Файл: Введение аааааактуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обработка и анализ результатов

Определить среднее число правильно воспроизведенных букв отдельно в первой и второй частях опыта.

Определить фактический объем восприятия во второй части опыта

Сравнить показатели объема восприятия, полученные по методике полного или частичного отсчета, и определить объем материала, стирающегося в кратковременной памяти при полном отсчете [9,c.63].

Если учителями в начальной школе будут использованы некоторые из этих рекомендаций, то уровень успеваемости учеников повысится и школьному психологу не придется применять методики, которые рассчитаны на тренировку и развитие восприятия.

Таким образом, существует еще много различных методик, направленных на тренировку и развитие восприятия. Но эти методики являются самыми основными.

Заключение
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что восприятие – это процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов, связанный с другими познавательными процессами, в первую очередь – памятью и вниманием.

Восприятие учащихся первых - вторых классов отличается слабой дифференцированностью. Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения. Дети овладевают техникой восприятия, учатся смотреть, слушать, выделять главное, существенное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в процесс целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов.

В ходе эмпирического исследования нами выявлены следующие психологические особенности восприятия в младшем школьном возрасте:

- большая часть детей (70%) обладает средним уровнем восприятия. У них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета, при рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Дети воспринимают то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.), процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета;


- большая часть детей (65%) в нашем исследовании – визуалы, познающие мир с помощью зрения, они могут часами рассматривать картинки, в их речи чаще можно услышать слова: увидел, разглядел, посмотрел и даже озарило, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное, они могут часами заниматься делом, которое им нравится. Дети этого психотипа очень легко выучат правило, если его представить в виде схемы, стихотворение по картинкам и т.д.;

- большая часть детей (65%) по результатам проведенного исследования имеет средний уровень объема восприятия, они имеют способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо, детям легче всего запомнить материал, включенный в их активную деятельность, с которым они непосредственно взаимодействовали, а также тот, с которым непосредственно связаны их интересы, мотивы и потребности, они также умеют длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой, устойчивость им дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества.

Следует, развитие восприятия не может происходить, само собой. Очень велика роль родителей, учителя, психолога, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Именно организация учебной деятельности обуславливает развитие восприятия. Обучение должно обеспечивать умение видеть и анализировать то, что воспринимает ребенок.

Таким образом, если вовремя с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений развивать восприятие у младших школьников, то улучшится уровень развития восприятия.

Список использованных источников


  1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников / СПб.: Речь, 2019. – 288 с.

  2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2019. - 320 c.

  3. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия - М.: Просвещение, 2021. - 374 с.

  4. Возрастная и педагогическая психология//Хрестоматия. - М.: Академия,  2018. - 368 c.

  5. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко / Дж. Гибсон. - М.: Прогресс, 2018. -180 с.

  6. Данилова, Е.И. Энциклопедия развивающих игр. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.И. Данилова. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2017. - 257 с.

  7. Жуков, Ю.М. Точность и дифференцированость межличностного восприятия/ Ю.М.Жуков - М., 2021. – 380 с.

  8. Завьялова, Т. Я. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — М.: Аркти, 2018. — 56 с.

  9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1: Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 2019. – 380 с.

  10. Истратова, О. Н. Психолог в начальной школе //Справочные материалы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2020. - 416 c.

  11. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2017. - 160 c.

  12. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2020. - 320 c.

  13. Линдсей П. Переработка информации у человека. Введение в психологию. / П. Линдсей, Д. Норманн. – М.: Директмедиа, 2019. – 941 с.

  14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика младшего школьника/ М.И. Лисина - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 78 с.

  15. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская.- М.: Academia, 2017. - 319 c.

  16. Николаев, В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников/ В.А. Николаев. - М.: ОГУ, 2020. -229 с.

  17. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан – М.: АСТ, 2017. – 651 с.

  18. Рок, И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок. – М.: Педагогика, 2019. – 312 с.

  19. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2018. - 480 c.

  20. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин - М.: Академия, 2021. - 29с.

  21. Восприятие [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://ru.wikipedia.org – 15.05.2022

  22. Восприятие младшего школьника [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/30-mental-development/101-perceptions-of-young-student - 15.05.2022

  23. Основные свойства восприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://psyera.ru/vospriyatie-172.htm - 17.05.2022

  24. Процесс восприятия младшего школьника [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://sashapanfilova.ru/process-vospriyatiya-mladshego-shkolnika-osobennosti-vospriyatiya-v-mladshem/ - 12.05.2022

  25. Психология детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://studme.org/88058/psihologiya/psihologiya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta – 17.05.2022