Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под п а т р и о т и з м о м в обществе традиционно понимают преданность и любовь к своему Отече
ству, к своему народу. Патриотизм — высшая сте
пень гражданственности, выраженная в активной деятельности на благо любимой Родины.
Испокон веков у белорусского народа нарожда
лись, бережно хранились и чтились патриотические чувства, отражающие его интересы по соборной за
щите своего домашнего очага, земли,
Отечества.
В образах богатырей героического эпоса отражены героизм и мужество народа, его стойкость и пла
менный патриотизм.
Основу патриотизма в Республике Беларусь со
ставляют:
• наличие единой и неотчуждаемой территории
Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего со
хранения, развития и защиты;
• наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование де
мократического социально-правового государства;
• наличие государственной символики Респуб
лики Беларусь, которая выражает подлинно народ
ные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному развитию на
шей Родины;
• единство народа вне зависимости от этничес
кой и идеологической неоднородности общества;
• приверженность Республики Беларусь общече
ловеческим ценностям и осознание себя полноправ
ным субъектом мирового сообщества.
Всё это определяет патриотизм Республики Бе
ларусь как общенациональный, лишенный каких- либо территориальных, национальных, экономичес
ких, политических, религиозных либо иных при
тязаний или амбиций, направленный на совершен
ствование и защиту своего демократического пра
вового государства.
40
Память народа и награды Родины. Белорусский народ помнит и почитает своих выдающихся пред
ставителей науки, культуры, искусства, народных просветителей, общественных и политических дея
телей. Особое место в памяти народа занимают вер
ные сыны и дочери белорусской земли, которые, не жалея жизни, с оружием в руках завоевывали и отстаивали национальную независимость, честь и свободу Родины.
На окраинах деревень и в центрах городов, на оживленных автомагистралях и среди кладбищен
ской тишины воздвигнуты сотни обелисков, мону
ментов, стел и памятников мужественным защит
никам Отечества. В центре нашей столицы создан
Белорусский государственный музей истории Вели
кой Отечественной войны, а в городе Бресте соору
жен музей-мемориал защитникам Брестской крепо
сти, которой присвоено звание “крепость-герой”. На окраине города-героя Минска руками благодарного народа насыпан курган Славы, а в центре столи
цы величественно возвышается обелиск в честь по
беды непокоренного белорусского народа над немец
ким фашизмом. Во многих городах Беларуси за
жжен Вечный огонь славы, организованы Вахты па
мяти, в республике созданы и действуют сотни му
зеев боевой славы. В Беларуси трудно найти насе
ленный пункт, в котором бы не было улицы, пло
щади либо школы, носящей имя защитника нашей
Родины.
Отдавая должное мужеству, отваге и самоотвер
женности, проявленным при защите
Отечества и исполнении обязанностей воинской службы, Роди
на награждает достойных орденами и медалями.
Высшим орденом в Республике Беларусь явля
ется орден Отечества (трех степеней). Установлены также ордена Воинской Славы, “За службу Роди
не” (трех степеней), “За личное мужество”, а так
же медали “За отвагу”, “За отличие в воинской службе”, “За отличие в охране общественного по-
41
Ордена и медали Республики Беларусь
за защиту Отечества и воинскую службу
Медаль ГЕРОЯ БЕЛАРУСИ
Орден
ОТЕЧЕСТВА
I степени
Орден
ОТЕЧЕСТВА
II степени
Орден
ОТЕЧЕСТВА
III степени
Орден
ВОИНСКОЙ
СЛАВЫ
Орден
Орден
“ЗА СЛУЖБУ “ЗА СЛУЖБУ
РОДИНЕ”
РОДИНЕ”
I степени
II степени
Орден
“ЗА СЛУЖБУ
РОДИНЕ”
III степени
Орден
“ЗА ЛИЧНОЕ
МУЖЕСТВО”
Медаль
“За отвагу”
Медаль
“За отличие
в воинской
службе”
Медаль
“За отличие
в охране
общественного
порядка”
42
Медаль
“За отличие
в охране
государственной
границы”
Медаль
“За
безупречную
службу”
I степени
Медаль
“За
безупречную
службу”
II степени
Медаль
“За
безупречную
службу”
III степени
рядка”,
“За отличие в охране государственной границы” и “За безупречную службу” (трех сте
пеней).
Высшей степенью отличия в Республике Бела
русь является звание
“Герой
Беларуси”, которое присваивается за выдающиеся заслуги перед госу
дарством и народом, связанные с подвигом, совер
шенным во имя свободы, независимости и расцве
та Республики Беларусь. Лицам, удостоенным зва
ния “Герой Беларуси”, вручается знак особого от
личия — медаль Героя Беларуси.
