Файл: Школы, способствующие укреплению здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

        Воспитание детей в общеобразовательном учреждении рассматривается как одно из направлений в становлении личности ребенка,  его духовных и физических качеств. В рамках реализации программы  в плане школы заложены основные задачи и условия её реализации, направленные на повышение уровня образования в области здоровьесбережения  учащихся и учителей:

Организация педагогического процесса в школе в соответствии с основными требованиями о здоровье детей и подростков; Повышение компетентности педагогического состава школы в области применения здоровье сберегающих технологий, создание психологически комфортных микроклимата школы; Наработка механизмов духовно-нравственного взаимодействия семьи и педагогов школы; Организация проведения диагностики психосоматического и социального здоровья учащихся, ведение мониторинга здоровья учащихся, состоящих на диспансерном учете. Воспитание  у  учащихся культуры здоровья через самопознание, самооценку, самокоррекцию. Осуществление совместной профилактической работы школы поликлиниками

2.3 Организация и обеспечение реализации программы.

         Основное предназначение деятельности подпрограмм по здоровье сбережению в школе – формирование здорового пространства учащихся, ориентированное по направлениям:

Образование в области здоровья и здорового образа жизни; Физическое воспитание; Медицинская служба школы; Организация  питания учащихся школы; Социально-психологическая служба; Привлечение родителей, общественности города, района к формированию культуры здоровья  учащихся.

       Компонентом обеспечения организационно-управленческого  обеспечения реализации  программ в школе является   взаимодействие учреждения с городскими, районными отделами образования, с медицинскими учреждениями городов районов, физкультурно-оздоровительными объектами (ДЮСШ, плавательный бассейн), активное участие в спортивных соревнованиях города, района.

2.4. Программно-методическое и информационное обеспечение.

        Реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школ. Разработка и реализация подпрограмм предполагает информационное и учебно-методическое обеспечение
, основными направлениями которых могут быть:

Изучение и анализ данных психологических исследований состояния здоровья детей школы (социально-психологичесая служба школы); Изучение и обобщение опыта отдельных педагогов, в т.ч. города и района в области  организации учебно-воспитательного процесса, включающих здоровье сберегающие технологии в ведение образовательного процесса; Разработка и реализация здоровье сберегающих подпрограмм здоровье сберегающих технологий: организация работы ученической агитационной бригады «ЗОЖ».

        Организация и проведение:

Психолого-аналитических исследований влияния учебной нагрузки на здоровье учащихся; Участие педагогов  в организации и проведении методических  (в  т.ч. дистанционных), семинаров, курсов повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения; Активное участие учителей в научно-практических конференциях, собраниях,  выставках по проблемам содержания и технологий обучения здоровому образу жизни; Создание и использование школьной видеотеки по проблемам наркомании, СПИДа, алкоголизма и курения, информационное обеспечение внеклассных мероприятий.

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

 

      Реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школ приведет к повышению статуса здорового образа жизни  как учащихся, так и учителей школы. Представленная информация  о важности здоровьесбережения, использовании  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, встречи с медицинскими работниками, психологами, мониторинг здоровья учащихся, занятость учащихся в   ДЮСШ, спортивных организациях города, района,  регулярные медицинские осмотры позволят:

Подготовить педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий, внедрить положительные результаты в практику; Организовать калорийное, витаминизированное питание в школьной столовой; Вести систематическую профилактическую работу школы с поликлиническими учреждениями города, района; Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся,  в т.ч. состоящих на диспансерном учете; Снизить общую картину заболеваемости простудными и др. заболеваниями, повысить общий уровень иммунитета у детей 1-11 классов; Сократить в среде подростков количество курящих; Совершенствовать систему физического воспитания, вовлекая в занятия спортом большее количество детей и подростков; Привлекать внимание учащихся и их родителей к вопросам здорового образа жизни, питания, физической активности. Режима сна и отдыха; Выпускникам школы овладеть знаниями о здоровом образе жизни и осознать ответственность за свое здоровье; Повысить уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения; Классному руководителю, учителю-предметнику  строить образовательно-воспитательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровье сберегающих технологий и повышение педагогической культуры.



 

Механизм отслеживания и критерии оценки эффективности.

