ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Воспитание детей в общеобразовательном учреждении рассматривается как одно из направлений в становлении личности ребенка, его духовных и физических качеств. В рамках реализации программы в плане школы заложены основные задачи и условия её реализации, направленные на повышение уровня образования в области здоровьесбережения учащихся и учителей:
Организация педагогического процесса в школе в соответствии с основными требованиями о здоровье детей и подростков; Повышение компетентности педагогического состава школы в области применения здоровье сберегающих технологий, создание психологически комфортных микроклимата школы; Наработка механизмов духовно-нравственного взаимодействия семьи и педагогов школы; Организация проведения диагностики психосоматического и социального здоровья учащихся, ведение мониторинга здоровья учащихся, состоящих на диспансерном учете. Воспитание у учащихся культуры здоровья через самопознание, самооценку, самокоррекцию. Осуществление совместной профилактической работы школы поликлиниками
2.3 Организация и обеспечение реализации программы.
Основное предназначение деятельности подпрограмм по здоровье сбережению в школе – формирование здорового пространства учащихся, ориентированное по направлениям:
Образование в области здоровья и здорового образа жизни; Физическое воспитание; Медицинская служба школы; Организация питания учащихся школы; Социально-психологическая служба; Привлечение родителей, общественности города, района к формированию культуры здоровья учащихся.
Компонентом обеспечения организационно-управленческого обеспечения реализации программ в школе является взаимодействие учреждения с городскими, районными отделами образования, с медицинскими учреждениями городов районов, физкультурно-оздоровительными объектами (ДЮСШ, плавательный бассейн), активное участие в спортивных соревнованиях города, района.
2.4. Программно-методическое и информационное обеспечение.
Реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школ. Разработка и реализация подпрограмм предполагает информационное и учебно-методическое обеспечение
, основными направлениями которых могут быть:
Изучение и анализ данных психологических исследований состояния здоровья детей школы (социально-психологичесая служба школы); Изучение и обобщение опыта отдельных педагогов, в т.ч. города и района в области организации учебно-воспитательного процесса, включающих здоровье сберегающие технологии в ведение образовательного процесса; Разработка и реализация здоровье сберегающих подпрограмм здоровье сберегающих технологий: организация работы ученической агитационной бригады «ЗОЖ».
Организация и проведение:
Психолого-аналитических исследований влияния учебной нагрузки на здоровье учащихся; Участие педагогов в организации и проведении методических (в т.ч. дистанционных), семинаров, курсов повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения; Активное участие учителей в научно-практических конференциях, собраниях, выставках по проблемам содержания и технологий обучения здоровому образу жизни; Создание и использование школьной видеотеки по проблемам наркомании, СПИДа, алкоголизма и курения, информационное обеспечение внеклассных мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школ приведет к повышению статуса здорового образа жизни как учащихся, так и учителей школы. Представленная информация о важности здоровьесбережения, использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, встречи с медицинскими работниками, психологами, мониторинг здоровья учащихся, занятость учащихся в ДЮСШ, спортивных организациях города, района, регулярные медицинские осмотры позволят:
Подготовить педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий, внедрить положительные результаты в практику; Организовать калорийное, витаминизированное питание в школьной столовой; Вести систематическую профилактическую работу школы с поликлиническими учреждениями города, района; Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся, в т.ч. состоящих на диспансерном учете; Снизить общую картину заболеваемости простудными и др. заболеваниями, повысить общий уровень иммунитета у детей 1-11 классов; Сократить в среде подростков количество курящих; Совершенствовать систему физического воспитания, вовлекая в занятия спортом большее количество детей и подростков; Привлекать внимание учащихся и их родителей к вопросам здорового образа жизни, питания, физической активности. Режима сна и отдыха; Выпускникам школы овладеть знаниями о здоровом образе жизни и осознать ответственность за свое здоровье; Повысить уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения; Классному руководителю, учителю-предметнику строить образовательно-воспитательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровье сберегающих технологий и повышение педагогической культуры.
Механизм отслеживания и критерии оценки эффективности.
Диагностический инструмент и методы:
наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья учащихся;
ежедневный контроль организации работы и приготовления пищи в школьной столовой;
проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся 1-11х классов совместно с поликлиниками;
проведение микроисследований в области соблюдения ЗОЖ (оценки отношения учащихся к предметам, процессу обучения в школе в целом путем анкетирования, опроса, наблюдения);
анализ полученной педагогической и медико-психологической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки здоровье сберегающего сопровождения образовательного процесса;
анализ контингента учащихся школы;
индивидуальное консультирование классных руководителей 1-х классов.
