Файл: Школы, способствующие укреплению здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9.Принцип совместной профессиональной деятельности: предполагает, что построение открытой здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирование единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов учреждения.

10.              Принцип командного взаимодействия (кооперации): предполагает создание единой команды специалистов общеобразовательного учреждения, способной принципиально изменить качество образовательной среды на основе целенаправленности, мотивированности, распределение функций и ответственности, взаимной обусловленности действий, подчиненности определенному порядку деятельности, единого пространственно-временного функционирования участников.

11.              Принцип сетевого взаимодействия: требует выстраивания взаимосвязей между образовательными учреждениями города, района, создание единого коммуникационного пространства.

12.              Принцип социального партнерства: выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности общеобразовательных учреждений с родителями обучающихся, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса;  усилении общественно-государственного управления общеобразовательного учреждения.

 

Здоровьесберегающая организация учебного процесса осуществляется через:

         Мониторинг здоровья учащихся

         Интеграция предмета и здоровье сбережения

         Учет анатомо-физиологических особенностей возраста детей

         Личностно-ориентированный подход в обучении

         Формирование представлений, а не передача зданий

         Предупреждение переутомления учащихся

         Позитивные воздействия и успешность урока

         Оценка не только по результату, но и по процессу его достижения

         Высокий уровень общей и коммуникативной культуры учителя

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке – сердцевина здоровье сберегающей  педагогики.



1.3  Применение здоровье сберегающих технологий.

            Здоровье сберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровье сберегающей педагогики.

            Здоровье образовательные технологии – это качественная характеристика любой образовательной технологии,  её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Здоровьесбережение по определению не может быть основной целью образовательного процесса, может быть только условием, одной из задач, связанных с достижением главной цели. 

              Понятие здоровье сберегающие  образовательные технологии появились в педагогическом лексиконе в последние несколько лет  и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования «как учить?», то сточки зрения здоровье сбережения,  учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью ни ученику, ни учителю.

    Задачи здоровье сберегающих технологий:

         Сохранение и укрепление здоровья учащихся

         Организация качественного обучения, развития и воспитания подрастающего поколения без ущерба для физического и духовного здоровья.

                     Полноценная подготовка ребенка к самостоятельной жизни

            Приобщение к здоровье сберегающей педагогике  через:

Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся Овладение необходимыми здоровье сберегающими технологиями.

1.4  Урок –  главное поле реализации здоровье сберегающих технологий  и  педагогического мастерства.

        На уроке определены три группы задач
, связанных с проблемой здоровья:

        Диагностические (проветрено ли помещение, не мешает шум,  достаточно света т.д.)

       Коррекционные (решаются в широком диапазоне действия – скорректировать неправильную позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, дать творческое задание), проводится мягко, участливо, доброжелательно. 

                                                               Современные технологии обучения:

Педагогика сотрудничества (гармонично ориентирована на личностные структуры, предлагает творческий, проблемно-поисковый метод работы, обеспечивает все условия для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель педагогики – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы  и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности);

1.5  Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

Экологический фактор:

Видеоэкология (интерьер):

         Цветовая гамма школы, класса, столовой;

         Школьная и другая мебель;

Гигиенический фактор:

Правильная поза во время занятий, приема пищи; Воздушно-тепловой режим всех помещений; Уровень шума; Использование Технических средств обучения; Организация правильного питания школьников


        Обеспечение оптимальных гигиенических условий  в школе – важный момент здоровье сбережения. Их нарушения отражаются на всем, что происходит в школе.

         По результатам обследования общеобразовательных школ с использованием лабораторных методов исследования  в 6,3 % по освещенности, в 5,3% по микроклимату,  в 24,6 % по организации питания школьников установлено, что оптимизация  санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%.

         Использование столь передовых и актуальных новых средств обучения (ТСО), с  одной стороны, повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности. Но, с другой стороны, ТСО аудиовизуальные, видеоэкранные увеличивают объем информации, получаемой учащимися, по сравнению с обычными уроками. Наглядность компьютерных  средств обучения  повышает интерес учащихся к изучаемому материалу,  но возросший объем информации увеличивает нервное  напряжение учащихся, увеличивает темп работы, нагрузку на зрительный и слуховой анализаторы.  Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся  отмечается, главным образом, под влиянием:   

         Передач длительностью свыше 25-35 мин (в зависимости от предмета);

         Преобладание в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительного напряжения зрительного анализатора;

         Неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс; расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2м и далее 6м; засветка экрана солнечными лучами и т.д.);

          «Общение» с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, ученик испытывает стресс, а кратковременная сильная концентрация внимания вызывает  у детей выраженное переутомление.

 

Обеспечение программы.

2.1 Нормативно-правовое обеспечение.

Конвенция  ООН  о  правах ребенка  1989 г. Конституция РК ст.30 Закон РК «Об образовании» Закон РК «О физической культуре и спорте» Кодекс от 18 сентября 2009 года № 193 «О здоровье народа и системе здравоохранения»

2.2. Условия внедрения здоровье сберегающих технологий