Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером военной стратегии, основанной на аг­
рессивной политике своего государства, служит авантюристический план фашистской
Германии
“Барбаросса”, предусматривавший нанесение по Со­
ветскому Союзу внезапного удара в июне 1941 года и достижение победы в быстротечной войне.
В зависимости от военно-политической обстанов­
ки руководством США в различные годы разраба­
тывались стратегии
“массированного возмездия”,
“гибкого реагирования”,
“реалистического устраше­
ния”, “прямого противоборства”.
Военная стратегия Республики Беларусь, реали­
зуя военную политику своей страны, планирует подготовку и ведение боевых действий по отраже­
нию военной агрессии и защите своей территори­
альной целостности.
Военное строительство — это система экономи­
ческих, социально-политических и собственно воен­
ных мероприятий государства, направленных на укрепление его военной мощи.
Военное строительство в молодом суверенном го­
сударстве — Республике Беларусь началось в на­
чале 1990-х годов. Белорусский военный округ был упразднен. На базе управления округа было созда­
но
Министерство обороны
Республики
Беларусь.
Учитывая непомерно большую концентрацию войск в республике, реформирование вооруженных сил на начальном этапе сводилось, в основном, лишь к со­
кращению группировки войск округа.
Реальное реформирование военной организации
Республики Беларусь началось с середины 1990-х годов. В 1995 году Советом Безопасности была ут­
верждена
Концепция национальной безопасности
Республики
Беларусь.
В рамках реформирования вооруженных сил перестраивались органы военного управления, изменялась система подготовки кадров, реорганизовывалось большинство объединений, со­
единений и воинских частей, создавались мобиль­
51
ные силы. В ходе реформирования совершенствова­
лась система контрактной службы, оптимизирова­
лась система подготовки войск, был введен прин­
цип территориального комплектования войск воен­
нослужащими срочной службы. В 1995 году была создана Военная академия Республики Беларусь.
Основываясь на системном анализе военно-поли­
тической обстановки и прогнозе ее развития, в
2001 году была разработана новая редакция Кон­
цепции национальной безопасности Республики Бе­
ларусь, начала организовываться территориальная оборона государства, принята
“Концепция строи­
тельства вооруженных сил Республики Беларусь до
2010 года”. Военное строительство — непрерывный процесс, он обусловлен многими факторами, в том числе изменениями в военно-политической обстанов­
ке и во взглядах на подготовку и ведение войн.
Военная
организация.
Военная организация
Республики
Беларусь составляет основу военного потенциала государства и реализует его военную политику.
Военная организация государства — это совокуп­
ность вооруженных сил, других воинских форми­
рований, государственных, военно-политических ор­
ганов управления, органов военного управления, иных организаций.
Их основная деятельность в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства, а в случае войны — на обеспечение вооруженной за­
щиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Респуб­
лики Беларусь, осуществляющий научную и про­
изводственную деятельность по созданию продук­
ции военного назначения.
Президент
Республики
Беларусь

Главноко­
мандующий Вооруженными Силами осуществляет
52

общее руководство подготовкой и применением во­
енной организации государства.
К государственным, военно-политическим орга­
нам управления относятся Совет Безопасности Рес­
публики
Беларусь,
Совет
Министров
Республики
Беларусь, органы местного управления.
Совет
Безопасности
Республики
Беларусь
— высший коллегиальный координационно-политичес­
кий орган — определяет основные направления во­
енной политики, организует взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства.
Совет
Министров
Республики
Беларусь решает вопросы обеспечения вооруженных сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, руководит под­
готовкой экономики Республики Беларусь к работе в режиме военного времени.
Органы местного управления при введении во­
енного положения проводят мероприятия по пере­
воду подведомственных организаций на работу в
53
Государственные,
военно-политические
органы управления
Органы военного управления
Вооруженные Силы Республики Беларусь
Другие войска и воинские формирования
Иные организации
Оборонный сектор экономики Республики
Беларусь
Военная организация Республики
Беларусь
условиях военного времени, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.
К органам военного управления относятся Ми­
нистерство обороны Республики Беларусь и Гене­
ральный штаб Вооруженных Сил.
К иным организациям относится, например,
ДОСААФ.
?
1. Какими принципами руководствуется Республика Бе­
ларусь при проведении своей военной политики? 2. По-
чему военная доктрина Республики Беларусь носит обо­
ронительный характер? 3. Что входит в военную орга­
низацию Республики Беларусь?
§ 8. Законодательство Республики Беларусь
по военным вопросам
Оборона государства и военное строительство в нашей стране осуществляются в рамках законода­
тельства, базирующегося на Конституции Республи­
ки
Беларусь.
Помимо
Конституции, законодатель­
ными и другими нормативными правовыми актами
Республики Беларусь об обороне и военном строи­
тельстве являются: Концепция национальной безо­
пасности
Республики
Беларусь; законы
Республи­
ки Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных Силах
Республики Беларусь”, “О воинской обязанности и воинской службе”,
“О статусе военнослужащих”;
Военная доктрина Республики Беларусь; положения о прохождении военной службы различными кате­
гориями военнослужащих; уставы
Вооруженных
Сил Республики Беларусь.
Конституция
Республики
Беларусь.
Принципы внешней политики Беларуси, декларируемые в Кон­
ституции, не исключают вооруженную защиту на­
шего государства. Общенациональный подход к за­
щите государства выражен в статье 57 Конституции:
54


