ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще одну достаточно известную концепцию, названную общей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг. Он также исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека. Он утверждает, что конфликты возникают и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимы от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента:
1) понимание причин возникающих противоборств;
2) разумный выбор согласованных способов их устранения;
3) нравственное совершенствование людей.
Часть зарубежных психологов, следующих неофрейдистскому направлению, считает, что источник конфликта кроется в стремлении человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой - к реализации собственных желаний. Причины конфликтов коренятся в серьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между завышением, искусственным стимулированием потребностей и физической не возможностью их удовлетворения.
Отечественная наука пока отстает с концептуальной разработкой теории конфликтов. Научные исследования, посвященные описанию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лишь с конца 80 - х гг.
В. В. Дружинина, Д. С. Конторова и М. Д. Конторова сконцентрировали внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т. е. там, где применяются сложные системы управления с участием человека - оператора.
Продолжительное время, считают авторы, конфликт рассматривался как гуманитарная проблема, не поддающаяся точному исследованию. Но развитие прикладной математики и вычислительной техники расширили применение количественных методов. На рубеже 80 - х гг. интуитивизм и умозрительная логика уступили новым веяниям. Человечество вышло еще на один виток спирали общественного прогресса, и теперь почти все конфликты так или иначе связаны с техникой. Социальные конфликты, ведущая роль в которых принадлежит человеческому фактору, протекают как в социальной, так и в технической сферах.
А.В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев и др. в своих публикациях рассматривают природу, причины, субъекты, объекты и наиболее распространенные виды конфликтов в рамках, ограниченных преимущественно юридической конфликтологией. Прежде всего, под этим углом зрения они анализируют конфликтные ситуации, напряженность конфликта и механизм его развития, систематизируют способы предупреждения и разрешения конфликтов. При этом ученые - юристы придерживаются той методологической позиции, по которой
конфликты относятся к нежелательным явлениям, поскольку сдерживают позитивное решение назревших проблем социальной жизни.
По Г. 3дравомыслову, социология конфликта исходит из того, что конфликт - вполне нормальное явление общественной жизни, его появление и развитие являются полезным и нужным делом. Всеобщая гармония интересов - это миф, вводящий людей в заблуждение [36]. Общество, органы власти и отдельные лица достигнут более эффективных результатов, если не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а последуют определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.
-
Методологическая и процедурная часть программы социологического исследования.
Методологическая часть программы социологического исследования
1. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
2. Логический анализ основных понятий.
3. Формулирование гипотез исследования.
4. Характеристика задач исследования.
Социальной проблемой называется существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы социальных групп. Иными словами, проблема – это всегда противоречие между знанием людей о каких-то практических или теоретических действиях, и незнанием путей и средств их реализации.
Заказ социологу чаще всего формулируется в виде проблемной ситуации, и задача социолога – сформулировать проблему. В процессе формулировки проблемы следует придерживаться следующих правил:
1. Установить реальное наличие проблемы путем анализа статистических данных;
2. Вычленить те реальные стороны проблемы, которыми должен заниматься социолог (а не экономист или психолог);
3. Проанализировать уже имеющиеся решения подобных проблем, то есть проанализировать литературу.
Объектом социологического исследования выступает носитель проблемы, т.е. люди, способные дать социологу нужную информацию. Предмет социологического исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему.
Логический анализ понятий – это точное, всестороннее объяснение содержания и структуры понятий, используемых в социологическом исследовании. Процедура уточнения понятий в социологии особенно актуальна, поэтому социологи прибегают к операционализации понятий. Причины применения процедуры уточнения в социологии:
понятийный аппарат социологии тесно переплетен с обыденным языком;
язык анкеты или интервью должен быть понятен респонденту.
существуют довольно сложные понятия, которые невозможно непосредственно измерить. Логика операционализации понятий (Пол Лазарсфельд)
Построение сетки – перечня характеристик сложного понятия, т.е. разложение его на простые, поддающиеся измерению.
Выбор наиболее значимых характеристик – индикаторов.
Разработка индексов, т.е. статистического распределения индикаторов.
Гипотеза в социологическом исследовании – это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями. Любое социологическое исследование строится на явно или неявно выраженных предположениях о причинах изучаемого явления.
Гипотезы должны быть точными, конкретными и касаться только предмета исследования. От формулировки гипотезы часто зависит то, какими методами будет исследоваться проблема. Типы гипотез
Недействительные – предположения, говорящие об отсутствии связи между двумя процессами.