 

Диагностический инструмент и методы:

                     наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья  учащихся;

                     ежедневный контроль организации работы и приготовления пищи в школьной столовой;

                     проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся 1-11х классов  совместно с поликлиниками;

                     проведение микроисследований в области соблюдения ЗОЖ (оценки отношения учащихся к предметам, процессу обучения в школе в целом путем анкетирования, опроса, наблюдения);

                     анализ полученной педагогической и медико-психологической информации с целью  коррекции и дальнейшей разработки здоровье сберегающего сопровождения образовательного процесса;

                     анализ контингента учащихся школы;

                     индивидуальное консультирование классных руководителей  1-х классов.

                     проведение методического совещания с классными руководителями 1-х классов по вопросам   организации процесса адаптации учащихся и проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 2-4 классов.

                     ознакомление классных руководителей 1-х классов с особенностями развития учащихся с целью ускорения адаптации

                     деятельность по реализации программы психолого-педагогической преемственности I и II ступеней обучения в школе (5-е классы).

                     проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам адаптации пятиклассников в среднем звене. 

                проведение индивидуальных консультаций для педагогов 1-х классов по результатам тестирования учащихся.

Критерии оценки эффективности.

Основными критериями эффективности являются: повышение индекса здоровья, уровень здоровья учащихся;  снижение заболеваемости; формирование межличностных отношений на основе взаимопониманий и взаимоуважений личности.

 

V.                Механизм реализации программы


 (Взаимодействие участников образовательного процесса)

Деятельность по направлениям
















Администрация школы

Структурные подразделения (объединения, службы, центры и т.д.)

Педагогический коллектив

Медицинские работники школы

Родители










Узкие специалисты

Педагоги-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования



















Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья обучающихся
















Соблюдение требований и контроль выполнения  санитарно-гигиенических требований согласно Санитарных правил от 16 августа 2017 года № 611» Санитарно - эпидемиологические требования к объектам образования»:

  • 1.санитарно-гигиеническое состояние школ, пищеблока, классных комнат, сан. узлов, мастерских, а также воздушный, световой, питьевой режим;

 

2.соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся, согласно рекомендаций, анализ школьного расписания, перегрузка учебными занятиями, дозировка домашнего задания, профилактика близорукости;

      3.рациональная организация образовательного процесса;

организация горячего питания учащихся.

 

Соблюдение санитарно-гигиенических требований согласно Санитарных правил в рамках своих компетенций.

 

 

 

 Планирование деятельности согласно Санитарных правил

 

 

 

Обеспечение необходимых учебных условий в семье.
















Выполнение предписаний Управления охраны общественного здоровья по санитарно-гигиеническому состоянию.

Ознакомление с нормативными документами (локальными актами)

 

Тесное взаимодействие с администрацией школ по улучшению санитарно-гигиенического состояния.

 
















Соблюдение правил, обеспечивающих санитарно-гигиеническое состояние школ

 
















 

 
















Оценка здоровьесберегающих гигиенических регламентов школьной среды.
















Совершенствование системы социально-психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей и подростков

 
















Разработка локальных актов, регулирующих социально-психолого-медико-педагогическое сопровождения развития детей и подростков.

Ознакомление с нормативными документами.

Соблюдение нормативных позиций, обеспечивающих социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение развития детей и подростков.
















Создание ПМПк. Разработка и утверждение Положения ПМПк.

Заключение договора с родителями о сопровождении уч-ся специалистами ПМПк.

Диагностика, профилактика  с участниками образовательного процесса.

Обследование детей, вновь поступивших в школу.

Заключение договора с родителями о сопровождении уч-ся специалистами ПМПк.










Разработка и выполнение программы взаимодействия участников образовательного процесса в рамках деятельности ПМПк.

Участие представителей Управляющего Совета в работе с семьями уч-ся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
















Разработка и выполнение программы по организации деятельности субъектов образовательного процесса в адаптационный период учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов согласно соответствующим требованиям к возрастным особенностям обучающихся.
















  • Создание условий и анализ протекания периода адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.

Проведение консультационной работы  и всеобуча для родителей об особенностях адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.

Психопрофилактика; диагностика детей, родителей, педагогов (индивидуальная и групповая); разработка индивидуальных образовательных маршрутов; консультирование родителей и педагогов (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

 
















Диагностика протекания периода адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.

 
















Разработка и выполнение программы по профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в том числе вследствие нарушения здоровья).
















Организация зон активно способствующих снятию психоэмоционального напряжения учащихся.

 
















 

Организация профилактической работы с родителями обучающихся.
















Внедрение системы оздоровления детей школах
















Создание организационно-педагогических условий для реализации здоровьесберегающих технологий.

 

 

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Обеспечение классных руководителей и узких специалистов полной информации об индивидуальных особенностях детей.







