Файл: Методы обучения в начальной школе на примере маоу школа 33.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
на тему
«Методы обучения в начальной школе
(на примере МАОУ «Школа №33» г.о.Балашиха Московской обл.)»
Учитель начальных классов - Липовецкая Т.И.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Понятие о методах обучения и их классификация……………………5
1.1 Определения и сущность методов и приемов обучения…………….5
1.2 Классификация методов обучения…………………………………….7
2 Методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения………19
2.1 Активные методы обучения…………………………………………...19
3 Инновационные методы обучения на уроках в начальных классах.....26
3.1 Методы и приемы обучения младших школьников в современной
школе………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………...32
Библиографический список……………………………………………. 34
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество заинтересовано в повышении качества образования - развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. В связи с этим меняется его содержание, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Для достижения образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным стимулом к учебе является интерес. Это также позволяет говорить о необходимости отхода от традиционной классно-урочной системы и включения многообразия форм организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс. Перед школой встают новые задачи, если меняется содержание образования, то и меняются методы обучения. Для этого используются новые средства или совершенствуются традиционные.
Категория методов обучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос - как учить. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы для написания реферата. В рамках реферата мы планируем рассмотреть разную трактовку методов обучения учеными, выдающимися педагогами, практиками и определить основные требования к их применению, что позволяет нам сформулировать цель и задачи нашего реферата.
Цель реферата: рассмотреть традиционные и современные методы обучения учащихся начальной школы
Задачи работы:
-
Изучить, обобщить и систематизировать доступную информацию о методах обучения учащихся начальной школы по следующим частным вопросам:
- понятие о методах обучения и их классификация
- методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения
- инновационные методы обучения на уроках в начальных классах
- методы и приемы обучения младших школьников в современной школе
2. Рассмотреть традиционные и современные методы обучения учащихся начальной школы
3. Сформулировать основные требования к применению данных методов обучения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и обобщении изученной научно-теоретической информации о традиционных и современных методах обучения младших школьников, т.е. в составлении нового текста, который может быть опубликован на страницах научно – педагогических изданий.
Структура реферата включает в себя: введение, четыре пункта, заключение, список использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Определения и сущность методов и приемов обучения
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения», в связи с этим существуют различные подходы к определению этого понятия:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено, как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает.
Бабанский Ю.К. отмечает, что методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.
Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.
Винценте Оконь Давал такое определение: «метод обучения - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся»
Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре [7 с. 204].
Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом.
Таким образом, методы обучения - это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и одновременно - способы стимулирования этой деятельности. Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактиков к разному толкованию этого понятия. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.
1.2 Классификация методов обучения
Существуют различные виды классификаций методов обучения с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Кроме того, разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, поэтому нет единой точки зрения по этому вопросу. Однако целостный процесс обучения в конкретном образовательном процессе обеспечивается единой классификацией методов, оптимально подходящей для использования именно в конкретном познавательном процессе.
Наибольшее распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
– интереса к учению;
– долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
– устный, письменный, лабораторно-практический [2с.385].
Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.
По характеру деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (Табл. 1) .
Таблица 1 - Классификация методов обучения
(по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)
Уровни знаний Сущность Усовершенствование
1. Объяснительно-иллюстративный
Получение знаний с помощью преподавателя
I – узнавание
I – знания- знакомства
Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний
Программированное обучение
2. Репродуктивный
Применение изученного на основе образца (репродукция)
II – воспроизведение
II – знания- копии
3. Проблемное изложение
Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя
III – применение
III – знание- умение
Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний
Диалоговые формы обучения
4. Частично-поисковый
Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя
III – применение
IV – творчество
III – знание- умение
IV – знание- трансформация
5. Исследовательский
Самостоятельный
поиск варианта решения
IV – творчество
IV – знание- трансформация
Основное сходство этих двух методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию, показывая и объясняя, а дети воспроизводят. В начальной школе, особенно в первом-втором классах, без методов данной группы обойтись сложно, так как детей необходимо обучить базовым знаниям и операциям.
Все это разнообразие классификаций очень усложняет толкование сущности методов обучения. Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. В самом общем плане эти способы деятельности и рассматриваются нами как методы процесса обучения.
Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.
Голант Е.Я. и Перовский Е.И. предлагают классификацию методов по источнику передачи и характеру восприятия информации
Выделяются следующие признаки и методы:
а) пассивное восприятие - слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие - работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
На основании дидактических задач
Классификация Данилова М.А., Есипова Б.П.. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
По источникам передачи информации и приобретения знаний
Авторы: Верзилин Н.М., Лордкинанидзе Д.О., И.Т. Огородников и др. Методами этой классификации являются: