Файл: Введение аааааактуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как видим по данным Таблицы 3, в нашей выборке наблюдаются следующие результаты объема восприятия:

1. Ниже среднего – 4 ребёнка (23%);

2. Средний – 11 детей (65%);

3. Высокий – 2 ребёнка (12%).

Наглядно с результатами можно ознакомиться на Рисунке 3.



Рисунок 3 – Определение уровня объема восприятия методикой «Исследование объема восприятия»

По результатам проведенной методики мы выявили, что преобладает средний уровень объема восприятия, он у 65% детей. Дети со средним объемом восприятия, имеют способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Детям легче всего запомнить материал, включенный в их активную деятельность, с которым они непосредственно взаимодействовали, а также тот, с которым непосредственно связаны их интересы, мотивы и потребности. Здесь также важную роль играет мотивация. Они также умеют длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость им дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества.


2.3 Рекомендации по развитию систем восприятия младшего школьника
После того, как было проведено исследование мы увидели, что учебная деятельность в современной школе требует от учащихся высокого уровня интеллектуальной активности, что выявляется через развитие такого процесса как восприятие. Работа имеет практическую значимость и на основе проведенных исследований учителю даны следующие рекомендации:

- необходимо развивать восприятие ребенка именно в этом возрасте, чтобы избежать крупных проблем в дальнейшем изучении точных наук, особенно математики;

- учителя, родители должны организовывать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений так, чтобы дети учились выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений;

- для эффективности методов организации восприятия и воспитания наблюдательности уже на самом начальном этапе обучения необходимо учить детей сравнивать с эталоном, при этом на последующих этапах обучения восприятие становится более глубоким, количество ошибок уменьшается;

- для развития «пространственного видения» огромную роль играет освоение измерения, например, при изучении с метров, сантиметром, учитель должен материализовать пространственные признаки предметов, необходимо также учить детей выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания;

- учитель должен использовать с развитием речи учащихся, с формированием активного словаря, характеризующего форму предметов и фигур, их свойств, отношения взаимного расположения в пространстве;

- проводить такие задания, которые будут связаны с необходимостью использования всех возможных рецепторов восприятия окружающего пространства (зрения, осязания, слуха);

- при развитии восприятия у детей взрослый должен соблюдать ряд условий, в которых осуществляется деятельность: освещение и окраска помещения, температура и проветривание в помещении (комфортная температура 18-20С, уровень звукового давления, степень удобства рабочего места и т.д.);

- учитель должен использовать систематически игры и упражнения на развитие процесса восприятия в учебной деятельности.



Тренировать и развивать восприятие школьников можно с помощью специально подобранных игр (Приложение Б).

Коррекционная работа с учащимися будет включать в себя ряд различных методик, направленных на тренировку и развитие восприятия у детей.

Первая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи букв».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная буква в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна буква. Исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных букв.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных букв. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Вторая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи геометрических фигур разного цвета (черного и белого), но одинакового размера».

Эта методика включает в себя таблицу (Приложение В).

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная фигура в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна геометрическая фигура. На каждом этапе исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных фигур.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных фигур. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Третья методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи геометрических фигур разного цвета (черного и белого), и разного размера».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная фигура в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна геометрическая фигура. На каждом этапе исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных фигур.


Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных фигур. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Четвертая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи различных арифметических и пунктуационных знаков».

Эта методика включает в себя таблицу (Приложение Г).

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается тот или иной знак в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какой-то один знак. Исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных знаков.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных знаков. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов [8,с.24].

Пятая методика называется «Составь фигуру». Данное задание можно использовать для диагностики развития восприятия, творческих способностей.

Суть методики заключается в том, ребенку необходимо нарисовать из представленных фигур какой-либо объект. Испытуемому дается задание: необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать неограниченное количество раз, можно менять размеры фигур, их положение, можно некоторые фигуры вообще не использовать. Но нельзя ни в коем случае добавлять другие фигуры. Время, предоставляемое для того, чтобы нарисовать какую-то одну фигуру, 2 минуты. Испытуемому предлагается нарисовать одну из следующих фигур: лицо, дом, ключ, клоун и др. (по желанию).

Критерии оценки: оценивается беглость и оригинальность выполнения заданий [10,c.88].

Шестая методика называется «Измерение объема восприятия». Она рассчитана на то, чтобы узнать число объектов, которые могут быть восприняты одновременно, и при кратковременном их предъявлении.

В этом эксперименте в качестве стимулов используется различные объекты: точки, цифры, буквы, слова и т.п.

Цель задания. Сравнить результаты измерения объема восприятия, полученные при использовании разных методов и различного по степени осмысленности материала. Задание состоит из двух опытов.


Опыт 1

Цель эксперимента - определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Методика. В опыте используется классический метод полного воспроизведения. Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Процедура опыта. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 c предъявляется текст-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол.

Форма протокола (Приложении Д).

Обработка и анализ результатов

Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов текст-объектов.

Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию, и т.п.).

Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

Опыт 2

Цель эксперимента - сравнить результаты измерения объема зрительного восприятия по методике полного или частичного отсчета.

Методика. В качестве текст-объектов используются бессмысленные наборы букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в 2 горизонтальных ряда по 4 букве в каждом. Всего в опыте 40 проб.

Процедура эксперимента. Опыт состоит из двух частей, по 20 проб в каждой. Первая часть проводится по методике полного отсчета. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 c предъявляется текст-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемого - воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.

Вторая часть опыта проводится по методике частичного отсчета. Одновременно с экспозицией текст-объекта (время экспозиции 50 мс) испытуемому предъявляется звуковой тон - инструкция к воспроизведению. Тон высокой частоты указывает на необходимость воспроизведения верхней строки матрицы, тон низкой частоты - нижней строки. Перед началом второй части опыта испытуемый знакомится с тонами-инструкциями. Во время опыта звуковые инструкции даются в случайном порядке. Количество тонов высокой и низкой частоты одинаково и в сумме равно 20. Задача испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести одну строку матрицы в соответствии со звуковой инструкцией. Результаты воспроизведения экспериментатор вносит в протокол (Приложение Д).