Файл: Урока дата 03. 02. 2020 г. Предмет История России 7 класс тема урока Сословный быт и картина мира русского человека в xvii в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАТА: 03. 02. 2020 г.
ПРЕДМЕТ: История России 7 класс
ТЕМА УРОКА: Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с основами мировоззрения русского человека XVII в.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: ; характеризовать изменения, произошедшие в традициях повседневной жизни русского человека в XVII в.
Развивающие: продолжить формирование общеучебных умений; формирование навыков работы с иллюстрациями, текстом учебника, отвечая на вопросы учителя;
Воспитательные: воспитать интерес к урокам истории России, к прошлому своей Родины, формировать ответственное отношение к учебному труду.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Предметные: давать определения понятий: братчина, всенощная, изразцы, парча, тафта; описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. д.); описывать основные общинные традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представления русского народа о справедливости; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия русского народа.
Метапредметные:
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;
регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности;
познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;
личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох
; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | |||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | |||||||||||||||||||||||||||||||
Проверяет усвоение темы, изученной на прошлом уроке «Культура народов России в XVII веке». Даёт тест на 2 варианта из 15 вопросов. | В течение 20 минут решают тест | ||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебных задач | |||||||||||||||||||||||||||||||
На прошлом уроке мы познакомились с культурой народов России XVII века. Сегодня нам предстоит изучить сословный быт и картину мира русского человека в XVII в. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить? План урока: 1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. 2. Общинные традиции. 3. Православие в повседневной жизни русского народа. 4. Образ царя в народном сознании. 5. Составление таблицы «Быт и обычаи различных сословий в России XVII в.». | Записывают в тетради тему и план урока. Ученики высказывают свои предположения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Работая в группах с материалом на с. 103-104 учебника, определите, какие обстоятельства могли повлиять на изменение восприятия картины мира русским человеком в XVII в. (В ходе выполнения задания составляется схема-кластер.) 2. Коллективная работа с п. 2 (с. 104-105 учебника) – комментированное чтение и ответы на вопросы учителя: 1) Как Соборное уложение 1649 г. изменило положение крестьян? 2) Каковы основные общинные традиции русского крестьянства? 3) Как общинные традиции характеризуют русский народ? 3. Коллективная работа с п. 3 (с. 105-106 учебника) — комментированное чтение и ответы на вопросы учителя: 1) Почему община становилась и приходом церкви? 2) Какие факты подтверждают набожность русских людей? 3) Как начинался день христианина? 4) Какие христианские праздники стали символами крестьянской жизни? 4. В российском народном сознании сложилась мечта о добром царе-батюшке. Эта мечта стала впоследствии частью идеологии русской самодержавной власти. Царь-батюшка символизирует близость верховного правителя к простому народу, надежду на отеческую заботу о своих «детях» – подданных, а также веру в высшее, неограниченное милосердие монарха. Образ царя-батюшки концентрирует в себе всю земную власть, т. е. самодержец не только глава государства, но и «отец» своего народа. Царь в народном сознании являлся хранителем веры «дедов и отцов», защитником истинной православной веры и хранителем «Третьего Рима». На нем особая божественная миссия – готовить свой народ к спасению. Когда все подданные русского царя являются холопами, и только он может делать то, что он хочет, то его неограниченное могущество становится образцом для подражания. «Был бы я царем, устроил бы все по-своему...» Коллективная работа с п. 4 (с. 107 учебника) – комментированное чтение и ответы на вопросы учителя: 1) Какие черты приписывал русский народ своему царю? 2) Почему воля государя воспринималась как закон? 5. Даёт задание составить таблицу:
| 1. Читают текст параграфа. Составляют кластер в тетради. 2. Читают текст параграфа. Отвечают на вопросы учителя. 1) Оно лишило их свободы передвижения. 2) Совместное владение землей, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших общинных вопросов на сходе, равенство членов общины при решении различных вопросов. 3) Забота о вдовах и сиротах, бескорыстная и добровольная помощь соседям или родственникам и т.д. 3. Читают текст параграфа. Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетради: Факты, подтверждающие значительную роль православия в повседневной жизни русских людей: 1) большое количество церквей в городах и селах; 2) почетное место в русском доме – красный угол с иконостасом; 3) ежедневное соблюдение религиозных обрядов и ритуалов. 4. Читают текст параграфа. Отвечают на вопросы учителя. 5. Заполняют таблицу. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает вспомнить изученный на уроке материал. | Обобщают изученный материал. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||
Даёт домашнее задание: учебник, Глава 2, с. 103-112; таблица в тетради | Записывают домашнее задание. |