проведение методического совещания с классными руководителями 1-х классов по вопросам организации процесса адаптации учащихся и проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 2-4 классов.
ознакомление классных руководителей 1-х классов с особенностями развития учащихся с целью ускорения адаптации
деятельность по реализации программы психолого-педагогической преемственности I и II ступеней обучения в школе (5-е классы).
проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам адаптации пятиклассников в среднем звене.
проведение индивидуальных консультаций для педагогов 1-х классов по результатам тестирования учащихся.
Критерии оценки эффективности.
Основными критериями эффективности являются: повышение индекса здоровья, уровень здоровья учащихся; снижение заболеваемости; формирование межличностных отношений на основе взаимопониманий и взаимоуважений личности.
V. Механизм реализации программы
(Взаимодействие участников образовательного процесса)
VI. Критерии оценки достижения результатов. Шаги реализации программы
Воспитание детей в общеобразовательном учреждении рассматривается как одно из направлений в становлении личности ребенка, его духовных и физических качеств. В рамках реализации программы в плане школы заложены основные задачи и условия её реализации, направленные на повышение уровня образования в области здоровьесбережения учащихся и учителей:
Организация педагогического процесса в школе в соответствии с основными требованиями о здоровье детей и подростков; Повышение компетентности педагогического состава школы в области применения здоровье сберегающих технологий, создание психологически комфортных микроклимата школы; Наработка механизмов духовно-нравственного взаимодействия семьи и педагогов школы; Организация проведения диагностики психосоматического и социального здоровья учащихся, ведение мониторинга здоровья учащихся, состоящих на диспансерном учете. Воспитание у учащихся культуры здоровья через самопознание, самооценку, самокоррекцию. Осуществление совместной профилактической работы школы поликлиниками
2.3 Организация и обеспечение реализации программы.
Основное предназначение деятельности подпрограмм по здоровье сбережению в школе – формирование здорового пространства учащихся, ориентированное по направлениям:
Образование в области здоровья и здорового образа жизни; Физическое воспитание; Медицинская служба школы; Организация питания учащихся школы; Социально-психологическая служба; Привлечение родителей, общественности города, района к формированию культуры здоровья учащихся.
Компонентом обеспечения организационно-управленческого обеспечения реализации программ в школе является взаимодействие учреждения с городскими, районными отделами образования, с медицинскими учреждениями городов районов, физкультурно-оздоровительными объектами (ДЮСШ, плавательный бассейн), активное участие в спортивных соревнованиях города, района.
2.4. Программно-методическое и информационное обеспечение.
Реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школ. Разработка и реализация подпрограмм предполагает информационное и учебно-методическое обеспечение
, основными направлениями которых могут быть:
Изучение и анализ данных психологических исследований состояния здоровья детей школы (социально-психологичесая служба школы); Изучение и обобщение опыта отдельных педагогов, в т.ч. города и района в области организации учебно-воспитательного процесса, включающих здоровье сберегающие технологии в ведение образовательного процесса; Разработка и реализация здоровье сберегающих подпрограмм здоровье сберегающих технологий: организация работы ученической агитационной бригады «ЗОЖ».
Организация и проведение:
Психолого-аналитических исследований влияния учебной нагрузки на здоровье учащихся; Участие педагогов в организации и проведении методических (в т.ч. дистанционных), семинаров, курсов повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения; Активное участие учителей в научно-практических конференциях, собраниях, выставках по проблемам содержания и технологий обучения здоровому образу жизни; Создание и использование школьной видеотеки по проблемам наркомании, СПИДа, алкоголизма и курения, информационное обеспечение внеклассных мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школ приведет к повышению статуса здорового образа жизни как учащихся, так и учителей школы. Представленная информация о важности здоровьесбережения, использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, встречи с медицинскими работниками, психологами, мониторинг здоровья учащихся, занятость учащихся в ДЮСШ, спортивных организациях города, района, регулярные медицинские осмотры позволят:
Подготовить педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий, внедрить положительные результаты в практику; Организовать калорийное, витаминизированное питание в школьной столовой; Вести систематическую профилактическую работу школы с поликлиническими учреждениями города, района; Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся, в т.ч. состоящих на диспансерном учете; Снизить общую картину заболеваемости простудными и др. заболеваниями, повысить общий уровень иммунитета у детей 1-11 классов; Сократить в среде подростков количество курящих; Совершенствовать систему физического воспитания, вовлекая в занятия спортом большее количество детей и подростков; Привлекать внимание учащихся и их родителей к вопросам здорового образа жизни, питания, физической активности. Режима сна и отдыха; Выпускникам школы овладеть знаниями о здоровом образе жизни и осознать ответственность за свое здоровье; Повысить уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения; Классному руководителю, учителю-предметнику строить образовательно-воспитательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровье сберегающих технологий и повышение педагогической культуры.
