Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примером военной стратегии, основанной на аг
рессивной политике своего государства, служит авантюристический план фашистской
Германии
“Барбаросса”, предусматривавший нанесение по Со
ветскому Союзу внезапного удара в июне 1941 года и достижение победы в быстротечной войне.
В зависимости от военно-политической обстанов
ки руководством США в различные годы разраба
тывались стратегии
“массированного возмездия”,
“гибкого реагирования”,
“реалистического устраше
ния”, “прямого противоборства”.
Военная стратегия Республики Беларусь, реали
зуя военную политику своей страны, планирует подготовку и ведение боевых действий по отраже
нию военной агрессии и защите своей территори
альной целостности.
Военное строительство — это система экономи
ческих, социально-политических и собственно воен
ных мероприятий государства, направленных на укрепление его военной мощи.
Военное строительство в молодом суверенном го
сударстве — Республике Беларусь началось в на
чале 1990-х годов. Белорусский военный округ был упразднен. На базе управления округа было созда
но
Министерство обороны
Республики
Беларусь.
Учитывая непомерно большую концентрацию войск в республике, реформирование вооруженных сил на начальном этапе сводилось, в основном, лишь к со
кращению группировки войск округа.
Реальное реформирование военной организации
Республики Беларусь началось с середины 1990-х годов. В 1995 году Советом Безопасности была ут
верждена
Концепция национальной безопасности
Республики
Беларусь.
В рамках реформирования вооруженных сил перестраивались органы военного управления, изменялась система подготовки кадров, реорганизовывалось большинство объединений, со
единений и воинских частей, создавались мобиль
51
ные силы. В ходе реформирования совершенствова
лась система контрактной службы, оптимизирова
лась система подготовки войск, был введен прин
цип территориального комплектования войск воен
нослужащими срочной службы. В 1995 году была создана Военная академия Республики Беларусь.
Основываясь на системном анализе военно-поли
тической обстановки и прогнозе ее развития, в
2001 году была разработана новая редакция Кон
цепции национальной безопасности Республики Бе
ларусь, начала организовываться территориальная оборона государства, принята
“Концепция строи
тельства вооруженных сил Республики Беларусь до
2010 года”. Военное строительство — непрерывный процесс, он обусловлен многими факторами, в том числе изменениями в военно-политической обстанов
ке и во взглядах на подготовку и ведение войн.
Военная
организация.
Военная организация
Республики
Беларусь составляет основу военного потенциала государства и реализует его военную политику.
Военная организация государства — это совокуп
ность вооруженных сил, других воинских форми
рований, государственных, военно-политических ор
ганов управления, органов военного управления, иных организаций.
Их основная деятельность в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства, а в случае войны — на обеспечение вооруженной за
щиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Респуб
лики Беларусь, осуществляющий научную и про
изводственную деятельность по созданию продук
ции военного назначения.
Президент
Республики
Беларусь
—
Главноко
мандующий Вооруженными Силами осуществляет
52
лась система контрактной службы, оптимизирова
лась система подготовки войск, был введен прин
цип территориального комплектования войск воен
нослужащими срочной службы. В 1995 году была создана Военная академия Республики Беларусь.
Основываясь на системном анализе военно-поли
тической обстановки и прогнозе ее развития, в
2001 году была разработана новая редакция Кон
цепции национальной безопасности Республики Бе
ларусь, начала организовываться территориальная оборона государства, принята
“Концепция строи
тельства вооруженных сил Республики Беларусь до
2010 года”. Военное строительство — непрерывный процесс, он обусловлен многими факторами, в том числе изменениями в военно-политической обстанов
ке и во взглядах на подготовку и ведение войн.
Военная
организация.
Военная организация
Республики
Беларусь составляет основу военного потенциала государства и реализует его военную политику.
Военная организация государства — это совокуп
ность вооруженных сил, других воинских форми
рований, государственных, военно-политических ор
ганов управления, органов военного управления, иных организаций.
Их основная деятельность в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства, а в случае войны — на обеспечение вооруженной за
щиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Респуб
лики Беларусь, осуществляющий научную и про
изводственную деятельность по созданию продук
ции военного назначения.
Президент
Республики
Беларусь
—
Главноко
мандующий Вооруженными Силами осуществляет
52
общее руководство подготовкой и применением во
енной организации государства.