1. Что Вы понимаете под словами “Родина”, “Отечество”,
“Отчизна”? 2. Расскажите о нашей Родине — Республи
ке Беларусь. 3. Почему защита Республики Беларусь яв
ляется обязанностью и священным долгом ее граждан?
4. Как Вы относитесь к воинской обязанности? Объяс
ните, почему. 5. Как белорусский народ почитает своих
защитников, воинов?
§ 6. Войны и военные конфликты
Со времени возникновения государственности и до настоящего времени люди не научились избе
гать силы или угрозы применения силы при раз
решении конфликтов между народами и странами.
История изобилует войнами и военными конфлик
тами, которых за последние 5,5 тысяч лет было около 150 тысяч.
43
?
Войны. В о й н а — общественно-политическое яв
ление, представляющее собой борьбу государств, на
родов, наций средствами вооруженного, экономичес
кого, информационного, психологического либо ино
го насилия.
Веками и тысячелетиями главным, а зачастую и единственным элементом войн была вооруженная борьба. Вооруженным насилием завоевывались тер
ритории, свергались правители, захватывались ма
териальные ценности.
Но менялись времена, менялась и картина войн.
Современная война может вестись и достигать сво
их целей и без вооруженной борьбы. Всё более зна
чимыми становятся экономические, политические, информационные, идеологические, психологические и иные формы насилия. Если такие формы обре
тают чрезмерную масштабность, то они, по сути, становятся войнами, ибо самостоятельно, без воору
женной борьбы, решают политические цели войн.
Примером войны без выстрелов может служить так называемая холодная война коалиции госу
дарств против СССР. Ценой огромных усилий, стра
даний и потерь Советский Союз одержал победу над вероломно напавшей на него фашистской Гер
манией. Но в результате комплексного политичес
кого, экономического, информационно-психологичес- кого и иного воздействия советские войска поки
нули поверженную в Великой Отечественной войне
Германию, а сам Советский Союз распался.
На рубеже XX—XXI веков совершенствовалась так называемая стратегия непрямых действий. Сей
час она заключается в комплексном воздействии, направленном на дестабилизацию социально-полити
ческой ситуации в государстве — жертве насилия, создании там управляемых извне локальных конф
ликтов с последующим использованием многонаци
ональных миротворческих сил и установлением нужного режима. Практически по такому сценарию осуществлен развал Югославии.
44
Особо изощренным становится противоборство в сфере смыслов.
Предметом такого противоборства является сознание населения противника, которое должно быть трансформировано, а определенные типы сознаний должны быть просто уничтожены.
Основным средством противоборства в сфере смыслов является информационное оружие. В ин
формационной войне устои государства подрывают
ся изнутри. Средства массовой информации вносят раскол в общество, активизируется деятельность оп
позиционных сил, дискредитируются вооруженные силы и другие силовые структуры, вызывается не
доверие народа к военному и государственному ру
ководству.
В условиях активного информационного проти
воборства особое значение приобретает устойчивость сознания населения ко всему, обрушивающемуся на него извне, способность к грамотному анализу вос
принимаемой информации.
Устойчивость нацио
нального сознания прямо зависит от работы, кото
рую проводит государство и общество по формиро
ванию национальной идеологии.
В о о р у ж е н н а я б о р ь б а . В случаях применения противоборствующими сторонами средств вооружен
ной борьбы возникают военные конфликты, воору
женные конфликты, или войны.
Под в о е н н ы м к о н ф л и к т о м понимается любое военное противоборство: войны различного масшта
ба, приграничные вооруженные конфликты или во
оруженные столкновения в пределах территории одного государства, военные акции, демонстрацион
но-провокационные действия и другие формы при
менения военной силы.
Международный
военный
конфликт
проявляет
ся в форме вооруженной акции или вооруженного столкновения между государствами в отдельном районе (регионе).
Внутренний военный конфликт— военное про
тивоборство в пределах одного государства. Он ха
45
рактеризуется опасностью трансформации в локаль
ную или гражданскую войну, сложной социально- политической обстановкой, широким использовани
ем нетрадиционных (партизанских) методов ведения боевых действий, высокой вовлеченностью в него местного населения.
В о о р у ж е н н ы й к о н ф л и к т — разновидность воен
ного конфликта, характеризующаяся непосредствен
ным применением средств вооруженной борьбы.
Широкомасштабный вооруженный конфликт
— это в о й н а. В войне цели, преследуемые сторонами, и применяемые средства уже не так ограничены, как в вооруженном конфликте. Не всякий воору
женный конфликт является войной, но всякая вой
на с применением средств вооруженной борьбы — это вооруженный конфликт.
Классификация военных конфликтов.
Современ
ные военные конфликты (войны) классифицируют
ся в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий.
