Файл: Описание модели органов ученического самоуправления в образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание модели органов ученического самоуправления в образовательной организации


В отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых условиях. В качестве главного результата выдвигается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за свое собственное благополучие, так и благополучие общества. Перед школой стоит задача - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылкой для успешной самореализации личности после окончания обучения, её социализации. При этом в основе обновления содержания образования лежит идея формирования ключевых компетенций, одной из которых является «компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя)».

К настоящему времени в России накоплен определенный опыт внедрения гражданского образования, который обобщенно представлен в виде нескольких моделей:

I модель - ситуационное моделирование (акцент на информацию по конкретным темам и разделам дисциплин, разбор конкретных сложных ситуаций),

II модель - предметный подход (принцип приоритета самостоятельных дисциплин),

III модель -  интегрированная (обществоведческое образование, курс «Обществознание»),

IV модель - институциональная (организация демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы),

V модель - организация проектной деятельности (принцип отбора сценариев школьной культуры).

Мы придерживаемся четвертой модели гражданского образования, которая подразумевает организацию демократического уклада школьной жизни, введение ученического самоуправления как важного условия гражданского образования.


 

Описание структуры ученического самоуправления
По мере развития демократического общества все больше возникает необходимость в органах самоуправления в школе. В то же время ученическое самоуправление не является управлением школой как социальным институтом. Сколько бы дней самоуправления ни проводилось, сколько бы раз в году ученики ни сидели в директорском кресле и ни вели уроки- все равно нельзя серьезно говорить о том, что дети управляют школой. Но самоуправление в школе может и должно быть, и должно оно быть организованным, системным, конкретным и прогнозируемым по результатам. Его объект - жизнедеятельность ученического коллектива. Самоуправление можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в школе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития учащихся и решение других социально ценных задач. Ученический коллектив имеет относительно самостоятельную систему целей, деятельности, отношений. Зарождается, формируется и развивается он в процессе своей деятельности и сопутствующего ей общения. Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Без педагогов здесь, конечно, не обойтись. Они подскажут цели, помогут найти дела, включить в них ребят, проанализировать результаты работы. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов - строить эту жизнь вместе с ними, предоставляя им все больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой. Постепенно, учась самостоятельности, дети станут обращаться ко взрослым только в случае затруднения. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Не всякую деятельность школьников можно и нужно строить на началах самоуправления. Прежде чем вводить это, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности. Самоуправление в приказном порядке - нелепость. Важно определить возможные сферы самоуправления. Так, хозяйственное и финансовое управление образовательным учреждением не могут быть отданы на откуп школьникам.


Цели самоуправленческой деятельности

- Создание условий, обеспечивающих развитие самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно значимых дел, в решении актуальных для ученического коллектива школы проблем.

- Создание условий, способствующих гармонизации межличностных отношений.

- Активное включение учащихся в творческие дела, требующие коллективной деятельности.

- Формирование у школьников навыков коллективного планирования, организации, анализа и оценки результатов совместной деятельности.
Принципы самоуправления

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления.

1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления.

2. Социальная значимость деятельности самоуправления.

3. Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровня развития классного коллектива.

4. Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.

5. Добровольность и выборность органов самоуправления.

6. Инициатива, самодеятельность и творчество детей.

7. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.

8. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.

9. Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.

10. Взаимодействие всех органов самоуправления.

11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.


Функции самоуправления

1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);

2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);

3) Функция защиты прав и свобод каждого;

4) Коммуникативная;

5) Регулятивная;

6) Воспитательная.

 

Основные законы нашего коллектива

-       Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!


-       Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!

-       Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

-       Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!

-       Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческие достоинства других!

-       Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!

-       Закон зеленого друга: Береги и изучай природу!

-       Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!

-       Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.