Файл: Контрольные вопросы по дисциплине задания для выполнения домашнего задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

Кафедра туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине «Жанры деловой коммуникации в туризме и гостеприимстве» для направлений подготовки 43.04.02 «Туризм», 43.04.03 «Гостиничное дело»

Разработал: к.филол.н., доцент

Карасев И. Е.



ОМСК 2017

СТРУКТУРА

ВВЕДЕНИЕ





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Жанры деловой коммуникации в туризме и гостеприимстве»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ






СПИСОК рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ





Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование коммуникативно-речевых компетенций в области деловой коммуникации, формирование умений и навыков в области использования разных жанров деловой коммуникации, развитие умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном деловом общении в сфере туризма и гостеприимства.
Основные задачи дисциплины:

– дать представления о деловой коммуникации и ее формах применительно к сферам туризма и гостеприимства;

- научить понимать значение приемов общения для эффективного делового взаимодействия и организации управленческой деятельности в туризме и гостеприимстве;

- научить владеть элементарными навыками ведения разных жанров деловой коммуникации и анализа деловых ситуаций.
В результате освоения дисциплины «Жанры деловой коммуникации в туризме и гостеприимстве» должны быть сформированы следующие компетенции:

(ОПК-1) – готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
(ОПК-2) - готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Модуль 1. Устная деловая коммуникация
1.Определение и основные составляющие делового общения.

2.Разносторонний подход к определению делового общения.

3.Специфика реализации делового общения в туристской сфере.

4. Специфика делового взаимодействия, принципы и функции корпоративного общения.

5. Имидж и его составляющие. Имидж в туризме.

6.Вербальный имидж, техники его формирования.

7.Самопрезентация и ее формы.

8.Приемы самопрезентации.

9. Жанровые формы диалогического делового общения.

10.Особенности диалогических форм делового общения.

11.Характеристика делового разговора, деловой беседы, деловых переговоров, делового совещания, пресс-конференции, делового разговора по телефону, деловой дискуссии, делового спора.

12.Принципы неформального делового общения.

13. Жанровые формы монологического делового общения.

14.Публичная речь: особенности, правила, подготовка, структура.
Модуль 2. Письменная деловая коммуникация


  1. Понятие официально-деловой письменной речи.

  2. Сопоставление устной и письменной деловой речи.

  3. История, признаки, этика письменной деловой речи.

  4. Принципы письменной деловой этики.

  5. Понятие, функции, классификации документов.

  6. Общие требования к структуре и содержанию делового документа.

  7. Жанрово-стилевые особенности оформления личных деловых бумаг.

  8. Структура, содержание, цели, языковые конструкции автобиографии, резюме, заявления, объяснительной записки.

  9. Виды служебных документов.

  10. Жанрово-стилевое своеобразие организационно-распорядительной документации.

  11. Языковые особенности организационно-распорядительных документов: договор, приказ.

  12. Типы и виды официальных писем.

  13. Правила оформления делового письма. - Структура, содержание, языковые конструкции делового письма.

  14. Характеристика особенностей коммерческих и некоммерческих писем: оферта, рекламация, отказ в претензии, запрос; информационное письмо, гарантийное письмо, благодарственное письмо, письмо-подтверждение.

  15. Характеристика каналов и способов отправки корреспонденции.

  16. Факс как жанр делового документа.

  17. Характеристика особенностей электронной коммуникации.

  18. Правила электронной деловой переписки.

  19. Этикет в электронной коммуникации.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Темы рефератов
1. Основные формы делового общения: Деловая беседа, деловые переговоры, дискуссия, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка и т.д.

2. Противоречивая сущность мотивации делового общения.

3. Определение этики делового общения.

4. Основный этический принцип – максима этики деловых отношений.

5. Сложные этические ситуации.

6. Рекомендации по этике деловых отношений, если партнер принадлежит к

другому стилю.

7. Зависимость индивидуального стиля делового общения от этического типа личности, моральных ценностей, экстраверсии и интроверсии, типа по Майерс-Бриггс, жизненного опыта, а также характерного для данного общества вида общения.

8. Типичные манипуляции и защита от них.

9. Сочетания Р, Д и В в поведении человека и их значение для деловой характеристики партнера и делового взаимодействия.

10. Десять экуменических («вселенских») принципов делового поведения американского исследователя Л. Хосмера.

11. Принцип, основанный на категорическом императиве И. Канта.

12. Этика деловых отношений традиционного общества, в учении Конфуция, в ападноевропейской культурной традиции.

13. Роль закона конгруэнтности американского психолога К.Роджера в деловых отношениях, идеи ассимиляции и контраста, а также инсайт в деловом общении (гештальтпсихология).

14. Значение теории личностных конструктов Дж. Келли (когнитивное направление).

15. Тактика ведения переговоров реализуется с помощью следующих приемов:

а) уклонение от борьбы;

б) затягивание переговоров («салями»);

в) пакетирование;

г) завышение требований;

д) расстановка ложных акцентов;

е) выдвижение требований в последнюю минуту.

16. Формирование и развитие навыков ведения переговоров.
Критерии оценивания реферата

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:

– Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.


– Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

– Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

– Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная

позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «неудовлетворительно», продвинутый уровень не достигнут – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Кейсовые задания для промежуточного контроля по дисциплине «Жанры деловой коммуникации в туризме»
Кейс 1

Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, друзей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Детьми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «любимая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от ситуации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров?


Кейс 2.

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации. Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

Кейс 3.

1. Прокомментируйте высказывание А.Н.Толстого: «Зло нельзя уничтожить злом».

2. Подумайте над следующими определениями добра:

– «Добрым мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие» (Дж.Локк);

– «Добро – это сохранить жизнь, содействовать жизни» (А.Швейцер);

– «Добро – это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза» (Н.Г.Чернышевский).

Какие этические позиции в них отражены? Добавьте к перечисленным пониманиям

добра свое.

3. Сделайте свой выбор из альтернативных суждений.

– «Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» (Лунь юй);

– «…Доброта и человеколюбие – мать проступков» (ШаньЦзюнь Шу)

Кейс 4

Есть в Пскове комбинат, производящий печенье, сухие завтраки и другую продукцию. Акционировавшись, он превратился в АО «Любятово» и в самом начале чековой приватизации был выставлен на чековый аукцион. Основную часть пакета акций купил чековый инвестиционный фонд «Альфа-Капитал». Новым владельцам предприятие понравилось: было оно недавно построенным, с современным импортным оборудованием.

Однако позже начались проблемы. «Старая» администрация, не посоветовавшись с руководством Фонда, продала на денежном аукционе пакет акций своему партнеру — местному предприятию «Псковмаш», намереваясь позже этот пакет у него перекупить. К сожалению, денег к тому времени уже не было, и «Псковмаш» продал эти акции западной фирме, проявлявшей большой интерес к комбинату. Впрочем, в этом не было большой беды, но вопрос о руководстве комбината стоял очень остро, так как производство на тот момент было убыточным, процветало воровство на всех уровнях и во всех видах, а после обеда на комбинате уже не с кем было разговаривать — все пьяные. Именно поэтому работники Фонда начали скупать акции в городе, в основном у коллектива комбината.