К государственным, военно-политическим орга
нам управления относятся Совет Безопасности Рес
публики
Беларусь,
Совет
Министров
Республики
Беларусь, органы местного управления.
Совет
Безопасности
Республики
Беларусь
— высший коллегиальный координационно-политичес
кий орган — определяет основные направления во
енной политики, организует взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства.
Совет
Министров
Республики
Беларусь решает вопросы обеспечения вооруженных сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, руководит под
готовкой экономики Республики Беларусь к работе в режиме военного времени.
Органы местного управления при введении во
енного положения проводят мероприятия по пере
воду подведомственных организаций на работу в
53
Государственные,
военно-политические
органы управления
Органы военного управления
Вооруженные Силы Республики Беларусь
Другие войска и воинские формирования
Иные организации
Оборонный сектор экономики Республики
Беларусь
Военная организация Республики
Беларусь
енной организации государства.
К государственным, военно-политическим орга
нам управления относятся Совет Безопасности Рес
публики
Беларусь,
Совет
Министров
Республики
Беларусь, органы местного управления.
Совет
Безопасности
Республики
Беларусь
— высший коллегиальный координационно-политичес
кий орган — определяет основные направления во
енной политики, организует взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства.
Совет
Министров
Республики
Беларусь решает вопросы обеспечения вооруженных сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, руководит под
готовкой экономики Республики Беларусь к работе в режиме военного времени.
Органы местного управления при введении во
енного положения проводят мероприятия по пере
воду подведомственных организаций на работу в
53
Государственные,
военно-политические
органы управления
Органы военного управления
Вооруженные Силы Республики Беларусь
Другие войска и воинские формирования
Иные организации
Оборонный сектор экономики Республики
Беларусь
Военная организация Республики
Беларусь
условиях военного времени, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.
К органам военного управления относятся Ми
нистерство обороны Республики Беларусь и Гене
ральный штаб Вооруженных Сил.
К иным организациям относится, например,
ДОСААФ.
?
1. Какими принципами руководствуется Республика Бе
ларусь при проведении своей военной политики? 2. По-
чему военная доктрина Республики Беларусь носит обо
ронительный характер? 3. Что входит в военную орга
низацию Республики Беларусь?
§ 8. Законодательство Республики Беларусь
по военным вопросам
Оборона государства и военное строительство в нашей стране осуществляются в рамках законода
тельства, базирующегося на Конституции Республи
ки
Беларусь.
Помимо
Конституции, законодатель
ными и другими нормативными правовыми актами
Республики Беларусь об обороне и военном строи
тельстве являются: Концепция национальной безо
пасности
Республики
Беларусь; законы
Республи
ки Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных Силах
Республики Беларусь”, “О воинской обязанности и воинской службе”,
“О статусе военнослужащих”;
Военная доктрина Республики Беларусь; положения о прохождении военной службы различными кате
гориями военнослужащих; уставы
Вооруженных
Сил Республики Беларусь.
Конституция
Республики
Беларусь.
Принципы внешней политики Беларуси, декларируемые в Кон
ституции, не исключают вооруженную защиту на
шего государства. Общенациональный подход к за
щите государства выражен в статье 57 Конституции:
54
К органам военного управления относятся Ми
нистерство обороны Республики Беларусь и Гене
ральный штаб Вооруженных Сил.
К иным организациям относится, например,
ДОСААФ.
?
1. Какими принципами руководствуется Республика Бе
ларусь при проведении своей военной политики? 2. По-
чему военная доктрина Республики Беларусь носит обо
ронительный характер? 3. Что входит в военную орга
низацию Республики Беларусь?
§ 8. Законодательство Республики Беларусь
по военным вопросам
Оборона государства и военное строительство в нашей стране осуществляются в рамках законода
тельства, базирующегося на Конституции Республи
ки
Беларусь.
Помимо
Конституции, законодатель
ными и другими нормативными правовыми актами
Республики Беларусь об обороне и военном строи
тельстве являются: Концепция национальной безо
пасности
Республики
Беларусь; законы
Республи
ки Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных Силах
Республики Беларусь”, “О воинской обязанности и воинской службе”,
“О статусе военнослужащих”;
Военная доктрина Республики Беларусь; положения о прохождении военной службы различными кате
гориями военнослужащих; уставы
Вооруженных
Сил Республики Беларусь.
Конституция
Республики
Беларусь.