Коррелятивные – утверждения о наличии связи между двумя переменными, но без указания причины и направления связи.
Направленные – предположения о направлении связи.
Цель социологического исследования – это конкретизация направления поиска решения проблемы, т.е. те результаты, которых социолог хочет достигнуть. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования – теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования. Задачи исследования – это теоретические и практические действия, которые надо предпринять для достижения цели. Иными словами, это разбивка цели на этапы.
Процедурно-методическая часть программы социологического исследования:
1. Определение выборочной совокупности.
2. Описание методов и техники сбора данных.
3. Описание способов анализа данных.
Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения и т.д. Естественно, исследователь заинтересован опросить каждого из них.
Однако есть ли в этом необходимость? Чем больше анкет, тем больше времени требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Кроме того, здравый смысл говорит нам, что чем более случайно и непредумышленно люди будут попадать под опрос, тем объективней будет информация.
Вот почему в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного метода. Основная идея выборочного метода заключается в том, чтобы закономерности, полученные при изучении относительно небольшой группы людей (выборки) распространить на весь объект исследования (генеральную совокупность).
Генеральная совокупность – это совокупность единиц объекта исследования, относительно которой делаются выводы исследования. Выборочная совокупность – это совокупность единиц наблюдения, часть генеральной совокупности, отобранная особым образом и выступающая непосредственно объектом изучения.
Возникает вопрос: как можно информацию, полученную от небольшого количества людей, распространять на весь объект исследования? На этот вопрос в свое время остроумно ответил Дж.Гэллап: «Если хорошо помешать суп в котле, повар возьмет одну ложку на пробу и скажет каков суп в котле». В момент исследования выборочная совокупность должна представлять собой как бы микромодель генеральной совокупности.
Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности быть моделью генеральной совокупности, т.е. воспроизводить ее структуру по значимым для исследователя признакам. Типология выборки дана в табл. 9.
Таблица 9 Типология выборки в социологическом исследовании
В программе мы должны указать, какими методами будет добываться информация. Это зависит от цели исследования и выбираемой нами парадигмы – статистической или гуманистической, т.е. жесткими или мягкими методами. В любом случае в программе должен присутствовать макет инструментария – это может быть анкета, гайдинтервью, схема наблюдения и т.д.
Следовательно, на момент составления программы в наличии имеется макет инструмента анализа (допустим, это анкета), и есть возможность сделать логическую схему обработки и анализа информации для подтверждения гипотез. Логическая схема обработки и анализа информации – маршрут продвижения к цели исследования, то есть предварительное определение связей признаков для получения перекрестных (двумерных или трехмерных) таблиц. Иными словами, надо предусмотреть необходимые связи признаков для получения перекрестных (двумерных или трехмерных) таблиц. Таким образом, еще до начала опроса разрабатывается маршрут продвижения к цели исследования по методическим инструментам.
-
Методы социологического исследования.
Метод конкретного социологического исследования – это способ установления конкретных социальных фактов, средство получения первичной социологической информации. К основным методам социологического исследования относятся анализ документов, наблюдение, опрос.
Анализ документов
В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении – любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Вместе с тем, с точки зрения качественного исследования любой документ – это не только информация, но и репрезентация самого автора, выраженная в содержании самого документа, его стиле и средствах выражения.
Этот метод универсален, т.к. с его помощью можно получить информацию о поведении людей, об их сознании, жизненных планах, ценностных ориентациях и т.д. Метод анализа документов представлен в социологических исследованиях двумя разновидностями:
1 – неформализованный (традиционный, мягкий) и
2 – формализованный (жесткий).
При этом, если мягкий, неформализованный метод может использоваться как в статистической, так и в гуманистической парадигме исследования, то формализованный (жесткий) анализ применяется только в классическом СИ, т.е. в статистической парадигме.
Неформализованный анализ документов основывается на понимающем восприятии теста в соответствии с целями исследования. Понимание достигается за счет усилий ума (логика, анализ, синтез) и зависит от психофизиологических особенностей исследователя (утомляемость, концентрация внимания, память, интуиция).
В качественном исследовании неформализованный метод наблюдения реализуется с помощью различных техник: метод аналитической индукции, иллюстративный анализ, построение идеальных типов и т.д.
Контент-анализ – это формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Суть методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания теста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки действий социальных и политических акторов.
Наблюдение
Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, который заключается в целенаправленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения исследования социальных процессов и явлений. Особенности метода наблюдения: