предложите свой вариант организации рабочего пространства.
3. Обязательно ли для урегулирования конфликта иначе размещать рабочие места?
Кейс 45
Рынок общественного питания до 2020 года рос очень интенсивно.
Отдельно надо выделить фаст-фуд, доля которого составила почти 50% от
всего ресторанного бизнеса. Ритм современной деловой жизни диктует свои условия и всё больше людей предпочитают ресторанное питание.
Рассматривается компания, занимающаяся фаст-фудом. Первейшая и явная задача - обеспечить быстрое обслуживание. Скорость обслуживания влияет на ассортиментную политику. Наряду с ассортиментом предприятию нужно соблюсти следующие требования к обслуживанию:
- скорость работы с клиентами;
- блюда адаптированы для быстрого приготовления;
- минимальное обслуживание в стационарных точках;
- отработанные технологии.
В итоге компания концентрируется на найме неквалифицированного персонала, потому что здесь главное требование не образование, а соблюдение норм гигиены и наличие санитарной книжки.
Задание:
1. Какой персонал вам понадобится, чтобы соблюсти все требования работодателя?
2. Где и каким образом лучше всего искать кандидатов?
3. Какие корректировки нужно внести в план развития предприятия фаст-фуда с учётом ограничений, вызванных пандемией COVID-19? В том числе новые требования к персоналу.
Кейс 46
Экология как наука и вид деятельности с каждым годом играет всё большую роль в нашей жизни. Появляются смежные дисциплины и понятия, такие как: экологический менеджмент, экологический аудит, экологическая безопасность, экологические преступления, медицинская экология, техноэкология и многое другое.
Но часто сложно сделать правильный выбор в пользу экологического развития общества, если рассматривать частные конкретные случаи. Так,
Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) однозначно наносят вред окружающей среде.
С другой стороны, использование пластиковой тары наносит ещё больший вред, который можно было бы сократить, перейдя на быстроразлагаемые материалы, такие как бумага и картон. Круг замкнулся.
Ещё можно добавить, тот факт, что ЦБК ориентированы на повторное использование своей же продукции (макулатуры), а также переработку отходов других деревообрабатывающих производств и низкокачественной древесины.
Есть разные способы уменьшения вредного воздействия производства на окружающую среду, но все эти способы объединяет одно – они дорогостоящие. Счёт идёт на десятки миллионов рублей. Или даже: Segezha
Group планирует строительство собственных очистных сооружений на
Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате в Вологодской области.
Общий объем инвестиций в проект с учетом строительных работ оценивается ориентировочно в 2 млрд. руб.
Рассматривается компания, занимающаяся фаст-фудом. Первейшая и явная задача - обеспечить быстрое обслуживание. Скорость обслуживания влияет на ассортиментную политику. Наряду с ассортиментом предприятию нужно соблюсти следующие требования к обслуживанию:
- скорость работы с клиентами;
- блюда адаптированы для быстрого приготовления;
- минимальное обслуживание в стационарных точках;
- отработанные технологии.
В итоге компания концентрируется на найме неквалифицированного персонала, потому что здесь главное требование не образование, а соблюдение норм гигиены и наличие санитарной книжки.
Задание:
1. Какой персонал вам понадобится, чтобы соблюсти все требования работодателя?
2. Где и каким образом лучше всего искать кандидатов?
3. Какие корректировки нужно внести в план развития предприятия фаст-фуда с учётом ограничений, вызванных пандемией COVID-19? В том числе новые требования к персоналу.
Кейс 46
Экология как наука и вид деятельности с каждым годом играет всё большую роль в нашей жизни. Появляются смежные дисциплины и понятия, такие как: экологический менеджмент, экологический аудит, экологическая безопасность, экологические преступления, медицинская экология, техноэкология и многое другое.
Но часто сложно сделать правильный выбор в пользу экологического развития общества, если рассматривать частные конкретные случаи. Так,
Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) однозначно наносят вред окружающей среде.
С другой стороны, использование пластиковой тары наносит ещё больший вред, который можно было бы сократить, перейдя на быстроразлагаемые материалы, такие как бумага и картон. Круг замкнулся.
Ещё можно добавить, тот факт, что ЦБК ориентированы на повторное использование своей же продукции (макулатуры), а также переработку отходов других деревообрабатывающих производств и низкокачественной древесины.
