Файл: Контрольные вопросы по дисциплине задания для выполнения домашнего задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
Кафедра туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по дисциплине «Жанры деловой коммуникации в туризме и гостеприимстве» для направлений подготовки 43.04.02 «Туризм», 43.04.03 «Гостиничное дело»
Разработал: к.филол.н., доцент |
Карасев И. Е. |
ОМСК 2017
СТРУКТУРА
ВВЕДЕНИЕ | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Жанры деловой коммуникации в туризме и гостеприимстве» КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | |
СПИСОК рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ | |
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является формирование коммуникативно-речевых компетенций в области деловой коммуникации, формирование умений и навыков в области использования разных жанров деловой коммуникации, развитие умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном деловом общении в сфере туризма и гостеприимства.
Основные задачи дисциплины:
– дать представления о деловой коммуникации и ее формах применительно к сферам туризма и гостеприимства;
- научить понимать значение приемов общения для эффективного делового взаимодействия и организации управленческой деятельности в туризме и гостеприимстве;
- научить владеть элементарными навыками ведения разных жанров деловой коммуникации и анализа деловых ситуаций.
В результате освоения дисциплины «Жанры деловой коммуникации в туризме и гостеприимстве» должны быть сформированы следующие компетенции:
(ОПК-1) – готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
(ОПК-2) - готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Модуль 1. Устная деловая коммуникация
1.Определение и основные составляющие делового общения.
2.Разносторонний подход к определению делового общения.
3.Специфика реализации делового общения в туристской сфере.
4. Специфика делового взаимодействия, принципы и функции корпоративного общения.
5. Имидж и его составляющие. Имидж в туризме.
6.Вербальный имидж, техники его формирования.
7.Самопрезентация и ее формы.
8.Приемы самопрезентации.
9. Жанровые формы диалогического делового общения.
10.Особенности диалогических форм делового общения.
11.Характеристика делового разговора, деловой беседы, деловых переговоров, делового совещания, пресс-конференции, делового разговора по телефону, деловой дискуссии, делового спора.
12.Принципы неформального делового общения.
13. Жанровые формы монологического делового общения.
14.Публичная речь: особенности, правила, подготовка, структура.
Модуль 2. Письменная деловая коммуникация
-
Понятие официально-деловой письменной речи. -
Сопоставление устной и письменной деловой речи. -
История, признаки, этика письменной деловой речи. -
Принципы письменной деловой этики. -
Понятие, функции, классификации документов. -
Общие требования к структуре и содержанию делового документа. -
Жанрово-стилевые особенности оформления личных деловых бумаг. -
Структура, содержание, цели, языковые конструкции автобиографии, резюме, заявления, объяснительной записки. -
Виды служебных документов. -
Жанрово-стилевое своеобразие организационно-распорядительной документации. -
Языковые особенности организационно-распорядительных документов: договор, приказ. -
Типы и виды официальных писем. -
Правила оформления делового письма. - Структура, содержание, языковые конструкции делового письма. -
Характеристика особенностей коммерческих и некоммерческих писем: оферта, рекламация, отказ в претензии, запрос; информационное письмо, гарантийное письмо, благодарственное письмо, письмо-подтверждение. -
Характеристика каналов и способов отправки корреспонденции. -
Факс как жанр делового документа. -
Характеристика особенностей электронной коммуникации. -
Правила электронной деловой переписки. -
Этикет в электронной коммуникации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Темы рефератов
1. Основные формы делового общения: Деловая беседа, деловые переговоры, дискуссия, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка и т.д.
2. Противоречивая сущность мотивации делового общения.
3. Определение этики делового общения.
4. Основный этический принцип – максима этики деловых отношений.
5. Сложные этические ситуации.
6. Рекомендации по этике деловых отношений, если партнер принадлежит к
другому стилю.
7. Зависимость индивидуального стиля делового общения от этического типа личности, моральных ценностей, экстраверсии и интроверсии, типа по Майерс-Бриггс, жизненного опыта, а также характерного для данного общества вида общения.
8. Типичные манипуляции и защита от них.
9. Сочетания Р, Д и В в поведении человека и их значение для деловой характеристики партнера и делового взаимодействия.
10. Десять экуменических («вселенских») принципов делового поведения американского исследователя Л. Хосмера.
11. Принцип, основанный на категорическом императиве И. Канта.
12. Этика деловых отношений традиционного общества, в учении Конфуция, в ападноевропейской культурной традиции.
13. Роль закона конгруэнтности американского психолога К.Роджера в деловых отношениях, идеи ассимиляции и контраста, а также инсайт в деловом общении (гештальтпсихология).
14. Значение теории личностных конструктов Дж. Келли (когнитивное направление).
15. Тактика ведения переговоров реализуется с помощью следующих приемов:
а) уклонение от борьбы;
б) затягивание переговоров («салями»);
в) пакетирование;
г) завышение требований;
д) расстановка ложных акцентов;
е) выдвижение требований в последнюю минуту.
16. Формирование и развитие навыков ведения переговоров.
Критерии оценивания реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:
– Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
– Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
– Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
– Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная
позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно», продвинутый уровень не достигнут – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Кейсовые задания для промежуточного контроля по дисциплине «Жанры деловой коммуникации в туризме»
Кейс 1
Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, друзей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Детьми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «любимая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от ситуации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров?
Кейс 2.
Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации. Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
Кейс 3.
1. Прокомментируйте высказывание А.Н.Толстого: «Зло нельзя уничтожить злом».
2. Подумайте над следующими определениями добра:
– «Добрым мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие» (Дж.Локк);
– «Добро – это сохранить жизнь, содействовать жизни» (А.Швейцер);
– «Добро – это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза» (Н.Г.Чернышевский).
Какие этические позиции в них отражены? Добавьте к перечисленным пониманиям
добра свое.
3. Сделайте свой выбор из альтернативных суждений.
– «Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» (Лунь юй);
– «…Доброта и человеколюбие – мать проступков» (ШаньЦзюнь Шу)
Кейс 4
Есть в Пскове комбинат, производящий печенье, сухие завтраки и другую продукцию. Акционировавшись, он превратился в АО «Любятово» и в самом начале чековой приватизации был выставлен на чековый аукцион. Основную часть пакета акций купил чековый инвестиционный фонд «Альфа-Капитал». Новым владельцам предприятие понравилось: было оно недавно построенным, с современным импортным оборудованием.
Однако позже начались проблемы. «Старая» администрация, не посоветовавшись с руководством Фонда, продала на денежном аукционе пакет акций своему партнеру — местному предприятию «Псковмаш», намереваясь позже этот пакет у него перекупить. К сожалению, денег к тому времени уже не было, и «Псковмаш» продал эти акции западной фирме, проявлявшей большой интерес к комбинату. Впрочем, в этом не было большой беды, но вопрос о руководстве комбината стоял очень остро, так как производство на тот момент было убыточным, процветало воровство на всех уровнях и во всех видах, а после обеда на комбинате уже не с кем было разговаривать — все пьяные. Именно поэтому работники Фонда начали скупать акции в городе, в основном у коллектива комбината.