По в о е н н о - п о л и т и ч е с к и м ц е л я м военные конфликты классифицируются:
• справедливые, то есть не противоречащие Ус
таву ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, ведущиеся в порядке само
обороны стороной, подвергшейся нападению;
• несправедливые, то есть противоречащие Ус
таву ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, подпадающие под определе
ние агрессии и ведущиеся стороной, предприняв
шей нападение.
По п р и м е н я е м ы м с р е д с т в а м :
• с применением ядерного и других видов ору
жия массового уничтожения;
• с применением только обычных средств по
ражения.
По м а с ш т а б а м в о е н н ы х д е й с т в и й :
• мировые;
46
ную или гражданскую войну, сложной социально- политической обстановкой, широким использовани
ем нетрадиционных (партизанских) методов ведения боевых действий, высокой вовлеченностью в него местного населения.
В о о р у ж е н н ы й к о н ф л и к т — разновидность воен
ного конфликта, характеризующаяся непосредствен
ным применением средств вооруженной борьбы.
Широкомасштабный вооруженный конфликт
— это в о й н а. В войне цели, преследуемые сторонами, и применяемые средства уже не так ограничены, как в вооруженном конфликте. Не всякий воору
женный конфликт является войной, но всякая вой
на с применением средств вооруженной борьбы — это вооруженный конфликт.
Классификация военных конфликтов.
Современ
ные военные конфликты (войны) классифицируют
ся в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий.
По в о е н н о - п о л и т и ч е с к и м ц е л я м военные конфликты классифицируются:
• справедливые, то есть не противоречащие Ус
таву ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, ведущиеся в порядке само
обороны стороной, подвергшейся нападению;
• несправедливые, то есть противоречащие Ус
таву ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, подпадающие под определе
ние агрессии и ведущиеся стороной, предприняв
шей нападение.
По п р и м е н я е м ы м с р е д с т в а м :
• с применением ядерного и других видов ору
жия массового уничтожения;
• с применением только обычных средств по
ражения.
По м а с ш т а б а м в о е н н ы х д е й с т в и й :
• мировые;
46
• локальные (региональные).
Учитывая особенности развития современной гео
стратегической обстановки, крупномасштабная война с вовлечением в нее ряда государств и использова
нием всей территории Европы маловероятна.
Трансформация содержания вооруженной борь
бы. Совершенствование крепостей и катапульт, ме
чей и доспехов; изобретение пороха; использование кавалерии и артиллерии, танков и самолетов; созда
ние огнестрельного, ракетно-ядерного и другого ору
жия — всё это неизбежно приводило к изменени
ям в содержании вооруженной борьбы. Тем не ме
нее все предыдущие войны характеризуются как контактные и симметричные, то есть оружие — против оружия, сила — против силы, формы и спо
собы ведения боевых действий — против почти ана
логичных форм и способов. В Первой и Второй ми
ровых войнах преобладали позиционные формы борь
бы, между противоборствующими сторонами прохо
дила линия фронта, зримо ощущались фронт и тыл.
С конца XX века вооруженная борьба претерпе
ла существенные изменения.
Важнейшей особенностью современной вооружен
ной борьбы является широкое применение некон
тактных действий, когда удары наносятся без вхо
да носителей в зону поражения.
В войнах нового поколения решающая роль отводится не большому количеству сухопутных войск, не ядерному, а высокоточному оружию раз
личного базирования и оружию на новых физичес
ких принципах. Высокоточное оружие, массирован
но и непрерывно воздействующее на государствен
ные объекты экономики, военные объекты и сис
темы управления, лишает противника способности наносить ответные удары и организованно сопро
тивляться.
Отличительной чертой современной вооруженной борьбы является широкое применение мобильных сил и войск специального назначения. Всё большее
47
значение приобретают действия сил специальных операций и иррегулярных войск, террористические акции. В современной войне может не быть еди
ной линии фронта. Противника нет, но он везде и способен проявлять изощренность в нанесении из
бирательных ударов по жизненно важным объектам.
Большое значение в современных и будущих войнах отводится информационному оружию, на
правленному как против вооруженных сил, так и против всего населения противника.
1. Какие формы противоборства, помимо вооруженной
борьбы, используются в современных войнах? Что такое
война? 2. Что такое военный конфликт и вооруженный
конфликт? 3. Как классифицируются военные конфлик
ты по военно-политическим целям, применяемым сред
ствам и масштабам военных действий? 4. Каковы осо
бенности современной вооруженной борьбы? 5. Что такое
информационная война? Какова роль устойчивости созна
ния населения к дезинформации противника?
§ 7. Военная политика
Республики Беларусь
Военная
политика
— часть общей политики государства.