Защита
Республики
Беларусь
— обязанность и священный долг гражданина
Республики
Беларусь.
Этой же статьей определено, что “порядок про­
хождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом”.
По
Конституции
Республики
Беларусь всем гражданам определены одинаковые права и свобо­
ды, “все равны перед законом” (статья 22). Вместе с тем статья 23 Конституции гласит: “Ограниче­
ние прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности...”. Необходимость огра­
ничения некоторых гражданских прав и свобод для военнослужащих определяется спецификой воин­
ской службы и вооруженной защиты государства.
Так, в статье 36 Конституции записано: “военно­
служащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, пре­
следующих политические цели”.
В соответствии с Конституцией Главнокоманду­
ющим Вооруженными Силами Республики Беларусь является Президент Республики Беларусь, который должен принимать меры по охране суверенитета
Беларуси, ее национальной безопасности и терри­
ториальной целостности.
Конституцией определена сфера деятельности
Национального собрания
Республики
Беларусь по вопросам обороны.
Концепция национальной безопасности Респуб­
лики Беларусь. Национальная безопасность
— со­
стояние защищенности жизненно важных интере­
сов личности, общества и государства от внутрен­
них и внешних угроз.
Концепция выделяет шесть основных сфер, внутри которых рассматриваются вопросы безопас­
ности Республики Беларусь: политическую, эконо­
55
мическую, военную, экологическую, информацион­
ную и гуманитарную. В каждой из этих сфер:
• определены жизненно важные интересы лич­
ности, общества и государства;
• выявлены факторы, создающие угрозу нацио­
нальной безопасности;
• выделены приоритетные направления обеспе­
чения безопасности.
Закон Республики Беларусь “Об обороне”. Обо­
рона Республики Беларусь — система правовых, по­
литических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства.
Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом (ста­
тья 2).
Для обороны Республика Беларусь имеет Воору­
женные
Силы, внутренние войска
Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы госу­
дарственной безопасности,
Службу безопасности
Президента
Республики
Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с зако­
нодательством Республики Беларусь. При необходи­
мости для решения задач обороны привлекаются органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач. Закон определяет обязанности организаций и граждан
Республики Беларусь в области обороны.
Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина
Республики
Беларусь. Для граждан Республики Беларусь установлена воинская обязанность в соответ­
ствии с законодательством Республики Бела­
русь (статья 14).
56


