Файл: Технологии масштабирования проектов суть, типы, специфика и проблемы в тематике социальных проектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не у каждой организации получается масштабироваться. Причиной неудачи являются заблуждения о развитии бизнеса. Если предприниматель неверно понимает суть развития предприятия, он даже не приступит к этапам масштабирования компании. Например, он считает, что не во всех отраслях развитие возможно, и относит свою нишу к тем самым исключениям. В результате он ограничивает свой потенциал.

Специалисты по развитию утверждают, что рост выручки возможен в любой сфере. Однако для этого надо:

  • иметь востребованный продукт или идею о создании нового товара или услуги;

  • составить финансовый план, выбрать стратегию развития.

Большие вложения.

Второе заблуждение, мешающее приступить к основным этапам масштабирования организации, – необходимость огромных вложений в бизнес. Этот миф часто встречается у частных предпринимателей, столкнувшихся с резким ростом заказов, но не способных выделить из оборота большую сумму.

На самом деле любая стратегия расширения бизнеса нацелена на получение максимума прибыли при наименьших вложениях. Например, малый бизнес и частные предприниматели могут выбрать стратегию расширения ассортимента и добавить в свою продуктовую линейку новый товар по низкой себестоимости или с возможностью перепродажи. Примером последнего являются онлайн-курсы. Придется вложиться в их разработку и съемку, но потом курс можно много раз продавать, получая прибыль.7

Увеличение штата.

Третье заблуждение заключается в том, что для успешного масштабирования потребуется увеличить штат сотрудников. В большинстве стратегий действительно требуются дополнительные работники. Однако при найме персонала следует делать упор на качестве, а не на количестве. Если специалист высококлассный, то он способен принести компании прибыль в гораздо большем размере, чем было потрачено на его поиск и ежемесячную зарплату.

Как только в компании наблюдается прирост заказов, необходимо приступать к развитию и расширению бизнеса. Чтобы процесс прошел гладко, лучше соблюдать все этапы масштабирования компании. Начинать всегда необходимо с анализа предприятия и рынка. Только понимая свои объективные возможности, можно выбрать подходящую стратегию.

Конкретные социальные проблемы определяются особенностями развития мировых социальных систем общественно-экономических формаций. Эти процессы происходят ныне в условиях научно-технической революции ее социально-экономических последствий. Они и определяют общую (в относительном смысле) проблематику социологических исследований: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении, в структуре времени и в жизненной среде общества, в образе жизни людей: повышение эффективности общественного производства и улучшение качества выпускаемой продукции; ускорение темпов роста производительности труда; создание изобилия материальных и культурных благ; развитие общества в направлении социальной однородности; активизация участия трудящихся в управлении производством, обществом; повышение культуры быта, досуга, рост свободного времени; ликвидация существенных различий между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда; эффективная охрана окружающей среды; ликвидация антиобщественных явлений. В отличие от более развитых направлений прогнозирования в социологии относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований, что сужает возможность применения методов моделирования, существенно сложнее сами прогнозируемые явления, это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между кратко- и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок, сравнительно слаба еще и организационная база социологического прогнозирования. В России разработкой таких прогнозов занимается лишь несколько отделов различных научных учреждений и сравнительно незначительное число исследователей. Требование комплексности социально-экономических прогнозов заставляет подтягивать период упреждения, точность и конкретность количественных и качественных прогнозных оценок в социологии до стандартного уровня передовых в данном отношении общественных дисциплин. Социологи - прогнозисты пытаются компенсировать суженные возможности экстраполирования и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опроса экспертов и развитием практики опроса населения специально в целях прогнозирования, что почти не встречалось до настоящего времени в других отраслях прогнозирования. Продолжая эту линию, необходимо позаботиться о форсировании математизации социологических исследований, что создаст возможность более широкого применения методов моделирования.


Одна из социальных проблем - проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. Сложившийся в государственной системе образования и социальной защиты механизм решения проблемы нуждается в серьезной перестройке. Проблема в том, как от точечных инициатив перейти к решению проблемы в глобальном масштабе.


    1. Основные этапы масштабирования проектов


Масштабирование проектов выполняется в девять этапов. Рассмотрим их подробнее.

