Файл: Урок в 6м классе о книге и библиотеке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Библиотечный урок в 6-м классе

О книге и библиотеке

Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.

Задачи: знакомство с историей письменности и книги, привлечение детей к чтению книг, воспитание бережного отношения и любви к книге, привлечение детей к регулярному посещению библиотеки.

Книжная выставка: “Путешествие в удивительный мир книг”

Эпиграф:

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз

от поколения к поколению.

Ф.Бэкон.

На доске высказывания о книге: «С книгой жить – век не тужить!»

«Книга – разумный советчик человека , « Дом без книги – день без солнца»,

«Книга поможет в труде, выручит в беде», «Умнее книги не скажешь».

Библиотекарь:

- Здравствуйте, ребята! Кто из вас любит загадки?

Я предлагаю вам отгадать несколько интересных загадок:

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает,

Много знает.

Что это?

Библиотекарь - Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Г лаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить. Сейчас вы на экране увидите, как книга пришла к нам. Мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и, бывает, не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь: книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени”, с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие.

Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, и будущее планеты Земля.

Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей.

Говорят, что книга – источник знаний. Это, действительно, так. Книга верно служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Вот об этом чуде превращения мы сегодня с вами и поговорим.

В
давние времена у входа в древний город были большие ворота. И у этих ворот сидели старики- мудрецы. Не каждый мудрец мог сидеть у ворот, а только тот, кто был мудрее всех мудрых и всегда мог дать совет любому, кто его попросит.

Сейчас в каждом городе есть «кладезь мудрости» – это библиотека. Давайте представим нашу школу городом, школьную библиотеку – «кладезем мудрости». А наши мудрецы помогут нам совершить путешествие в прошлое. И так просим вас, о мудрейшие из мудрейших.


1 мудрец. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более, книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки о Луне и Солнце – всё рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – “предания”. Это значит, что их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению.

2 мудрец. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории! Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать увиденное и услышанное. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холм и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство. “Я взял у соседа трёх быков и обязан их вернуть на исходе лета”, – писал древний человек. “Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре сорок мешков гороха”, – всё это можно было для памяти изобразить в картинках.

Девочка Почемучка. Наконец – то, я нашла мудрецов, которые мне расскажут о происхождении книг. А прижились ли эти говорящие знаки в наше время?

3 мудрец. Очень удобная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду такие “говорящие картинки”. Нарисован телефон и земной шар – значит, здесь можно поговорить по телефону с любым городом. Движущаяся фигурка человека и сейчас знакома нам на пешеходных дорожках. Яркий, разноцветный светофор молча разговаривает с нами, подмигивая то одним, то другим цветом, и мы прекрасно понимаем эти знаки, так как изучаем правила дорожного движения с детства. Картинки подсказывают, указывают, запрещают и разрешают.



1 мудрец. Однако даже простенькую картинку рисовать не просто. И человек со временем старался делать рисунки всё проще и проще.

Вместо быка стали изображать только его голову. Потом рисунок упростился, и голова с рогами превратилась в три чёрточки, в знак А. Древний народ – шумеры - называли быка – Алеф. Вот откуда появилась буква А.

2 мудрец. Человек начал постепенно изобретать буквы, которыми можно было писать обо всём. Ведь люди думают, любят, сердятся, негодуют, смеются, ругаются, возмущаются. И каждый человек это делает по-своему. Разве всё это картинками расскажешь? Стали появляться первые книги.

Девочка Почемучка. Какими же были раньше наши книги? На чём писали раньше люди и как писали?

3 мудрец. Представьте себе глиняную плиту. В середине прошлого века археологи раскопали останки древнего города. При раскопках они обнаружили глиняные плитки, заполненные мелкими ровными строчками. Эти глиняные плитки оказались страницами книг, их возраст 5000 лет. Древняя библиотека хранила десятки тысяч книг-табличек. Уже тогда, в те далёкие времена, существовали первые библиотеки-хранилища, только выглядели они по-иному: не было высоких стеллажей, как теперь, но глиняные плитки не лежали грудой, а были аккуратно разложены по плетёным корзинам, к которым были прикреплены глиняные ярлычки, например: “Документы, касающиеся сада” и т.д.

1 мудрец. Здесь были сочинения по всем известным тогда наукам: по астрономии, истории, математике, медицине, а также словари, договоры, законы, сводки о военных действиях. То, что сейчас записано в учебниках истории о Вавилоне, Ассирии, учёные узнали из глиняных табличек.

В древнем Египте, на болотистых берегах Нила, рос тростник. Назывался он папирусом. Это растение в два раза выше человека, ствол его толщиной в руку, у него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокон – ткани, из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком и не кораблями. Славен он тем, что на нём писались первые книги. Было это свыше 6000 лет назад.

Девочка Почемучка. Вы говорите, что книги изготовляли из тростника, а знаете технологию?

2 мудрец. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, которые укладывали друг на друга
, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в ленту, а ленту свёртывали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Так и появились книги-свитки. Длина такого свитка достигала шести метров.

Девочка Почемучка. А что было дальше?

3 мудрец. А вот пергамцы во втором веке до нашей эры нашли для книг другой материал, который был лучше папируса. Выделывали его из шкур телят, ягнят, ослов. Из них получался белый тонкий, чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. Они уже тогда напоминали ту форму книг, к которой мы привыкли. Всем хорош пергамент: прочен, долговечен и удобен для письма.

Девочка Почемучка. Я читала, что этот способ изготовления бумаги самый лучший.

1 мудрец. Но этот способ изготовления не получил большого, широкого применения. Он был очень дорогим. Только для одной книжки в 700 страниц нужно было истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли только очень богатые и состоятельные люди. В других странах, например, Китае применяли для письма бамбук и шёлк. В Индии – пальмовые листья. А на чём писали в Древней Руси? При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени, скрученную полоску берёзовой коры. Это была берестяная грамота. Потом было найдено ещё много таких грамот. Авторами их были крестьяне, ремесленники, учащиеся.

2 мудрец. А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семь столетий первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.

3 мудрец. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писарь. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие.

Девочка Почемучка. Скажи, мудрец, всегда ли обычному человеку легко достать такую книгу?

1 мудрец.
В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. Простой народ, естественно, не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве, книги.

Девочка Почемучка. А кто же был первым книгопечатником на Руси?

2 мудрец. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 лет назад.

19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. На Руси за его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Искусство печатания книги за это время неузнаваемо изменилось. Умные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.

Девочка Почемучка. А вы знаете дату рождения книги?

3 мудрец. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник - Пётр Тимофеев. И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.

Девочка Почемучка. Что вы знаете о библиотеках?

1 мудрец. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.

Девочка Почемучка. Отличается ли современная книга от древней?

Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Эта форма книги появилась давно, ещё во втором веке нашей эры. Тогда в Риме была организована первая корпорация переписчиков. Издатели начинают сшивать листы рукописей, а не сворачивать их в свитки. Вот откуда она - современная книга.

Девочка Почемучка. Спасибо, мудрецы, теперь я убеждена, что книга - неиссякаемый источник знаний.

Библиотекарь: Спасибо вам, достопочтенные мудрецы, за интересную экскурсию в прошлое. А для того, чтобы определить, есть ли среди нас мудрецы, которые теперь тоже будут знать, как к нам пришла книга из далекого прошлого, мы проведем игру. А вас, достопочтенные мудрецы, попросим оценить наши знания и принять в ряды мудрецов.