Разработка планов мероприятий, регулирующих оздоровительную деятельность в школах



















 

Ознакомление с нормативными документами.
















Ведение  банка данных  и мониторинг состояния здоровья обучающихся, заполнение Паспорта здоровья учащегося.
















Обеспечение образовательного процесса на основе педагогических технологий, авторских программ и методик, прошедших психолого- педагогическую и медицинскую экспертизы и соответствующие принципам педагогики здоровья.

Внедрение адаптивно-оздоровительных комплексов и оздоровительных физкультпауз для обучающихся и учителей-предметников, составление и проведение утренней гимнастики, коррекционно-развивающих занятий в режиме учебного дня.

Проведение лекций по профилактике школьного травматизма, профилактических бесед по оздоровлению обучающихся и педагогов.

 

Помощь родителей в выявлении причин заболевания, учете социальных и материальных условий жизни семьи.










Организация релаксационного  пространства.



















Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности.

Проведение консультационной работы  и всеобуча (Клуб родительского становления).
















Создание программы по самореализации учащихся в системе внеурочной деятельности.

Оказание консультативной помощи в проведении просветительской работы.

Обеспечение условий ведения здорового образа жизни и непосредственное участие в культурно-массовых оздоровительных мероприятиях.










 

Мониторинг «процесса» и результативности здоровьесберегающей деятельности школ

 

Количественная оценка эффективности здоровьесберегающего образовательного потенциала.

Медицинская помощь и поддержка, витаминизация, коррекция нарушений.

 Материальная и финансовая поддержка (на добровольной основе) программ оздоровления. Участие и проведение оздоровительных мероприятий,  конкурсной, научно-исследовательской, проектной деятельности.










Организация социального партнерства с различными учреждениями города, района в рамках здоровьесбережения.

 

Методическая  помощь в разработке и реализации программ оздоровления детей.

Медицинское сопровождение по профилактике, закаливанию, иммунизации.










Организация отдыха и оздоровления детей в летний период.

 



















Формирование отрядов пришкольного лагеря на принципах дифференцированного подхода и с учетом состояния здоровья учащихся.













Оздоровительная работа с педагогами
















Создание условий для профилактики эмоционального и профессионального выгораний.

Разработка и реализация  программы профилактики эмоционального и профессионального выгораний для педагогов.

 
















Организация деятельности клуба  здоровья для педагогов.

Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам «Ученик – учитель».

 













Тренинговые формы работы.



















Подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров по проблемам охраны здоровья и использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
















Организация обучения педагогических работников

Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта здоровьесберегающей деятельности педагогов

Семинары, открытые мероприятия по организации работы с детьми

 

 










Посещение уроков и внеклассных мероприятий, консультирование, анализ документации, отчетных материалов и педагогической деятельности по отбору оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению здоровья учащихся.



















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

VI.             Критерии оценки достижения результатов. Шаги реализации программы



Действия

Смысл

Участники

Сроки

Проведение мониторинга  состояния здоровья каждого ученика

Фиксация показателей состояния здоровья с целью своевременного выявления причин возможного ухудшения, корректировка дальнейших действий по организации здровьесбережения конкретного ученика. Выявление факторов возможных рисков по сохранению здоровья учащегося

Все учащиеся школы

2 раза в год, ноябрь,

апрель

Создание Электронного  паспорта здоровья каждого ученика

Фиксация показателей состояния здоровья в течение всего периода обучения, комплексный и наглядный документ, отражающий реальное состояние здоровья. Создание условий для выявления динамики  состояния здоровья.

Все учащиеся школы

Заполнение ежегодно в сентябре, ведение Электронного паспорта  в течение всего обучения в школе

Анкетирование учеников и родителей с целью выявления отношения к ЗОЖ,  уровня компетенции  по данному вопросу

Оценка эффективности проведения профилактической просветительской работы в области здоровьесбережения.

Все учащиеся школы, родители (опекуны)

1 раз в год

 

Качественный показатель

Количественный показатель

2019-20 г

2020-21 г

Сохранение  состояния физического здоровья детей

96%

98%

Сохранение состояния психического здоровья детей

90%

95%

Повышение общего уровня информированности по вопросам здоровьесбережения среди родителей

67%

75%

Повышение общего уровня информированности по вопросам здоровьесбережения среди педагогов

100%

100%

Повышение общего уровня информированности по вопросам здоровьесбережения среди детей

58%

67%

Увеличение количества детей, реально занимающихся физической культурой и спортом

83%

95%

Увеличение количества детей, охваченных горячим питанием

70%

85%