ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток на его восприятии;
Эмоциональная окрашенность восприятия социального явления наблюдателем, что может вести к искажению информации;
Сложность, а иногда и невозможность проведения повторного исследования. 1
Виды наблюдений даны в табл. 10.
Таблица 10 Виды наблюдений
В количественной парадигме наблюдение рассматривается как второстепенный метод, а в качественной – как основной.
Опросные методы
В социологии применяются четыре разновидности опроса:
анкетирование – письменный заочный опрос;
интервью – устная беседа, очный опрос;
социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;
экспертный опрос – оценка ситуации знающими людьми.
При использовании любого вида опроса необходимо помнить о наличии в его структуре трех фаз: первая фаза – фаза адаптации. Ее цель – подготовка респондента к исследованию, налаживание контакта, ввод в фазу опроса.
Вторая фаза – фаза достижения поставленной цели. На этой фазе задаются основные вопросы по проблеме исследования.
Третья фаза – фаза снятия напряжения.
Анкетный опрос
Анкета – это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной целью исследования. Структура анкеты дана в табл. 11. Таблица 11 Структура анкеты
Классификация вопросов анкеты представлена в табл. 12.
Таблица 12 Классификация вопросов
Закрытые вопросы – вопросы, на которые приведены наборы возможных ответов. Они бывают альтернативные (выбор только одного варианта ответа) и не альтернативные (вопросы-меню).
Полузакрытые вопросы – к набору ответов добавлена опция «Что еще»?
Открытые вопросы – предполагают ответ в свободной форме.
Прямые вопросы – обращены непосредственно к респонденту.
Косвенные вопросы – используют прием проекции нестандартного поведения на других людей и его рутинизацию.
Существуют некоторые правила формулировки вопросов:
Вопросы должны быть недвусмысленными;
Вопросы должны быть по возможности короткими и простыми;
В вопросах должны использоваться понятия, хорошо знакомые и ясные для респондентов.
Интервью
Интервью – это целенаправленное, непосредственное социально-психологическое общение интервьюера и респондента по проблеме исследования. Интервью имеет ряд особенностей:
Это всегда навязанное общение, инициатором которого выступает интервьюер, в определенном смысле принуждающий к общению;
Содержательно ситуация общения задается целями и задачами исследования;
Такое общение предполагает наличие определенных ролей в его процедуре – роль коммуникатора (сообщающего информацию) и роль реципиента (воспринимающего информацию). Виды интервью представлены в табл. 13.
Таблица 13 Виды интервью
-
Типы социологических исследований.
По глубине требуемого анализа исследования делятся на разведывательные (пилотажные), описательные и аналитические.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.
Описательное исследование – более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Его цель – выработка некоего управленческого решения, с помощью которого произошло бы изменение изучаемой социальной ситуации. Как правило, такие исследования проводятся на основе апробированной методики.
Аналитическое исследование – самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д. Его цель – получение новых знаний, более точно описывающих какое-то социальное явление по сравнению с имеющимся знанием.
В зависимости от того, как изучается объект – в статике или динамике, можно выделить такие исследования как разовое (точечное) и лонгитюдное (повторное, продолжающееся во времени).
Разовое, или точечное, дает моментальный «срез» объекта.
Лонгитюдное позволяет сделать сравнительный анализ, ибо осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с использованием того же инструментария через определенные промежутки времени.
Существует две разновидности лонгитюдного исследования – панельное и трендовое.
Панельное (панель – многократно используемая выборка) исследование проводится на одной и той же выборке длительное время (Рожденные в СССР, «IQ» в Германии).
Трендовое исследование – длительное время изучается одна и та же генеральная совокупность. При этом в выборку каждый раз могут входить разные люди (например, учебно-познавательная активность студентов СамГТУ).
-
Социальная коммуникация: элементы, виды, функции.
Социальная коммуникация это:
-
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов -
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом. -
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу:
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
- 1 2 3 4 5 6
Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
Что - сообщение
Как - способ передачи сообщения, канал
Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
Зачем - с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
-
поведенческий эффект -
оценочные (аксиологические) эффекты -
эмоциональный эффект - влияние на страсти человека -
познавательный (когнитивный) эффект
2. Виды социальной коммуникации
По характеру аудитории
-
межличностная (индивидуализированная) -
специализированная (групповая) -
массовая
По источнику сообщения
-
официальная (формальная) -
неформальная
По каналу передачи
-
вербальная -
невербальная
Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.
Выделяют следующие функции социальных коммуникаций:
синдикативную — средство объединения людей;
инструментальную — управление различными действиями;
трансляционную — передача информации;
социального контроля — регламентация поведения;
экспрессивную — выражение отношения к явлениям и процессам социальной жизни;
социализации — развитие навыков взаимодействия в обществе, принятие норм и правил.
-
Социальная деятельность: понятие и виды. Критерии общественного прогресса. Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.
Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.
Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира
Виды социальной деятельности.
Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие.
Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.
Общие критерии:
-
развитие человеческого разума -
совершенствование нравственности людей -
развитие производительных сил, включая самого человека -
прогресс науки и техники -
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Гуманистические критерии:
-
средняя продолжительность жизни человека -
детская и материнская смертность -
состояние здоровья -
уровень образования -
развитие различных сфер культуры -
чувство удовлетворенности жизнью -
степень соблюдения прав человека -
отношение к природе
Массовое сознание — база массовых действий