Файл: Методы обучения в начальной школе на примере маоу школа 33.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.1 Методы и приемы обучения младших школьников

в современной школе.

Переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования - противоречие между фактическим, характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее детей, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника. В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:

- Объяснительно-иллюстративный. Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

- Репродуктивный. Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;

- Проблемный. Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы
, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;

-Исследовательский. Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все-таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это, прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее и на указания учителя.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей. Начальная школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.

Заключение

Методы обучения - это способы передачи знаний учащимся в готовом виде, способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и ее стимулирования. Большинство авторов имеют свою точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.

Классификация методов обучения довольно разнообразна, все это разнообразие очень усложняет толкование сущности методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.



Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Современные российские школы располагают возможностью использовать широкий арсенал педагогических инноваций в процессе обучения.

Библиографический список

  1. Бабанский, Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения [Текст]/ Ю. О. Бабанский, М.: Педагогика- 2006.

  2. Бабанского Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]/ Под ред. Ю.К.Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - с.385

  3. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. [Текст]/ Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж – вуз» (на примере химии): монография. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. 254 с.

  4. Корбакова И.Н.. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы [Текст]/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.

  5. Пидкасистого П. И.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст]/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006

  6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей [Текст]/ под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Текст]/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.]

  8. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. [Текст]/ под ред. Хижнякова О. Н. – С. 2006

  9. Чигинцева, В.В. Роль интерактивных форм в школьном преподавании русского языка (на примере обучения трудным вопросам лексикологии) [Текст]/ В.В. Чигинцева// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. – №4 (157). – С. 103.

  10. Шишов С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. [Текст]/ – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  11. Ю.К. Бабанского. Выбор методов обучения в современной школе. [Текст]/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981

  12. Классификация методов обучения по источнику получения знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: preview/4467216/page:2/

  13. Методы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: MirZnanii.com

  14. Общее понятие о методах обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: paidagogos.com

  15. Современные методы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: works.doklad.ru/view/YZPQDqv71Ik.html

  16. Технология интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/quot-tehnologiya-interaktivnogo-obucheniya-v-ramkah-realizacii-fgos-noo-quot-515307