Есть разные способы уменьшения вредного воздействия производства на окружающую среду, но все эти способы объединяет одно – они дорогостоящие. Счёт идёт на десятки миллионов рублей. Или даже: Segezha
Group планирует строительство собственных очистных сооружений на
Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате в Вологодской области.
Общий объем инвестиций в проект с учетом строительных работ оценивается ориентировочно в 2 млрд. руб.
Задание: Если с затратами на уменьшение вредного воздействия на природу всё понятно, то что можно положить на вторую чашу весов, чтобы их уравновесить? Что с экономической, финансовой и коммерческой точки зрения может послужить достаточной мотивацией для руководства условного
ЦБК, чтобы вкладываться в очистные сооружения, фильтры и т. п.?
Кейс 47
Вы начальник отдела маркетинга в крупной корпорации. К вам в отдел назначили стажёра – молодой совсем зелёный выпускник вуза без реального опыта работы. По внешнему виду: скромный юноша в очках, в чистом, но явно не новом костюме. В руках у него блокнот и ручка – всем своим видом показывает готовность впитывать всё услышанное. Зовут его Василий
Логинов.
Вы провели инструктаж, а также добавили информацию от себя. Василий кивал и записывал. Потом вы передали его в руки опытной сотруднице
Светлане Андреевне.
В конце рабочего дня Василий пришёл к вам жаловаться, что Светлана
Андреевна не помогает ему в адаптации и даже мешает.
Светлана подтвердила, что наорала на Василия, который замучил её постоянными уточнениями и переспрашиванием одного и того же. Прежде чем орать она сделала ему замечание и попросила более ответственно и внимательно относиться к работе, а Василий резко ответил ей, тут уж Светлана и не сдержалась.
Задание:
1. Как следует поступить начальнику отдела?
2. Что нужно было сделать Светлане?
3. Есть ли перспективы работы в отделе у Василия?
Кейс 48
Вы начальник коммерческий директор крупной компании. В отделе маркетинга работает некая Валентина Рябинина. Она хорошо проработала несколько лет, но в последнее время стала чувствовать, что неудовлетворенность трудом усиливается. Она пришла к вам поговорить на предмет того, что теперь готова выполнять более сложную работу (попросила о повышении).
Вы предложили ей при неизменной зарплате в течение квартала выполнять работу ведущего специалиста вместе со своими обязанностями. По окончании испытательного периода её ожидала единовременная премия.
Подведя итоги будет принято решение о ее повышении.
Задание:
1. Правильно ли поступил директор?
2. Как выглядит ситуация с точки зрения Валентины?
3. Предложите свой вариант решения проблемы с точки зрения директора.
Кейс 49
Андрей Викторович – руководитель отдела закупок крупного холдинга.
Руководство поставило задачу найти нового поставщика канцелярский товаров в головной офис.
Андрей Викторович добросовестно изучил потребности подразделений, утвердил бюджет на организацию закупок. Из общей массы, на последнем этапе ему осталось сделать окончательный выбор между двумя компаниями:
«Альфа» и «Омега». Компании имеют сходный ассортимент, условия поставки, сопоставимые цены.
Однако компания «Альфа» предложила Андрею Викторовичу личное вознаграждение. В итоге он остановил свой выбор на этой компании. Поставка была выполнена в срок в полном объёме. Независимый опрос, показал, что все подразделения довольны качеством канцелярских товаров.
Через несколько месяцев Андрей Викторович со спокойной совестью снова заказал канцелярию у этой же компании. Однако в этот раз качество продукции было явно хуже. Появились недовольные, которые пожаловались руководству. Андрею Викторовичу сделали замечание и настоятельно порекомендовали сменить поставщика. Он попал в щекотливую ситуацию, так как уже взял вознаграждение и за третий заказ.
Задание: оцените действия Андрея Викторовича. Как ему поступить в сложившейся ситуации?
Кейс 50
В небольшом городе несколько маленьких кондитерских предприятий решили объединить усилия. План состоял в том, чтобы сообща размещать заказы на поставки сырья более крупными партиями, арендовать общий склад, экономить на рекламе и т. п.
Для этого они создали торговый дом. Т.е. компании-участницы сохранили полную хозяйственную независимость и считались равноправными партнёрами. И поначалу всё было хорошо: удалось уменьшить логистические затраты, даже создали несколько общих комплектов продукции (в одной коробке изделия разных компаний). Однако очень быстро начались проблемы: формирование общего заказа стало неоправданно растягиваться во времени, кто-то постоянно пытался впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и тормозил всех. Начались постоянные мелкие споры, затягивающие общие собрания и по другим вопросам. Вирус оппортунистического поведения заразил многих участников.