1. Планирование

Масштабирование — это глобальный процесс, который затронет все отделы компании. Не потонуть под объемом изменений помогает грамотный бизнес-план. Практика показывает, что большинство организаций появляются достаточно спонтанно и хаотично, без структуры и осознанной организации. К сожалению, при масштабировании бизнес-процессов такая система не сработает. Придется анализировать и считать. На что обращаем внимание:

На рынок, клиентов, конкурентов и ваше место во всей этой системе. Необходимо понимать, в чем особенность и за счет чего можно заявить о себе и увеличить сферу влияния.

На время и другие ресурсы. Это не вопрос одного дня и даже одного месяца. Лучше учесть все и максимально адекватно.

На последовательность действий и работу с командой. Каждый должен понимать, какова его роль в этом непростом мероприятии. Должна быть четкая структура чек-поинтов, по которым можно сверять, тем ли курсом движется компания.

Важно отметить, что при этом горизонт планирования должен быть смещен на пару лет вперед.

2. Построение команды

В HR-среде бытует мнение, что для того, чтобы найти хорошего сотрудника, нужно две вещи: настойчивость и удача. Без этого можно столкнуться со сложностями в найме квалифицированных кадров. И для многих бизнесов это реальная проблема.

А ведь команда — это большая часть успеха всего предприятия. Важно отметить, что привлекать к процессам масштабирования можно и старых сотрудников, но, как показывает практика, только новые обладают достаточной энергией и свежестью взгляда, чтобы помочь компании вырасти.8

Плюс привлечения свежих кадров для решения этой непростой задачи еще и в том, что отпадает необходимость в адаптации к старым устоям. Напротив, сотрудника необходимо мотивировать на то, чтобы совместными усилиями построить что-то новое. Вы удивитесь, но при грамотном подходе работник сам будет заинтересован в том, чтобы создать новый, более эффективный, формат работы.



3. Внедрение нового ПО для управления и контроля

С ростом бизнеса увеличивается нагрузка как на руководителя, так и на текущих сотрудников. Появляются новые процессы и задачи, требующие решений, отличных от старых, поэтому зачастую инструменты, которые работали в компании на 20 человек, уже не могут закрыть те же потребности, когда сотрудников становится больше. Это касается не только управления финансами и ресурсами, но и процессов координации команды, постановки и контроля задач, сдачи отчетности и т. д.

Масштабирование бизнеса — это сложный процесс, в ходе которого всем участникам необходимо постоянно находиться на связи и своевременно реагировать на все изменения. Минимальным набором для организации работы будет внедрение какого-нибудь корпоративного мессенджера (Telegram или WhatsApp), программы для интернет-конференций (Zoom, Skype или Google Meetings) и ПО для постановки задач (Trello или Azure).9

4. Оптимизация службы поддержки

В рамках масштабирования бизнеса работа с клиентской базой стоит отдельным пунктом. Она включает не только поддержание старых контактов, но и расширение зон влияния, и привлечение новых покупателей. При перестройке бизнеса становится очевидным тот факт, что бессистемные акции и маркетинговые приемы, которые работали раньше, в новых условиях становятся неактуальными. Потому требуется актуальная и полноценная рекламная кампания.

Не стоит забывать и о старых клиентах, так как нет смысла расширяться, если нет возможности удовлетворить те потребности, которые есть. Не следует гнать трафик, если клиент не удовлетворен. Занимайтесь качеством, а не количеством.

Часто это бывает сложно, так как служба поддержки не справляется. Особенно это становится очевидно с увеличением входящего потока. В таком случае важным является заранее озаботиться отладкой системы в отделе и, при необходимости, реструктуризацией подразделения.

Рабочим решением является создание чат-бота для ответа на повторяющиеся вопросы. Как правило, большая часть запросов в службу поддержки стандартные, и ответы на них можно запрограммировать за несколько часов. Это, с одной стороны, обеспечит своевременный ответ покупателям, а с другой – снизит расходы на обслуживание и содержание отдела. Как бонус можно получить отличную статистику по аудитории.10

5. Изучение законодательства

В процессе масштабирования придется встретиться с новыми юридическими правилами и ограничениями, поэтому стоит заранее озаботиться поиском квалифицированного юриста, который будет сопровождать компанию на всех этапах.


6. Организация дополнительного финансирования

Какой бы из видов масштабирования бизнеса вы ни выбрали, будьте готовы к тому, что в него придется вкладываться не только энергетически, но и финансово. Это и новые статьи расходов, и покупка нового ПО, и затраты на наем и обучение персонала.

