Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток на его восприятии;

 Эмоциональная окрашенность восприятия социального явления наблюдателем, что может вести к искажению информации;

 Сложность, а иногда и невозможность проведения повторного исследования. 1

Виды наблюдений даны в табл. 10.

Таблица 10 Виды наблюдений


В количественной парадигме наблюдение рассматривается как второстепенный метод, а в качественной – как основной.

Опросные методы

В социологии применяются четыре разновидности опроса:

анкетирование – письменный заочный опрос;

интервью – устная беседа, очный опрос;

социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;

экспертный опрос – оценка ситуации знающими людьми.

При использовании любого вида опроса необходимо помнить о наличии в его структуре трех фаз: первая фаза – фаза адаптации. Ее цель – подготовка респондента к исследованию, налаживание контакта, ввод в фазу опроса.

Вторая фаза – фаза достижения поставленной цели. На этой фазе задаются основные вопросы по проблеме исследования.

Третья фаза – фаза снятия напряжения.

Анкетный опрос

Анкета – это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной целью исследования. Структура анкеты дана в табл. 11. Таблица 11 Структура анкеты



Классификация вопросов анкеты представлена в табл. 12.

Таблица 12 Классификация вопросов


Закрытые вопросы – вопросы, на которые приведены наборы возможных ответов. Они бывают альтернативные (выбор только одного варианта ответа) и не альтернативные (вопросы-меню).

Полузакрытые вопросы – к набору ответов добавлена опция «Что еще»?

Открытые вопросы – предполагают ответ в свободной форме.

Прямые вопросы – обращены непосредственно к респонденту.

Косвенные вопросы – используют прием проекции нестандартного поведения на других людей и его рутинизацию.

Существуют некоторые правила формулировки вопросов:

 Вопросы должны быть недвусмысленными;

 Вопросы должны быть по возможности короткими и простыми;

 В вопросах должны использоваться понятия, хорошо знакомые и ясные для респондентов.


Интервью

Интервью – это целенаправленное, непосредственное социально-психологическое общение интервьюера и респондента по проблеме исследования. Интервью имеет ряд особенностей:

 Это всегда навязанное общение, инициатором которого выступает интервьюер, в определенном смысле принуждающий к общению;

 Содержательно ситуация общения задается целями и задачами исследования;

 Такое общение предполагает наличие определенных ролей в его процедуре – роль коммуникатора (сообщающего информацию) и роль реципиента (воспринимающего информацию). Виды интервью представлены в табл. 13.

Таблица 13 Виды интервью



  1. Типы социологических исследований.

По глубине требуемого анализа исследования делятся на разведывательные (пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.

Описательное исследование – более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Его цель – выработка некоего управленческого решения, с помощью которого произошло бы изменение изучаемой социальной ситуации. Как правило, такие исследования проводятся на основе апробированной методики.

Аналитическое исследование – самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д. Его цель – получение новых знаний, более точно описывающих какое-то социальное явление по сравнению с имеющимся знанием.

В зависимости от того, как изучается объект – в статике или динамике, можно выделить такие исследования как разовое (точечное) и лонгитюдное (повторное, продолжающееся во времени).

Разовое, или точечное, дает моментальный «срез» объекта.

Лонгитюдное позволяет сделать сравнительный анализ, ибо осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с использованием того же инструментария через определенные промежутки времени.



Существует две разновидности лонгитюдного исследования – панельное и трендовое.

Панельное (панель – многократно используемая выборка) исследование проводится на одной и той же выборке длительное время (Рожденные в СССР, «IQ» в Германии).

Трендовое исследование – длительное время изучается одна и та же генеральная совокупность. При этом в выборку каждый раз могут входить разные люди (например, учебно-познавательная активность студентов СамГТУ).

  1. Социальная коммуникация: элементы, виды, функции.

Социальная коммуникация это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

  • процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

  • механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Модель по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
  1. 1   2   3   4   5   6


Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)

  • Что - сообщение

  • Как - способ передачи сообщения, канал

  • Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

  • Зачем - с каким эффектом, эффективность

    Какие бывают эффекты:

    1. поведенческий эффект

    2. оценочные (аксиологические) эффекты

    3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека

    4. познавательный (когнитивный) эффект

    2. Виды социальной коммуникации

    По характеру аудитории

    • межличностная (индивидуализированная)

    • специализированная (групповая)

    • массовая

    По источнику сообщения

    • официальная (формальная)

    • неформальная

    По каналу передачи

    • вербальная

    • невербальная

    Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

    Выделяют следующие функции социальных коммуникаций: 

    синдикативную — средство объединения людей; 

    инструментальную — управление различными действиями; 

    трансляционную — передача информации; 

    социального контроля — регламентация поведения; 

    экспрессивную — выражение отношения к явлениям и процессам социальной жизни; 

    социализации — развитие навыков взаимодействия в обществе, принятие норм и правил.

    1. Социальная деятельность: понятие и виды. Критерии общественного прогресса. Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

    Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

    Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира

    Виды социальной деятельности.

    Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:

    материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);


    познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);

    ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

    коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;

    художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;

    спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;

    политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие.

    Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

    Общие критерии:

    • развитие человеческого разума

    • совершенствование нравственности людей

    • развитие производительных сил, включая самого человека

    • прогресс науки и техники

    • возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

    Гуманистические критерии:

    • средняя продолжительность жизни человека

    • детская и материнская смертность

    • состояние здоровья

    • уровень образования

    • развитие различных сфер культуры

    • чувство удовлетворенности жизнью

    • степень соблюдения прав человека

    • отношение к природе

    Массовое сознание — база массовых действий