Задание:
1. Можно было избежать подобных трудностей?
2. Что можно сделать в текущей ситуации?
3. Предложите свою схему кооперации для малых кондитерских предприятий.
Кейс 51
В настоящее время ваше производственное предприятие находится в кризисной ситуации: выросли общие затраты (и производственные и накладные), также сократился объём продаж.
Руководство рассматривает следующие предложения по выходу из кризисной ситуации:
1. Повысить качество выпускаемой продукции до уровня, превышающего качество аналогичной продукции конкурентов.
2. Сократить производственные издержки, начать с сокращения персонала.
3. За счёт внутренних резервов (более полной загрузки оборудования и т. п.) увеличить объём выпуска.
2. Развернуть собственную торговую сеть (экономить на коммерческих расходах) и снизить розничные цены за счет существенного уменьшения розничных расценок.
3. Сократить ассортимент выпускаемой продукции, исключив из него нерентабельные и малорентабельные виды продукции, с целью снижения удельных издержек на остальные виды выпускаемой продукции и соответствующего снижения оптово-отпускных цен.
Задание:
1. Какую первичную информацию необходимо иметь для принятия правильного решения?
2. Дайте оценку предложенным вариантам.
3. Выберите один из предложенных вариантов или предложите собственный.
Кейс 52
Рассматривается крупное производственное предприятие. Есть некий
Николай – незаменимый специалист своего дела, находящийся на своём месте, на посту начальника отдела. Однако те качества, которые делают его незаменимым на этом конкретном месте, одновременно делают его крайне неподходящим для продвижения выше.
С другой стороны, под его началом работает Павел, отличный работник, с превосходным потенциалом для дальнейшего карьерного роста.
Чтобы не допускать конфликта и не продвигать Павла через голову начальника руководство назначает его особым советником при Николае, отдельно вменив ему в обязанность контроль за поставкой инструментов.
Павел в своём новом качестве развил бурную деятельность. Чрезмерно бурную: он буквально наводнил головной офис рационализаторскими предложениями и корреспонденцией.
Задание:
1. Оцените решение руководства.
2. Предложите альтернативные варианты решения проблемы.
Кейс 53
Руководитель небольшого, но динамично развивающегося предприятия решил сделать ставку на молодых, амбициозных, проактивных, креативных сотрудников. Он хотел сделать современную, модную и инновационную компанию.
Ему удалось укомплектовать штат перспективными молодыми кадрами.
Первые года полтора эта политика приносила свои плоды, однако к концу второго года пошла волна увольнений.
При приёме на работу людям обещали карьерный рост, компания развивалась, но не достаточно быстро, новые вакансии появлялись слишком медленно. В итоге за короткое время организация потеряла самых активных и успешных работников.
Задание:
1. В чем заключалась главная ошибка руководителя?
2. Какие действия в этой ситуации можно было бы предпринять, чтобы удержать наиболее ценных сотрудников?
Кейс 54
Вы директор крупного производственного предприятия. Вы производите и сами же продаёте продукцию конечного потребления.
Внезапно к вам обращается начальник отдела продаж и сообщает, что отдел логистики в очередной раз сорвал поставку, и теперь, чтобы сохранить отношения с постоянным крупным клиентом, нужно срочно организовать доставку партии продукции.
Однако есть маленькая проблема: на данный момент в распоряжении отдела продаж нет транспорта. Клиент грозится расторгнуть договор.
Задание:
1. Предложите решение проблемы.
2. Какие организационные решения необходимо принять после выхода из кризисной ситуации?
Кейс 55
Вы начальник крупного машиностроительного производства, у вас в подчинении около 300 человек. Вас и вашу администрацию постоянно отвлекают вопросами о будущем предприятия. Ходят упорные слухи, что грядёт поглощение компании и половину рабочих уволят. Коллектив волнуется и приходится успокаивать каждого по отдельности.
При этом «успокоенный» возвращаясь на рабочее место, по новой получает заряд тревоги за своё будущее и круг замыкается.
На предприятии давно функционирует своя газета и есть доски объявлений в цехах. На самом деле реальных оснований для беспокойства у рабочих нет.
Задание:
1. Предложите свои решения для данной проблемной ситуации.
2. Какие способы коммуникации с трудовым коллективом целесообразно использовать на предприятии?