ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект "Школы, способствующие укреплению здоровья"
Утверждаю
Заместитель акима
Карагандинской области
______ Аймагамбетов А.К.
______ 2019г.
Концепция проекта ДООЗ КО
«Школы, способствующие укреплению здоровья»
г. Караганда
2019год
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………….. 3
I Концепция программы
1.1 Отрицательные факторы воздействия на здоровье………………………………………………………………………….…………. .4
1.2 Принцип здоровье сберегающей педагогики…………………………………………………………………………………………… 5
1.3 Применение здоровье сберегающих технологий …………………………………………………………………………… 6
1.4 Урок – главное поле реализации здоровье сберегающих технологий
и педагогического мастерства учителя………………………………………………………………………………………..……… 7
1.5 Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………………. 7
II. Обеспечение программы
4.1 Нормативно-правовые……………………………………………………………………………………………………………..…… 8
4.2 Условия внедрения здоровье сберегающих технологий………………………………………………………………………..…… .9
4.3 Организация и обеспечение реализации программы……………………………………………………………………..………….. .9
IV. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………………………………………………10
III. Механизм отслеживания и критерии эффективности ………………………………………………………………………………. 10
IV. Основные мероприятия реализации программы ……………………………………………………………….………………….16
ПАСПОРТ
проекта «Школы, способствующие укреплению здоровья»
Наименование программы | Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся |
Сроки и этапы реализации программы | Общие сроки внедрения 2019-2024 гг. Этапы реализации: I этап (2019-2020 год) - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность II этап (2019-2021 годы) - основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности III этап (2023 год) - обобщающе-аналитический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив школ, учащиеся и родители, медицинский работник школы, ИП школьной столовой. |
Межсекторальное взаимодействие | Акимат области, Департамент охраны общественного здоровья, КФ партии «НурОтан», Управление здравоохранения, Карагандинский медицинский институт, общественные организации. |
Источники финансирования | Финансирование работ по реализации программы предполагается осуществлять за счет средств бюджета и внебюджетных средств школ. |
Цель программы | создание в школах организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся; усиление контроля за качеством медицинского обслуживания учащихся школ; создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни; развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга. |
Задачи программы | Реализация мероприятий , направленных на изменения мировоззрения (менталитета) о здоровом безопасном поведении; привлечение системы дополнительного образования к формированию здорового образа жизни учащихся; освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование здоровьесберегающих технологий; нормирование учебной нагрузки, составление расписание уроков, согласно требованиям Санитарных правил от 16 августа 2017 года «Санитарно – эпидемиологические требования к объектам образования» обеспечение 100% охвата горячим питанием учащихся в школах; системное отслеживание санитарно - гигиенического состояния школ; развитие психолого- медико-педагогической службы школах, для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся; участие в работе научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме. проведение мониторинга здоровья учащихся; анализ полученной информации. |
Контроль за реализацией программы | Контроль за ходом реализации программы осуществляет администрация школ, городские и районные отделы образования, Департамент и управления охраны общественного здоровья. |
Нормативно-правовая и документальная основа Программы | Закон Республики Казахстан «Об образовании»; Кодекс от 18 сентября 2009 года № 193 «О здоровье народа и системе здравоохранения», Конвенцией о правах ребенка, Санитарные правила от 16 августа 2017 года «Санитарно – эпидемиологические требования к объектам образования» и другие нормативно – правовые акты РК |
Пояснительная записка
Здоровье, на протяжении жизни человека, формируется независимо от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой деятельности человека. Именно в период детства закладываются основы здоровья человека, следовательно, на коллектив школ ложится ответственность не только за развитие и образование детей, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, в итоге – формирование целостной личности, с активным, созидательным отношение к миру, здорового, конкурентоспособного гражданина. Гармоничное развитие личности возможно при условии развития духовного и физического здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся. Рост учебной нагрузки в школе, неправильное питание, просмотр негативно влияющих на психику детей видеофильмов и компьютерных игр, приводят к витаминодефициту, гиподинамии, нарушению осанки, зрения. Проблему роста числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, распространение токсикомании и наркомании в среде подростков необходимо решать и родителям, и педагогам, и медикам.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это составная часть комплексной программы развития школы, способствующая сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.
Проблема сохранения здоровья учащихся очень актуальны сегодня. Для успешного решения данной проблемы необходимо создать определенные условия, направленные на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Статистические данные за последние годы свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. В качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья учащихся.
I. Концепция программы.
Охрана здоровья населения РК является одним из приоритетных направлений деятельности и политики государства. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья людей являются: чрезмерные стрессовые нагрузки, распространение вредных привычек и нездорового образа жизни.
К выводу, что образовательный процесс оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье учеников, приходили многие ученые и педагоги-практики. Еще в 50-60-х годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушения осанки, неврастении и анемии, гастрита, так называемые «школьные болезни». По сравнению с XX веком, среди причин неблагоприятного влияния учебного процесса на здоровье учащихся, в современных условиях усилилась роль внутри школьного фактора.
1.1 Отрицательные факторы воздействия на здоровье.
Неблагоприятные факторы, воздействующие на здоровье ребенка:
Недостаток витаминов, микроэлементов в рационе питания;
Неблагоприятная экологическая среда, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм приготовления и приема пищи;
Неправильный режим дня детей;
Гиподинамия;
Неблагополучная семья;
Учебно-психологические нагрузки;
Разрушительное воздействие системы образования на здоровье школьников:
Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
Недостаток физической активности учащихся;
Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
Неправильная организация питания учащихся в школьной столовой;
Недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
1.2 Принципы здоровье сберегающей педагогики.
Здоровье сберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её отличительная особенность – приоритет здоровья, грамотная забота о здоровье учеников, как обязательном условии ведения образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровье сберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье детей, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, воспитание у них и у учителей культуры здоровья.
1. Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
2. Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
3. Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.
4. Принцип открытости функциональных и методических действий: все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.
5.Принцип объективной оценки конечного результата: один из главных принципов, лежащих в основе здоровьесберегающих образовательных технологий; только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.
6.Принцип преемственности и завершенности: данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре; на каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
7.Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании: широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности.
8.Принцип оптимизации: данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.