Принципы внешней политики Беларуси, декларируемые в Кон
ституции, не исключают вооруженную защиту на
шего государства. Общенациональный подход к за
щите государства выражен в статье 57 Конституции:
54
Защита
Республики
Беларусь
— обязанность и священный долг гражданина
Республики
Беларусь.
Этой же статьей определено, что “порядок про
хождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом”.
По
Конституции
Республики
Беларусь всем гражданам определены одинаковые права и свобо
ды, “все равны перед законом” (статья 22). Вместе с тем статья 23 Конституции гласит: “Ограниче
ние прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности...”. Необходимость огра
ничения некоторых гражданских прав и свобод для военнослужащих определяется спецификой воин
ской службы и вооруженной защиты государства.
Так, в статье 36 Конституции записано: “военно
служащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, пре
следующих политические цели”.
В соответствии с Конституцией Главнокоманду
ющим Вооруженными Силами Республики Беларусь является Президент Республики Беларусь, который должен принимать меры по охране суверенитета
Беларуси, ее национальной безопасности и терри
ториальной целостности.
Конституцией определена сфера деятельности
Национального собрания
Республики
Беларусь по вопросам обороны.
Концепция национальной безопасности Респуб
лики Беларусь. Национальная безопасность
— со
стояние защищенности жизненно важных интере
сов личности, общества и государства от внутрен
них и внешних угроз.
Концепция выделяет шесть основных сфер, внутри которых рассматриваются вопросы безопас
ности Республики Беларусь: политическую, эконо
55
мическую, военную, экологическую, информацион
ную и гуманитарную. В каждой из этих сфер:
• определены жизненно важные интересы лич
ности, общества и государства;
• выявлены факторы, создающие угрозу нацио
нальной безопасности;
• выделены приоритетные направления обеспе
чения безопасности.
Закон Республики Беларусь “Об обороне”. Обо
рона Республики Беларусь — система правовых, по
литических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства.
Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом (ста
тья 2).
Для обороны Республика Беларусь имеет Воору
женные
Силы, внутренние войска
Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы госу
дарственной безопасности,
Службу безопасности
Президента
Республики
Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с зако
нодательством Республики Беларусь. При необходи
мости для решения задач обороны привлекаются органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач. Закон определяет обязанности организаций и граждан
Республики Беларусь в области обороны.
Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина
Республики
Беларусь. Для граждан Республики Беларусь установлена воинская обязанность в соответ
ствии с законодательством Республики Бела
русь (статья 14).
56
ную и гуманитарную. В каждой из этих сфер:
• определены жизненно важные интересы лич
ности, общества и государства;
• выявлены факторы, создающие угрозу нацио
нальной безопасности;
• выделены приоритетные направления обеспе
чения безопасности.
Закон Республики Беларусь “Об обороне”. Обо
рона Республики Беларусь — система правовых, по
литических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства.
Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом (ста
тья 2).
Для обороны Республика Беларусь имеет Воору
женные
Силы, внутренние войска
Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы госу
дарственной безопасности,
Службу безопасности
Президента
Республики
Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с зако
нодательством Республики Беларусь. При необходи
мости для решения задач обороны привлекаются органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач. Закон определяет обязанности организаций и граждан
Республики Беларусь в области обороны.
Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина
Республики
Беларусь. Для граждан Республики Беларусь установлена воинская обязанность в соответ
ствии с законодательством Республики Бела
русь (статья 14).
56
Допризывная и физическая подготовка в учреж
дениях, обеспечивающих получение общего средне
го, профессионально-технического и среднего спе
циального образования, включена законом в орга
низацию обороны Республики Беларусь (статья 4).
Закон Республики Беларусь “О Вооруженных
Силах Республики Беларусь”. Закон устанавливает предназначение, задачи, состав, численность, прин
ципы построения и деятельности Вооруженных Сил
Республики
Беларусь, комплектование и дислока
цию, руководство Вооруженными Силами Республи
ки Беларусь, взаимодействие их с другими войс
ками и воинскими формированиями
Республики
Беларусь.
Вооруженные
Силы
Республики
Беларусь
— структурный элемент военной организации го
сударства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты
Республики Беларусь, ее суверенитета, неза
висимости и территориальной целостности
(статья 1).