Допризывная и физическая подготовка в учреж­
дениях, обеспечивающих получение общего средне­
го, профессионально-технического и среднего спе­
циального образования, включена законом в орга­
низацию обороны Республики Беларусь (статья 4).
Закон Республики Беларусь “О Вооруженных
Силах Республики Беларусь”. Закон устанавливает предназначение, задачи, состав, численность, прин­
ципы построения и деятельности Вооруженных Сил
Республики
Беларусь, комплектование и дислока­
цию, руководство Вооруженными Силами Республи­
ки Беларусь, взаимодействие их с другими войс­
ками и воинскими формированиями
Республики
Беларусь.
Вооруженные
Силы
Республики
Беларусь
— структурный элемент военной организации го­
сударства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты
Республики Беларусь, ее суверенитета, неза­
висимости и территориальной целостности
(статья 1).
В соответствии с Законом привлечение воинских частей для выполнения задач, не связанных с обо­
роной государства, не допускается, за исключени­
ем случаев необходимости защиты населения и ока­
зания ему помощи при возникновении чрезвычай­
ных ситуаций (статья 11).
Вооруженные Силы Республики Беларусь состо­
ят из: центральных органов военного управления, видов вооруженных сил, родов войск, специальных войск, военных учебных заведений и организаций
Министерства обороны (статья 4).
Вооруженные
Силы комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту
(статья 7).
Закон Республики Беларусь “О воинской обя­
занности и воинской службе”. Закон устанавлива­
57
ет основы исполнения гражданами Республики Бе­
ларусь воинской обязанности путем прохождения воинской службы, а также основания и условия ос­
вобождения от воинской службы.
Воинская обязанность — конституционный долг граждан по защите Республики Беларусь. Воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, призыв на службу в резерве и прохождение служ­
бы в резерве, состояние в запасе, призыв на воен­
ные и специальные сборы и их прохождение.
Воинскую обязанность исполняют граждане муж­
ского пола, годные по состоянию здоровья и физи­
ческому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного по­
ложения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убежде­
ний (статья 4).
Воинская служба — особый вид государствен­
ной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил
Республики
Беларусь, военных или специальных сборов во время нахождения в запасе Вооруженных
Сил или других воинских формирований Республи­
ки Беларусь.
Военная
служба — основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном ис­
полнении гражданами воинской обязанности в со­
ставе Вооруженных Сил и других воинских фор­
мирований.
Срок военной службы по призыву устанавлива­
ется: для военнослужащих, не имеющих высшего образования, — 18 месяцев; для военнослужащих, имеющих высшее образование, — 12 месяцев (ста­
тья 45).
Служба в резерве — вид воинской службы,
Заключающийся в обязательном исполнении граж­
58

данами, подлежащими призыву на срочную воен­
ную службу, воинской обязанности путем прохож­
дения службы в воинских частях или иных орга­
низациях Министерства обороны Республики Бела­
русь на занятиях и учебных сборах в целях полу­
чения военно-учетной специальности без прекраще­
ния трудовой деятельности.
Срок службы в резерве устанавливается: для граждан, не имеющих высшего образования, — три учебных года; для граждан, имеющих высшее об­
разование, — два учебных года (статья 63).
Допризывник
— гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до при­
писки к призывному участку.
Призывник — гражданин мужского пола, при­
писанный к призывному участку.
Военнослужащий
— гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных Силах или других воинских формированиях.
Резервист — гражданин, проходящий службу в резерве.
Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе
Вооруженных
Сил или других воинских формирований.
Закон определяет порядок воинского учета при­
зывников и военнообязанных, подготовки граждан к военной службе, призыва на военную службу, службу в резерве.
Военнослужащие и резервисты, впервые при­
званные на военную службу, службу в резерве, приносят перед Государственным флагом Республи­
ки Беларусь и Боевым Знаменем воинской части
Военную присягу. Законом установлено содержание
Военной присяги (статья 49).
Законом определен порядок подготовки граждан к военной службе, призыва и прохождения воен­
ной службы, службы в резерве, а также призыва на военные и специальные сборы. Для Вооружен­
ных Сил и других воинских формирований Закон
59
устанавливает составы военнослужащих и воинские звания.
Закон Республики Беларусь “О статусе военно­
служащих”.
Статус военнослужащих устанавливает систему их прав, свобод, обязанностей и ответст­
венности.
На военнослужащих распространяется общее за­
конодательство, они обладают правами и выполня­
ют обязанности граждан Республики Беларусь. В то же время военнослужащие призваны обеспечи­
вать вооруженную защиту государства, выполняя задачи порой с риском для жизни. Поэтому на них распространяется специальное военное законо­
дательство.
?
1. Перечислите известные Вам законодательные и другие
нормативные правовые акты Республики Беларусь об
обороне и военном строительстве. 2. Что записано в Кон­
ституции Республики Беларусь о защите Республики Бе­
ларусь и военной службе? 3. Расскажите о Законах Рес­
публики Беларусь “Об обороне” и “О Вооруженных Си­
лах Республики Беларусь”. 4. Каково основное содержа­
ние Закона Республики Беларусь “О воинской обязанно­
сти и воинской службе”?
§ 9. Международное гуманитарное право
в период вооруженных конфликтов
Развитие международного гуманитарного права
(МГП). Уже в древности, а затем в средние века почти во всех цивилизациях существовали прави­
ла, налагающие ограничения на право воюющих наносить ущерб противнику. Признавалась необхо­
димость защиты определенных категорий лиц: жен­
щин, детей, стариков, пленных.
В своем современном виде право войны сложи­
лось в основном под влиянием христианского веро­
учения и рыцарства в ходе войн. Оно находило свое выражение в указах, издаваемых государства­
60
?