Бизнес — это риск, однако правильная стратегия поможет избежать ситуации, когда деньги уходят, а прибыли никакой. Учитесь работать с данными, анализировать выручку и заниматься финансовым планированием не только расходов, но и доходов, заранее оформляйте кредитную линию и создавайте резервный фонд на случай непредвиденных ситуаций.

7. Выбор времени

Решиться на кардинальные изменения в компании подчас непросто, но если вы не хотите стоять на одном месте, то это придется сделать.

Идеального времени не существует, но вот три критерия, которые помогут реально оценить возможности и не упустить удачный момент:

Необходимо попробовать изучить на будущее рынка, на котором работает компания. Возможно, уже сейчас есть какие-то направления и особенности, которые можно обернуть в свою пользу.

8. Отсечение лишнего.

Одним из самых сложных этапов в масштабировании является увольнение сотрудников, которые не соответствуют новой реальностью. К сожалению, хоть это и психологически не самый комфортный процесс, решиться на него необходимо. Сложно идти к новому с грузом старого.11

С ростом компании повышаются и требования к подбору кадров: разные масштабы — разные навыки и зоны ответственности. И если ваши старые сотрудники не успевают за нововведениями, то их необходимо заменить на более качественных специалистов с опытом работы в крупных компаниях.

Расстаться с теми, с кем начинал, бывает очень сложно: столько всего пройдено вместе, столько всего сделано. Но бизнес не терпит эмоций, порой их стоит отключить и реально оценить ситуацию. Да, Петр Петрович хороший мужик, с основания в компании. Но сможет ли этот «свой» эффективно управлять коллективом в сто человек, если и при двадцати у него разброд и шатание? Оценивайте по навыкам, а не сроку службы. Расставаться нелегко, но будьте уверены, это пойдет на пользу всем.

9. Оценка перспектив.

Одна из самых распространенных ошибок предпринимателей — инвестиции в области, не имеющие делового и экономического смысла. Особенно часто эту ошибку совершают компании с избыточной капитализацией — они перерасходуют средства.


Перед тем как инвестировать в масштабирование, крайне важно замедлить темп, убедиться в правильном соответствии продукта и рынка и проверить систему для привлечения клиентов.

Первой стадией масштабирования бизнеса является анализ. Без точного знания, как функционирует компания, трудно прогнозировать ее рост и выбирать стратегию развития. Удобный инструмент для анализа и выбора стратегии — матрица SWOT.

SWOT – аббревиатура из английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Сильные и слабые стороны — это «внутренние» характеристики компании. Чем она выгодно отличается от других или в чем проседает. Возможности и угрозы — характеристики внешней среды. Это рыночные тренды, конкуренция, действия государства.12


Рисунок 1 – Матрица SWOT
На этапе заполнения таблицы может стать понятно, что бизнес не имеет ресурсов для роста. Например, в нем не налажен финансовый учет и компания не понимает, сколько она зарабатывает. В этом случае лучше заняться оптимизацией бизнес-процессов, чтобы рост не повлек за собой разорение компании.

Этот анализ предполагает оценку компании и рынка по четырем параметрам. Аналитик оценивает сильные и слабые стороны предприятия, которые основаны на ее ресурсах, стратегии, позиционировании, ассортименте и других факторах, которыми компания может управлять. Затем оцениваются возможности и угрозы, которые появляются благодаря внешним факторам: политическому или экономическому положению в регионе, налоговому законодательству.

SWOT-анализ может использоваться для любых объектов. Например, если предприниматель хочет масштабироваться за счет продажи франшиз, то анализ проводится по отношению к франшизе и к бизнес-модели. Если предприниматель хочет открыть новый филиал в другом регионе, то оценивать придется бизнес в целом, а при поиске возможностей и угроз ориентироваться на тот рынок, где будет новая точка.

Вторая методика анализа – ABC. Объекты анализа оцениваются по степени важности и распределяются по трем группам. В группу А попадают самые важные объекты, в В – средневажные, а в С – наименее важные. Изучать можно любые стороны бизнеса, главное, чтобы объекты можно было выразить в числах. Например:

  • ассортимент товара и количество продаж каждого продукта;

  • выручку магазинов;

  • клиентов по частоте закупок или размеру среднего чека;

  • поставщиков по сумме или объему закупок у них.13