Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 12822
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3
Возраст выхода на пенсию для мужчин с 1 января 2022 года
Год рождения | Возраст выхода на пенсию | Предполагаемый год начала выплат |
1961 | 63 | 2024 |
1962 | 64 | 2026 |
1963 | 65 | 2028 |
Как видно из данных таблиц 6 и 7 предлагается период плавного перехода с постепенным увеличением возраста выхода на пенсию ежегодно до 2028 года.
С принятием реформы изменился не только сам возраст выхода на пенсию, хотя это и было основным изменением, но и ряд следующих факторов:
предпенсионный возраст официально утвержден и равен 5 годам до выхода на пенсию;
запрет на увольнение трудящихся предпенсионного возраста без весомых на то оснований влечет за собой уголовную ответственность вплоть до лишения свободы;
возможность раннего ухода на пенсию для многодетных родителей (в зависимости от количества детей);
досрочный выход на пенсию при наличии специального трудового стажа: женщины – 37 лет, мужчины – 42 года; увеличение размера пенсии на 1 000 руб. ежегодно (программа предназначена для повышения среднестатистического размера до 20 000 руб., что необходимо для изменения ситуации с индексацией в России);
некоторых малочисленных народов Севера нововведения не коснутся; увеличение пособия по безработице до установленного прожиточного минимума;
возможность ухода на 6 месяцев раньше для тех лиц, которые первыми будут испытывать на себе действие реформы;
ежегодное предоставление двух оплачиваемых дней диспансеризации для трудящихся предпенсионного возраста.
Нововведения также повлекли за собой создание актуальных социальных программ, направленных на обучение и переквалификацию трудящихся предпенсионного возраста, включающие в себя обучение компьютерной грамотности и современным устройствам, обучение финансовой грамотности и курсы повышения квалификации в соответствии с имеющейся специальностью.8
«Повышение пенсионного возраста обсуждалось в стенах парламента уже 35 долгие годы, но российскому обществу пока еще не представили положительных доводов в его пользу и не указали на те группы населения, которые получили бы выгоду от пенсионной реформы», – отмечает М.Е. Шуварина.
Мнения граждан по этому вопросу оказались различными так, например, Б.Б. Пивовар уверен, что «Существующая в России пенсионная система создавалась в советское время под тогдашние реалии – под количество населения 1950-х годов, под существовавшее тогда соотношение молодых и пожилых людей и так далее. Но нынешние реалии существенно отличаются.
У нас много пожилых людей, поскольку продолжительность жизни увеличилась, и у нас есть проблемы с молодежью, которой не так много, поскольку был демографический спад 90-х годов.
И пенсионную систему необходимо переделывать под то, что имеем сегодня». Что касается политических партий, то «Единая Россия» считает данное реформирование правильным решением, а представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» уверены, что необходима доработка реформы, что предполагает более позднее ее введение.
28 августа 2018 года состоялось обращение Президента России В.В. Путина к народу, в котором он попытался объяснить людям необходимость внедрения нововведений.
Проблема реформирования пенсионной системы, по мнению некоторых ученых, может содержаться в следующих аспектах: «недоживание» до возраста выхода на пенсию (особенно это касается мужчин); снижение востребованности работников в возрасте 50-65 лет.
Первое объясняется следующим: многие граждане очень обеспокоены данным нововведением, ведь они уверены, что не каждый человек способен не то, что трудиться в столь позднем возрасте, но и просто «дожить» до него. Ведь как показывает статистика, самое распространенное заболевание, такое как нарушение сердечно-сосудистой системы, больше всего распространено среди лиц предпенсионного возраста.
Второе обусловлено тем, что приоритетом выбора работодателя станет молодой работник, который полон сил, энергии и современного взгляда на мир. Ведь есть масса профессий, деятельность которых связана с большой физической нагрузкой, и тем самым уже не подходит данной категории граждан (например, строитель, сварщик, грузчик и т.д.), а также профессии, которые требуют творческих современных кадров, что, допустим, пожилой переквалифицированный работник не всегда сможет дать.
Вывод: наша страна плавно переходит к новой пенсионной системе, в 2028 году этот переход завершится.
Стоит отметить, что для России в целом главной задачей сейчас является выполнение социальных обязательств перед гражданами.
1.2. Сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России и
зарубежных стран
Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется с 01.01.2015 в соответствии с нормами Федеральных законов от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ). 9
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется рядом законодательных актов. К ряду законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:
-
Конституция Российской Федерации; -
Трудовой кодекс Российской Федерации; -
Налоговый кодекс Российской Федерации; -
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ); üФедеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ; -
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ; -
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ; -
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон от 12.02.1993 № 4468-1); -
Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ); -
Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ); -
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ); -
Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ); -
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ). Конституция Российской Федерации является основным законом Российской Федерации.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. 10
Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.
Действие Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся:
-
физические лица - граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, -
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.
Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица:
-
федеральным государственным служащим; -
военнослужащим; -
участникам Великой Отечественной войны; -
гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; -
гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; -
нетрудоспособным гражданам. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливает четыре вида пенсий: -
пенсия за выслугу лет; -
пенсия по старости; -
пенсия по инвалидности; -
социальная пенсия.
Статья 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:
-
лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов; -
лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; -
лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях Советского союза социалистических республик (далее - СССР); -
лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР; -
лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе; -
лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; -
лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы; -
члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом. 11