Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12654

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Таблица 3

Возраст выхода на пенсию для мужчин с 1 января 2022 года

Год рождения

Возраст выхода на пенсию

Предполагаемый год начала выплат

1961

63

2024

1962

64

2026

1963

65

2028


Как видно из данных таблиц 6 и 7 предлагается период плавного перехода с постепенным увеличением возраста выхода на пенсию ежегодно до 2028 года.

С принятием реформы изменился не только сам возраст выхода на пенсию, хотя это и было основным изменением, но и ряд следующих факторов:

 предпенсионный возраст официально утвержден и равен 5 годам до выхода на пенсию;

 запрет на увольнение трудящихся предпенсионного возраста без весомых на то оснований влечет за собой уголовную ответственность вплоть до лишения свободы;

 возможность раннего ухода на пенсию для многодетных родителей (в зависимости от количества детей);

 досрочный выход на пенсию при наличии специального трудового стажа: женщины – 37 лет, мужчины – 42 года;  увеличение размера пенсии на 1 000 руб. ежегодно (программа предназначена для повышения среднестатистического размера до 20 000 руб., что необходимо для изменения ситуации с индексацией в России);

 некоторых малочисленных народов Севера нововведения не коснутся;  увеличение пособия по безработице до установленного прожиточного минимума;

 возможность ухода на 6 месяцев раньше для тех лиц, которые первыми будут испытывать на себе действие реформы;

 ежегодное предоставление двух оплачиваемых дней диспансеризации для трудящихся предпенсионного возраста.

Нововведения также повлекли за собой создание актуальных социальных программ, направленных на обучение и переквалификацию трудящихся предпенсионного возраста, включающие в себя обучение компьютерной грамотности и современным устройствам, обучение финансовой грамотности и курсы повышения квалификации в соответствии с имеющейся специальностью.8

«Повышение пенсионного возраста обсуждалось в стенах парламента уже 35 долгие годы, но российскому обществу пока еще не представили положительных доводов в его пользу и не указали на те группы населения, которые получили бы выгоду от пенсионной реформы», – отмечает М.Е. Шуварина.


Мнения граждан по этому вопросу оказались различными так, например, Б.Б. Пивовар уверен, что «Существующая в России пенсионная система создавалась в советское время под тогдашние реалии – под количество населения 1950-х годов, под существовавшее тогда соотношение молодых и пожилых людей и так далее. Но нынешние реалии существенно отличаются.

У нас много пожилых людей, поскольку продолжительность жизни увеличилась, и у нас есть проблемы с молодежью, которой не так много, поскольку был демографический спад 90-х годов.

И пенсионную систему необходимо переделывать под то, что имеем сегодня». Что касается политических партий, то «Единая Россия» считает данное реформирование правильным решением, а представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» уверены, что необходима доработка реформы, что предполагает более позднее ее введение.

28 августа 2018 года состоялось обращение Президента России В.В. Путина к народу, в котором он попытался объяснить людям необходимость внедрения нововведений.

Проблема реформирования пенсионной системы, по мнению некоторых ученых, может содержаться в следующих аспектах:  «недоживание» до возраста выхода на пенсию (особенно это касается мужчин);  снижение востребованности работников в возрасте 50-65 лет.

Первое объясняется следующим: многие граждане очень обеспокоены данным нововведением, ведь они уверены, что не каждый человек способен не то, что трудиться в столь позднем возрасте, но и просто «дожить» до него. Ведь как показывает статистика, самое распространенное заболевание, такое как нарушение сердечно-сосудистой системы, больше всего распространено среди лиц предпенсионного возраста.

Второе обусловлено тем, что приоритетом выбора работодателя станет молодой работник, который полон сил, энергии и современного взгляда на мир. Ведь есть масса профессий, деятельность которых связана с большой физической нагрузкой, и тем самым уже не подходит данной категории граждан (например, строитель, сварщик, грузчик и т.д.), а также профессии, которые требуют творческих современных кадров, что, допустим, пожилой переквалифицированный работник не всегда сможет дать.

Вывод: наша страна плавно переходит к новой пенсионной системе, в 2028 году этот переход завершится.

Стоит отметить, что для России в целом главной задачей сейчас является выполнение социальных обязательств перед гражданами.

1.2. Сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России и

зарубежных стран

Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется с 01.01.2015 в соответствии с нормами Федеральных законов от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ). 9

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется рядом законодательных актов. К ряду законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:


  • Конституция Российской Федерации;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ); üФедеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ;

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ;

  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

  • Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон от 12.02.1993 № 4468-1);

  • Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ);

  • Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ);

  • Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ);

  • Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ);

  • Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ). Конституция Российской Федерации является основным законом Российской Федерации.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. 10

Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.


Действие Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся:

  • физические лица - граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность,

  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица:

  • федеральным государственным служащим;

  • военнослужащим;

  • участникам Великой Отечественной войны;

  • гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

  • гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

  • нетрудоспособным гражданам. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливает четыре вида пенсий:

  • пенсия за выслугу лет;

  • пенсия по старости;

  • пенсия по инвалидности;

  • социальная пенсия.

Статья 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

  • лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

  • лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

  • лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях Советского союза социалистических республик (далее - СССР);

  • лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

  • лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

  • лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  • лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

  • члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом. 11