Механизм отслеживания и критерии оценки эффективности.
Диагностический инструмент и методы:
наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья учащихся;
ежедневный контроль организации работы и приготовления пищи в школьной столовой;
проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся 1-11х классов совместно с поликлиниками;
проведение микроисследований в области соблюдения ЗОЖ (оценки отношения учащихся к предметам, процессу обучения в школе в целом путем анкетирования, опроса, наблюдения);
анализ полученной педагогической и медико-психологической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки здоровье сберегающего сопровождения образовательного процесса;
анализ контингента учащихся школы;
индивидуальное консультирование классных руководителей 1-х классов.
проведение методического совещания с классными руководителями 1-х классов по вопросам организации процесса адаптации учащихся и проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 2-4 классов.
ознакомление классных руководителей 1-х классов с особенностями развития учащихся с целью ускорения адаптации
деятельность по реализации программы психолого-педагогической преемственности I и II ступеней обучения в школе (5-е классы).
проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам адаптации пятиклассников в среднем звене.
проведение индивидуальных консультаций для педагогов 1-х классов по результатам тестирования учащихся.
Критерии оценки эффективности.
Основными критериями эффективности являются: повышение индекса здоровья, уровень здоровья учащихся; снижение заболеваемости; формирование межличностных отношений на основе взаимопониманий и взаимоуважений личности.
V. Механизм реализации программы
(Взаимодействие участников образовательного процесса)
Деятельность по направлениям | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Администрация школы | Структурные подразделения (объединения, службы, центры и т.д.) | Педагогический коллектив | Медицинские работники школы | Родители | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Узкие специалисты | Педагоги-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья обучающихся | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдение требований и контроль выполнения санитарно-гигиенических требований согласно Санитарных правил от 16 августа 2017 года № 611» Санитарно - эпидемиологические требования к объектам образования»:
2.соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся, согласно рекомендаций, анализ школьного расписания, перегрузка учебными занятиями, дозировка домашнего задания, профилактика близорукости; 3.рациональная организация образовательного процесса; организация горячего питания учащихся. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований согласно Санитарных правил в рамках своих компетенций. Планирование деятельности согласно Санитарных правил | Обеспечение необходимых учебных условий в семье. | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Выполнение предписаний Управления охраны общественного здоровья по санитарно-гигиеническому состоянию. | Ознакомление с нормативными документами (локальными актами) | | Тесное взаимодействие с администрацией школ по улучшению санитарно-гигиенического состояния. | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||
Соблюдение правил, обеспечивающих санитарно-гигиеническое состояние школ | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Оценка здоровьесберегающих гигиенических регламентов школьной среды. | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Совершенствование системы социально-психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей и подростков | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Разработка локальных актов, регулирующих социально-психолого-медико-педагогическое сопровождения развития детей и подростков. | Ознакомление с нормативными документами. Соблюдение нормативных позиций, обеспечивающих социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение развития детей и подростков. | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Создание ПМПк. Разработка и утверждение Положения ПМПк. Заключение договора с родителями о сопровождении уч-ся специалистами ПМПк. | Диагностика, профилактика с участниками образовательного процесса. | Обследование детей, вновь поступивших в школу. | Заключение договора с родителями о сопровождении уч-ся специалистами ПМПк. | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Разработка и выполнение программы взаимодействия участников образовательного процесса в рамках деятельности ПМПк. | Участие представителей Управляющего Совета в работе с семьями уч-ся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Разработка и выполнение программы по организации деятельности субъектов образовательного процесса в адаптационный период учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов согласно соответствующим требованиям к возрастным особенностям обучающихся. | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
| Проведение консультационной работы и всеобуча для родителей об особенностях адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. | Психопрофилактика; диагностика детей, родителей, педагогов (индивидуальная и групповая); разработка индивидуальных образовательных маршрутов; консультирование родителей и педагогов (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая). | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||
