Файл: Кафедра Сестринского дела Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Сестринского дела
Направление подготовки: 34.03.01 Сестринское дело
Выпускная квалификационная работа
Тема:
«Организация сестринской помощи для детей с ДЦП в детском
травматолого-ортопедическом отделении «Федеральный центр
травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России
(г.Барнаул)»
Выполнила: студентка 583 группы факультета ВСО
Толстых
Яна
Витальевна
Научный руководитель:
Доцент кафедры, к.м.н.
Климова Е.Е.
_____________
Оценка _______________________
«____» _______________2019 г.
Председатель ГЭК:
Зав. лабораторией патологии гемостаза
КГБУЗ «Краевая клиническая больница», д.м.н.
Мамаев А.Н.
Допущена к защите
____________________
«27» мая 2019 г.

2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается повышения внимания к семьям с детьми, страдающими детским церебральным параличом (далее ДЦП), который относится к наиболее распространенной патологии центральной нервной системы у детей. За последние десятилетия во всем мире, в том числе и странах СНГ, увеличилось количество инвалидов детства, имеющих диагноз ДЦП. И если еще в середине прошлого столетия, кроме узких специалистов, никто не знал, что значит ДЦП, то на сегодняшний день практически любой человек имеет родственников или знакомых, которых эта беда коснулась напрямую.
Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, которые характеризуются двигательными нарушениями. При максимальной степени поражения возникают координационные нарушения (атаксия) за счет поражения мозжечка. На основе симптомов ДЦП разработан десяток разных классификаций.
Форма, распространенность и патологические мозговые очаги определяют тяжесть поражения мышечных волокон. Так как повреждения головного мозга могут быть очень разнообразными и индивидуальными у каждого человека, характер протекания ДЦП у каждого разный: одни пациенты прикованы к инвалидной коляске, а другие ведут вполне активный образ жизни, какой только возможен при данном заболевании.
Проявления ДЦП могут быть разнообразными. Признаки ДЦП существенно отличаются в зависимости от формы патологии.
Детский церебральный паралич нередко сочетается с психозами, эпилептическим статусом. У части таких пациентов вместе с патологией двигательной активности возникают аномалии ощущения, тактильной чувствительности. Из-за спастических сокращений мышц ребенок с ДЦП не может использовать энергию оптимально, следствием этого является избыточная масса тела. Такие состояния как нарушение координации,


3
дефицит поступления минеральных веществ, мышечная гипотрофия сопровождаются гормональной дисфункцией, микроцефалией, малокровием, дефицитом витаминов.
За детьми с ДЦП требуется постоянный уход. Болезнь постепенно прогрессирует, в связи с этим, появляются новые симптомы, усугубляющие состояние больного. Клинические проявления обусловлены обострением сопутствующих болезней, а не усилением мышечных спазмов. Постепенно, повреждение мозговых структур сопровождается захватом новых областей.
Процесс взросления (развития) ребенка при заболевании замедляется, это, в свою очередь, дополнительно обуславливает поражение психики, затруднения в учебе, трудности с реальным осознанием окружающего мира за счет психической изоляции от общества. Однако, есть практические примеры, когда дети с церебральным параличом легкой и средней степени спокойно проживают всю жизнь. Определенных проблем со здоровьем у данной категории детей не возникает, кроме специализированных симптомов заболевания.
ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако это еще не означает, что детский церебральный паралич – это приговор. Многие больные ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако, все зависит от того, какие меры были приняты в детском возрасте по минимизации ущерба для здоровья от данной патологии.
В реабилитации больных с ДЦП важную роль играют ранняя диагностика и раннее проведение восстановительного лечения.
Комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Существенным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания. Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий, в котором уделяется внимание не только физическому, но и умственному