В соответствии с Законом привлечение воинских частей для выполнения задач, не связанных с обо
роной государства, не допускается, за исключени
ем случаев необходимости защиты населения и ока
зания ему помощи при возникновении чрезвычай
ных ситуаций (статья 11).
Вооруженные Силы Республики Беларусь состо
ят из: центральных органов военного управления, видов вооруженных сил, родов войск, специальных войск, военных учебных заведений и организаций
Министерства обороны (статья 4).
Вооруженные
Силы комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту
(статья 7).
Закон Республики Беларусь “О воинской обя
занности и воинской службе”. Закон устанавлива
57
ет основы исполнения гражданами Республики Бе
ларусь воинской обязанности путем прохождения воинской службы, а также основания и условия ос
вобождения от воинской службы.
Воинская обязанность — конституционный долг граждан по защите Республики Беларусь. Воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, призыв на службу в резерве и прохождение служ
бы в резерве, состояние в запасе, призыв на воен
ные и специальные сборы и их прохождение.
Воинскую обязанность исполняют граждане муж
ского пола, годные по состоянию здоровья и физи
ческому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного по
ложения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убежде
ний (статья 4).
Воинская служба — особый вид государствен
ной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил
Республики
Беларусь, военных или специальных сборов во время нахождения в запасе Вооруженных
Сил или других воинских формирований Республи
ки Беларусь.
Военная
служба — основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном ис
полнении гражданами воинской обязанности в со
ставе Вооруженных Сил и других воинских фор
мирований.
Срок военной службы по призыву устанавлива
ется: для военнослужащих, не имеющих высшего образования, — 18 месяцев; для военнослужащих, имеющих высшее образование, — 12 месяцев (ста
тья 45).
Служба в резерве — вид воинской службы,
Заключающийся в обязательном исполнении граж
58
ларусь воинской обязанности путем прохождения воинской службы, а также основания и условия ос
вобождения от воинской службы.
Воинская обязанность — конституционный долг граждан по защите Республики Беларусь. Воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, призыв на службу в резерве и прохождение служ
бы в резерве, состояние в запасе, призыв на воен
ные и специальные сборы и их прохождение.
Воинскую обязанность исполняют граждане муж
ского пола, годные по состоянию здоровья и физи
ческому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного по
ложения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убежде
ний (статья 4).
Воинская служба — особый вид государствен
ной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил
Республики
Беларусь, военных или специальных сборов во время нахождения в запасе Вооруженных
Сил или других воинских формирований Республи
ки Беларусь.
Военная
служба — основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном ис
полнении гражданами воинской обязанности в со
ставе Вооруженных Сил и других воинских фор
мирований.
Срок военной службы по призыву устанавлива
ется: для военнослужащих, не имеющих высшего образования, — 18 месяцев; для военнослужащих, имеющих высшее образование, — 12 месяцев (ста
тья 45).
Служба в резерве — вид воинской службы,
Заключающийся в обязательном исполнении граж
58
данами, подлежащими призыву на срочную воен
ную службу, воинской обязанности путем прохож
дения службы в воинских частях или иных орга
низациях Министерства обороны Республики Бела
русь на занятиях и учебных сборах в целях полу
чения военно-учетной специальности без прекраще
ния трудовой деятельности.
Срок службы в резерве устанавливается: для граждан, не имеющих высшего образования, — три учебных года; для граждан, имеющих высшее об
разование, — два учебных года (статья 63).
Допризывник
— гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до при
писки к призывному участку.
Призывник — гражданин мужского пола, при
писанный к призывному участку.
Военнослужащий
— гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных Силах или других воинских формированиях.
Резервист — гражданин, проходящий службу в резерве.
Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе
Вооруженных
Сил или других воинских формирований.
Закон определяет порядок воинского учета при
зывников и военнообязанных, подготовки граждан к военной службе, призыва на военную службу, службу в резерве.
Военнослужащие и резервисты, впервые при
званные на военную службу, службу в резерве, приносят перед Государственным флагом Республи
ки Беларусь и Боевым Знаменем воинской части
Военную присягу. Законом установлено содержание
Военной присяги (статья 49).
Законом определен порядок подготовки граждан к военной службе, призыва и прохождения воен
ной службы, службы в резерве, а также призыва на военные и специальные сборы. Для Вооружен
ных Сил и других воинских формирований Закон
59
ную службу, воинской обязанности путем прохож
дения службы в воинских частях или иных орга
низациях Министерства обороны Республики Бела
русь на занятиях и учебных сборах в целях полу
чения военно-учетной специальности без прекраще
ния трудовой деятельности.