Диагностика протекания периода адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Разработка и выполнение программы по профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в том числе вследствие нарушения здоровья). | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Организация зон активно способствующих снятию психоэмоционального напряжения учащихся. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| Организация профилактической работы с родителями обучающихся. | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Внедрение системы оздоровления детей школах | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Создание организационно-педагогических условий для реализации здоровьесберегающих технологий. | Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Обеспечение классных руководителей и узких специалистов полной информации об индивидуальных особенностях детей. | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Разработка планов мероприятий, регулирующих оздоровительную деятельность в школах | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| Ознакомление с нормативными документами. | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Ведение банка данных и мониторинг состояния здоровья обучающихся, заполнение Паспорта здоровья учащегося. | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение образовательного процесса на основе педагогических технологий, авторских программ и методик, прошедших психолого- педагогическую и медицинскую экспертизы и соответствующие принципам педагогики здоровья. | Внедрение адаптивно-оздоровительных комплексов и оздоровительных физкультпауз для обучающихся и учителей-предметников, составление и проведение утренней гимнастики, коррекционно-развивающих занятий в режиме учебного дня. | Проведение лекций по профилактике школьного травматизма, профилактических бесед по оздоровлению обучающихся и педагогов. | Помощь родителей в выявлении причин заболевания, учете социальных и материальных условий жизни семьи. | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Организация релаксационного пространства. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности. | Проведение консультационной работы и всеобуча (Клуб родительского становления). | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Создание программы по самореализации учащихся в системе внеурочной деятельности. | Оказание консультативной помощи в проведении просветительской работы. | Обеспечение условий ведения здорового образа жизни и непосредственное участие в культурно-массовых оздоровительных мероприятиях. | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Мониторинг «процесса» и результативности здоровьесберегающей деятельности школ Количественная оценка эффективности здоровьесберегающего образовательного потенциала. | Медицинская помощь и поддержка, витаминизация, коррекция нарушений. | Материальная и финансовая поддержка (на добровольной основе) программ оздоровления. Участие и проведение оздоровительных мероприятий, конкурсной, научно-исследовательской, проектной деятельности. | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Организация социального партнерства с различными учреждениями города, района в рамках здоровьесбережения. | Методическая помощь в разработке и реализации программ оздоровления детей. | Медицинское сопровождение по профилактике, закаливанию, иммунизации. | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Организация отдыха и оздоровления детей в летний период. | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Формирование отрядов пришкольного лагеря на принципах дифференцированного подхода и с учетом состояния здоровья учащихся. | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
Оздоровительная работа с педагогами | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Создание условий для профилактики эмоционального и профессионального выгораний. | Разработка и реализация программы профилактики эмоционального и профессионального выгораний для педагогов. | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности клуба здоровья для педагогов. | Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам «Ученик – учитель». | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Тренинговые формы работы. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
Подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров по проблемам охраны здоровья и использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
Организация обучения педагогических работников | Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта здоровьесберегающей деятельности педагогов | Семинары, открытые мероприятия по организации работы с детьми | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Посещение уроков и внеклассных мероприятий, консультирование, анализ документации, отчетных материалов и педагогической деятельности по отбору оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению здоровья учащихся. | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | |
VI. Критерии оценки достижения результатов. Шаги реализации программы
Действия | Смысл | Участники | Сроки |
Проведение мониторинга состояния здоровья каждого ученика | Фиксация показателей состояния здоровья с целью своевременного выявления причин возможного ухудшения, корректировка дальнейших действий по организации здровьесбережения конкретного ученика. Выявление факторов возможных рисков по сохранению здоровья учащегося | Все учащиеся школы | 2 раза в год, ноябрь, апрель |
Создание Электронного паспорта здоровья каждого ученика | Фиксация показателей состояния здоровья в течение всего периода обучения, комплексный и наглядный документ, отражающий реальное состояние здоровья. Создание условий для выявления динамики состояния здоровья. | Все учащиеся школы | Заполнение ежегодно в сентябре, ведение Электронного паспорта в течение всего обучения в школе |
Анкетирование учеников и родителей с целью выявления отношения к ЗОЖ, уровня компетенции по данному вопросу | Оценка эффективности проведения профилактической просветительской работы в области здоровьесбережения. | Все учащиеся школы, родители (опекуны) | 1 раз в год |
Качественный показатель | Количественный показатель | |
2019-20 г | 2020-21 г | |
Сохранение состояния физического здоровья детей | 96% | 98% |
Сохранение состояния психического здоровья детей | 90% | 95% |
Повышение общего уровня информированности по вопросам здоровьесбережения среди родителей | 67% | 75% |
Повышение общего уровня информированности по вопросам здоровьесбережения среди педагогов | 100% | 100% |
Повышение общего уровня информированности по вопросам здоровьесбережения среди детей | 58% | 67% |
Увеличение количества детей, реально занимающихся физической культурой и спортом | 83% | 95% |
Увеличение количества детей, охваченных горячим питанием | 70% | 85% |