4
развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации.
Основной задачей программ индивидуальной реабилитации больных
ДЦП является поэтапное развитие навыков и умений, постепенная физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально и помогают вырабатывать навыки независимости в повседневной жизни.
В результате систематической реабилитации пациент с ДЦП может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.
При организации лечебно-коррекционной работы необходимо обеспечить детям-инвалидам, воспитывающимся в семье, систематический патронаж медицинской сестры, который включает психологическую помощь родителям; рекомендации по проведению массажа, адаптивной физической культуры; предоставление консультаций по кормлению, гигиеническим процедурам, особенностям развития ребенка.
Физическая реабилитация при ДЦП – это комплекс мероприятий, направленных на нормализацию патологического мышечного тонуса и снижение риска образования контрактур. Ее необходимо начинать сразу после установления диагноза. При реабилитации уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию пациента, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. АФК оказывает благотворное влияние на организм детей с ДЦП, помогает адаптироваться к новым жизненным условиям, поднять свою самооценку и повысить уровень жизнестойкости.
Нарушения двигательной активности при ДЦП приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление


5
двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.
Регулярные занятия ЛФК помогают больным ДЦП растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений. Разработаны целые комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия. Комплекс упражнений всегда подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития.
Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.
Главное в коррекционных занятиях – это раннее начало и непрерывность, от этого будет зависеть успех лечения. Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Имеет большое значение развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
При составлении программы реабилитации учитываются потенциальные двигательные возможности ребенка. Восстановительное лечение не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения – оно должно продолжаться в семье больного. Большое значение имеет психологическое консультирование родителей. Необходимо их систематическое, индивидуализированное обучение, учитывающее диагноз ребенка.
В современных системах здравоохранения многих стран общепринятым при оказании сестринской помощи является использование технологии сестринского процесса. Сестринский процесс является научно- обоснованным циклическим алгоритмом действий медсестры, который состоит из пяти этапов. Принципы организации сестринской помощи детям с ДЦП нашли отражение в пяти этапах сестринского процесса.
Эффективность оказания сестринской помощи определяется

6
своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Медицинская сестра должна знать мероприятия по профилактике заболеваний нервной системы у детей; факторы риска, способствующие возникновению заболеваний нервной системы; клинические проявления
ДЦП; обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно- диагностических процедур при ДЦП; этические принципы общения с больными ДЦП.
При работе с детьми с ДЦП медицинская сестра должна уметь осуществлять сестринский процесс и оценивать результаты ухода; обеспечить инфекционную безопасность, в том числе, применять универсальные и стандартные меры предосторожности; подготовить пациента к диагностическим процедурам, используя «психотерапевтические приемы»; оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции); оказывать консультативные услуги по вопросам профилактики осложнений; обеспечить безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения; медицинская сестра должна следить за соблюдением правил общего ухода за детьми с ДЦП.
Существует несколько основных принципов организации сестринского ухода для детей, страдающих церебральным параличом:
– комплексный характер ухода и лечебно-коррекционной работы.
Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача
ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя;
– раннее начало;
- онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции;
– организация работы в рамках ведущей деятельности;
– наблюдение за ребенком в динамике;


7
– тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
Таким образом, сестринская деятельность при ДЦП включает в себя психологическую поддержку, объяснение родителям всех аспектов необходимости своевременного лечения, обеспечение родителей необходимой информацией о возможности реабилитации в специальных центрах для детей больных ДЦП, Обязательна помощь в социальной адаптации ребенка, а также просветительная работа. Медицинская сестра дает рекомендации по технике воспитания детей, больных ДЦП, дает рекомендации матери о правильном подборе одежды для ребенка с ДЦП, по поводу техники кормления ребенка с ДЦП.
Следовательно, роль медицинской сестры в уходе за детьми, больными ДЦП чрезвычайно актуальна и значима, что и обусловило актуальность данной работы.
Объект исследования – больные с ДЦП.
Предмет исследования – организация сестринской помощи детям с
ДЦП.
Цель исследования – определить особенности организации сестринской помощи для детей с ДЦП в детском травматолого- ортопедическом отделении.
Задачи, необходимые для реализации поставленной цели:
1. Описать основные характеристики детского церебрального паралича, специфику физического развития детей с ДЦП.
2. Обозначить направления и методы лечения, ухода и физической реабилитации детей, больных ДЦП.
3. Выявить роль сестринского персонала в организации ухода для детей, больных ДЦП.
4. Провести анализ факторов, которые влияют на эффективность сестринской помощи детям, больных с ДЦП при лечении и реабилитации в детском травматолого- ортопедическом отделении.

