Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

К основным формам массовых действий поведения относятся:

  • слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — это форма массового поведения;

  • массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами;

  • паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

  1. Ценностно-нормативная культура общества: функции, нормы, традиции, обычаи.

Культура(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание)в широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и - засеянные поля, сады, реки с регулируемым течением и обустройством т. д.).

Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их образ жизни.

В духовной культуре можно выделить 2 сегмента:

1)нормативная культура - совокупность характерных для данного общества правил поведения - норм и ценностей.

Ценностно-нормативные элементы культуры.

Нормы и ценности - это две стороны одной медали. Существуют определенные культурные образцы, правила. В этих образцах есть обязательная сторона, ее мы называем нормами, есть желательная сторона, ее мы называем ценностями. Между сторонами существует весьма тесная взаимосвязь. Нормы превращаются в ценности и наоборот, ценности превращаются в нормы. Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности[стиль], присвоения жизненного опыта.

Экстериоризация- (от лат. exterior - внешний) переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами


1. Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они задают нравственную систему координат, в которых существует человек. Каждая социальная группа имеет свои ценности. В то же время существуют общечеловеческие ценности - (мир, свобода, справедливость, добро, честность, честь и достоинство личности, и др.).

2. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей.

Социальные нормы: правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и опираются на санкции государства. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

3. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи- это неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д.

Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции (от лат. Traditio, что означает передача.) – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности = (крещение, помолвка, свадьба, погребение, отпевание и т. д.). Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемониии ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо события (коронации, награждения, посвящения в студенты). Это стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства).

2) Другой сегмент культуры, который мы называем идейной культурой /«символическая культура»/, охватывает принятые в обществе убеждения, идеи, символы, язык.



Знаковые и символические элементы культуры.

К числу знаковых и символических средств относятся прежде всего языки.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.



  1. Девиантное поведение личности. Теории девиации.

Девиантное поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. Причем это относится не только к нарушениям. У девиации есть и позитивный полюс, т.е. отклонение возможно и в положительную сторону.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником.

В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа – это культурно одобряемые отклонения. Таким образом, в большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен – отклонения в негативную сторону осуждаются, а в позитивную – награждаются.

Теории девиации

Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Этими вопросами интересуются социологи. Другие науки также занимаются проблемой девиантного поведения, в частности, биология и психология.

Однако эти науки пытаются объяснить нарушения правил с точки зрения самих индивидов и их уникальных характеристик. Социологи же пытаются установить социальные факторы возникновения девиации.

Теория аномии Э. Дюркгейма

В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается анемическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.

В своих исследованиях Э. Дюркгейм высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего аномального. По сути, она выполняет несколько важных функций:

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей социальным нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы.


Во-вторых, это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе.

В-третьих, девиации способствуют усилению сплоченности группы, осуждающей подобные поступки.

Теория аномии Р. Мертона

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. Особенно благоприятны для отклонений условия анмии. С точки зрения Р. Мертона, аномия – напряженность, возникающая в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью.

Согласно этой теории, общество само провоцирует появление девиаций, так как, предлагая индивидам, общезначимые символы жизненного успеха, ограничивает при этом доступ к успеху для многих своих членов. Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием между социально одобряемыми ценностями и ограниченностью средств их достижения.

1. «Конформисты» придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств их реализации, при этом не имеет значения, добились они успеха или нет. В эту категорию попадает большинство населения.

2. «Инноваторы» – те, кто продолжает придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства для их достижения. Данный тип реакции характерен для преступников, достигших благосостояния с помощью противозаконных действий.

3. «Ритуалисты» – те, кто продолжает следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Ритуалисты, например, люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.

4. «Ретриатисты» – те, кто отвергает мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения; например, сектанты, изолирующие себя от общества.

5. «Бунтари» отвергают существующие ценности и нормативные средства, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. К этой категории относятся члены радикальных политических группировок.

Теория культурного переноса

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и любого другого поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриель Тард. В конце XIX в. Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, среди которых существовали.


Теория дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда Эдвин Г.

Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Теория стигматизации (навешивания ярлыков) Э. Лемерт, Говард Беккер, Френк Танненбаум

Девиантное поведение определяется не содержанием проступков, а их социальной оценкой. Представители низших слоев общества, совершившие первичную девиацию, подвергаются упреждающей социальной дискриминации со стороны общества. На человека ставят клеймо девианта и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Такое отношение общества и негласное поражение в правах чаще всего приводит к вторичной девиации. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.

Теория конфликта К. Маркса

Девиантное поведение является продуктом конфликтной ситуации в обществе, обусловленной социальным неравенством. Положение экономически и социально угнетенных классов вынуждает их к совершению поступков, которые рассматриваются господствующими классами, как девиантные. Все эти теории внесли свой вклад в изучение девиантного поведения, но ни одна из них не способна дать исчерпывающее объяснение причин девиаций.