Основными целями военной полити
ки
Республики
Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвра
щение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии’ национальной безопасности
Республики
Беларусь.
Реализуя самостоятельную военную политику в соответствии с национальными интересами, Респуб
лика Беларусь исходит из принципов:
• исключения территориальных претензий Рес
публики Беларусь к другим государствам и не
признания таких претензий со стороны других го
сударств. Государственная граница Республики Бе
ларусь неприкосновенна;
48
?
ной линии фронта. Противника нет, но он везде и способен проявлять изощренность в нанесении из
бирательных ударов по жизненно важным объектам.
Большое значение в современных и будущих войнах отводится информационному оружию, на
правленному как против вооруженных сил, так и против всего населения противника.
1. Какие формы противоборства, помимо вооруженной
борьбы, используются в современных войнах? Что такое
война? 2. Что такое военный конфликт и вооруженный
конфликт? 3. Как классифицируются военные конфлик
ты по военно-политическим целям, применяемым сред
ствам и масштабам военных действий? 4. Каковы осо
бенности современной вооруженной борьбы? 5. Что такое
информационная война? Какова роль устойчивости созна
ния населения к дезинформации противника?
§ 7. Военная политика
Республики Беларусь
Военная
политика
— часть общей политики государства.
Основными целями военной полити
ки
Республики
Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвра
щение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии’ национальной безопасности
Республики
Беларусь.
Реализуя самостоятельную военную политику в соответствии с национальными интересами, Респуб
лика Беларусь исходит из принципов:
• исключения территориальных претензий Рес
публики Беларусь к другим государствам и не
признания таких претензий со стороны других го
сударств. Государственная граница Республики Бе
ларусь неприкосновенна;
48
?
• уважения политической независимости и го
сударственного суверенитета других стран, призна
ния их права решать вопросы обеспечения нацио
нальной безопасности в соответствии со своими ин
тересами без нанесения ущерба безопасности дру
гих государств;
• решения всех межгосударственных противоре
чий исключительно путем переговоров на взаимо
приемлемой основе;
• содействия сбалансированному сокращению во
оружения на европейском континенте в рамках обязательств, определенных международными согла
шениями и договорами;
• исключения одностороннего сокращения воо
ружения в ущерб военной безопасности государ
ства, допуская его только с учетом своих экономи
ческих возможностей и объективной целесообразно
сти для обеспечения необходимого уровня обороно
способности Республики Беларусь.
Военная политика к о н к р е т и з и р у е т с я в воен
ной доктрине, военной стратегии и практике воен
ного строительства, а р е а л и з у е т с я военной орга
низацией государства.
Военная доктрина Республики Беларусь. Воен
ная доктрина — это принятая в государстве систе
ма взглядов и принципов обеспечения военной бе
зопасности государства посредством применения по
литических и военных мер.
Военная доктрина
Республики
Беларусь, нося
щая сугубо оборонительный характер, исходит из того, что ни одно из государств в настоящее вре
мя не является для Республики Беларусь потенци
альным противником.
Республика
Беларусь будет считать своим потенциальным противником то го
сударство, политика которого представляет военную опасность для Республики Беларусь, ведет к вме
шательству в ее внутренние дела, посягательству на ее суверенитет и территориальную целостность.
49
Республика Беларусь рассматривает возможность применения военной силы и участие в военном конфликте (войне) исключительно с целью отраже
ния нападения (акта вооруженной агрессии) и за
щиты своей территориальной целостности.
При этом Республика Беларусь оставляет за собой пра
во в случае нападения обратиться за помощью, в том числе и военной, к государствам — участни
кам коллективной безопасности и другим государ
ствам, с которыми Республика Беларусь заключи
ла договоры о дружбе и взаимопомощи. Республи
ка Беларусь выступает за создание системы евро
пейской безопасности с учетом интересов всех за
интересованных государств на основе принципов до
верия и взаимопонимания.
Военная доктрина рассматривает факторы, опре
деляющие военно-политическую обстановку в насто
ящее время; а также основные внешние и внут
ренние угрозы военной безопасности
Республики
Беларусь.
Военная доктрина определяет комплекс мер, направленных на укрепление механизма вооружен
ной защиты государства как в мирное время, так и в угрожаемый период и с началом вооруженно
го конфликта (войны), а также структуру и ос
новные направления развития военной организации государства.
Военная доктрина определяет состав, примене
ние и задачи вооруженных сил в мирное и воен
ное время.
Военная стратегия — составная часть военного искусства. Она включает теорию и практику под
готовки страны и вооруженных сил к войне, пла
нирование и ведение стратегических операций и войны в целом. Военная стратегия опирается на достижения военной науки, взаимосвязана с воен
ной доктриной, всецело зависит от политики и эко
номики государства.
50