8
Гипотеза исследования заключается в предположении, что рациональная организация работы медицинской сестры, основанная на утвержденных стандартах и порядках оказания медицинской помощи, способствует повышению качества медицинской помощи при организации и осуществлении полноценного ухода за детьми с ДЦП. Также, медицинской сестре при работе с такими детьми, необходимо владеть высоким уровнем знаний, который включает в себя не только медицинские знания, но знания в области психологии, педагогики и социологии.
Методы исследования:
обзорно-аналитический метод – анализ научной литературы по обозначенным вопросам, использовались научные исследования специалистов, периодические издания, учебные пособия;
– классификация полученной информации;
– сравнение и обобщение различных категорий;
– ретроспективный метод (анализ документации);
– метод анкетирования;
– математическая обработка эмпирических данных.
Методологическую базу работы составили:
– исследования в области лечения и реабилитации детей с ДЦП:
Т.Т. Батышевой («Роль физических факторов в реабилитации детей с церебральным параличом», 2014), Л.М. Зельдина («Развитие движения при различных формах ДЦП», 2013), А.В. Подулыбиной («Лечебно-физическая культура при детском церебральном параличе», 2013);
– концепция сестринского дела в педиатрии: О.С. Католиковой
(«Сестринский уход в педиатрии», 2015), В.Д. Тульчинской («Сестринское дело в педиатрии», 2015);
– алгоритмы организации ухода для детей с ДЦП: М.А. Еремушкин
(«Основы реабилитации», 2017), Н. В. Иванова («Первичная медико- санитарная помощь детям (ранний возраст)», 2018).


9
Место
проведения
исследования

Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования Минздрава России
(г. Барнаул) детское травматолого - ортопедическое отделение.
Теоретическая значимость работы состоит в структурировании и систематизировании научного материала по проблеме организации сестринской помощи детям, больным ДЦП и ухода за ними.
Использование и применение современных методик реабилитации данной группы пациентов.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут представлять интерес для среднего медицинского персонала и быть применены как в сестринской деятельности при организации сестринского ухода для детей с ДЦП, так и в других, дальнейших исследованиях эффективных алгоритмов работы медицинской сестры в детском травматолого - ортопедическом отделении при оказании помощи детям больным ДЦП.
Структура работы определена целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором взаимосвязано изучены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.
Общий объем работы – 84 страниц. Работа содержит 17 рисунков и 8 таблиц. Библиографический список состоит из 31 наименования. В работу включено 1 приложение на 2 страницах.

10
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ,
РЕАБИЛИТАЦИЯ
1.1 Определение понятия ДЦП
Детский церебральный паралич представляет собой целую группу заболеваний головного мозга, причиной которых является его недоразвитие или повреждение во время беременности и родов и в послеродовом периоде.
ДЦП относится к наиболее распространенной патологии центральной нервной системы у детей. Представляет собой группу заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются, в первую очередь, моторными, а в дальнейшем двигательными нарушениями (нарушения тонуса, задержка формирования моторики на первом году жизни, координации, а в последствии и устойчивости, способности удержания туловища в пространстве, ходьбы, страдает самообслуживание). У детей отмечаются нарушения развития речи, задержка психического развития, судороги.
ДЦП не является наследственным заболеванием, оно не передается от родителей к детям, однако, от родителей к детям могут передаваться предрасполагающие к церебральному параличу причины (например, семейные нарушения свертываемости крови, приводящие к преждевременным родам).
В наше время ДЦП – не является отдельным заболеванием, это термин, объединяющий детей с не прогрессирующими нарушениями произвольных движений (атаксия, спастичность, гиперкинезы). С одной стороны, он объединяет детей с подобными нарушениями в одну группу, название которой – ДЦП и помогает сконцентрировать усилия на лечении и формировании двигательных навыков для наиболее эффективной реабилитации. А с другой стороны, это обобщение затрудняет раннюю