Срок службы в резерве устанавливается: для граждан, не имеющих высшего образования, — три учебных года; для граждан, имеющих высшее об
разование, — два учебных года (статья 63).
Допризывник
— гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до при
писки к призывному участку.
Призывник — гражданин мужского пола, при
писанный к призывному участку.
Военнослужащий
— гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных Силах или других воинских формированиях.
Резервист — гражданин, проходящий службу в резерве.
Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе
Вооруженных
Сил или других воинских формирований.
Закон определяет порядок воинского учета при
зывников и военнообязанных, подготовки граждан к военной службе, призыва на военную службу, службу в резерве.
Военнослужащие и резервисты, впервые при
званные на военную службу, службу в резерве, приносят перед Государственным флагом Республи
ки Беларусь и Боевым Знаменем воинской части
Военную присягу. Законом установлено содержание
Военной присяги (статья 49).
Законом определен порядок подготовки граждан к военной службе, призыва и прохождения воен
ной службы, службы в резерве, а также призыва на военные и специальные сборы. Для Вооружен
ных Сил и других воинских формирований Закон
59
устанавливает составы военнослужащих и воинские звания.
Закон Республики Беларусь “О статусе военно
служащих”.
Статус военнослужащих устанавливает систему их прав, свобод, обязанностей и ответст
венности.
На военнослужащих распространяется общее за
конодательство, они обладают правами и выполня
ют обязанности граждан Республики Беларусь. В то же время военнослужащие призваны обеспечи
вать вооруженную защиту государства, выполняя задачи порой с риском для жизни. Поэтому на них распространяется специальное военное законо
дательство.
?
1. Перечислите известные Вам законодательные и другие
нормативные правовые акты Республики Беларусь об
обороне и военном строительстве. 2. Что записано в Кон
ституции Республики Беларусь о защите Республики Бе
ларусь и военной службе? 3. Расскажите о Законах Рес
публики Беларусь “Об обороне” и “О Вооруженных Си
лах Республики Беларусь”. 4. Каково основное содержа
ние Закона Республики Беларусь “О воинской обязанно
сти и воинской службе”?
§ 9. Международное гуманитарное право
в период вооруженных конфликтов
Развитие международного гуманитарного права
(МГП). Уже в древности, а затем в средние века почти во всех цивилизациях существовали прави
ла, налагающие ограничения на право воюющих наносить ущерб противнику. Признавалась необхо
димость защиты определенных категорий лиц: жен
щин, детей, стариков, пленных.
В своем современном виде право войны сложи
лось в основном под влиянием христианского веро
учения и рыцарства в ходе войн. Оно находило свое выражение в указах, издаваемых государства
60
?
Закон Республики Беларусь “О статусе военно
служащих”.
Статус военнослужащих устанавливает систему их прав, свобод, обязанностей и ответст
венности.
На военнослужащих распространяется общее за
конодательство, они обладают правами и выполня
ют обязанности граждан Республики Беларусь. В то же время военнослужащие призваны обеспечи
вать вооруженную защиту государства, выполняя задачи порой с риском для жизни. Поэтому на них распространяется специальное военное законо
дательство.
?
1. Перечислите известные Вам законодательные и другие
нормативные правовые акты Республики Беларусь об
обороне и военном строительстве. 2. Что записано в Кон
ституции Республики Беларусь о защите Республики Бе
ларусь и военной службе? 3. Расскажите о Законах Рес
публики Беларусь “Об обороне” и “О Вооруженных Си
лах Республики Беларусь”. 4. Каково основное содержа
ние Закона Республики Беларусь “О воинской обязанно
сти и воинской службе”?
§ 9. Международное гуманитарное право
в период вооруженных конфликтов
Развитие международного гуманитарного права
(МГП). Уже в древности, а затем в средние века почти во всех цивилизациях существовали прави
ла, налагающие ограничения на право воюющих наносить ущерб противнику. Признавалась необхо
димость защиты определенных категорий лиц: жен
щин, детей, стариков, пленных.
В своем современном виде право войны сложи
лось в основном под влиянием христианского веро
учения и рыцарства в ходе войн. Оно находило свое выражение в указах, издаваемых государства
60
?