Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии. Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 2.

  1. Гносеология:

- Дайте классическое определение понятия «истина», приведите примеры абсолютных и относительных истин.

- Раскройте сущность современных философских теорий истины (когерентной, конвенциональной и прагматической).

Истина - категория философии, обозначающая идеал знания и способ его достижения.

Критерий истины — способ, с помощью которого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения.

Все вопросы теории познания, так или иначе, концентрируются вокруг проблемы истины и ее критериев. В системе понятий, на которое опирается мировоззрение человека, понятие истины является одним из основных и стоит в общем ряду с «добром», «красотой», «справедливостью» и пр.

В истории философии существуют разные понимания истины и ее критериев: «Истина - это соответствие знаний действительности»; «Истина - это свойство самосогласованности знаний»; «Истина - это полезность знания, его эффективность»; «Истина - это соглашение».

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, отражено вклассическойили корреспондент - ской(от английского слова correspondence — соответствие) концепции истины. Именно с нее и начинается теоретическое исследование истины, первые попытки которого предприняли Платон и Аристотель. Позже классическое понимание истины разделяли: Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах и др.

Истина (правда, объективность, реальность, факт) - то, что существует на самом деле. Основное качество истины - она не зависит и не меняется от чьего-то мнения, веры, суждения или опыта. Например, солнце существует - это факт и истина. Кто-то может не видеть солнца, но это не значит, что солнце от этого исчезает или в чем-то меняется в своих свойствах.


Распространены представления о том, что любые суждения об истине одинаково хороши («все истинно») - как первая крайность - и что истины не существует вообще («все иллюзия, воображение») - как вторая крайность.

Концепция полного отрицания истины также неверна, поскольку само это утверждение также становится неверным таким образом. Если бы истины не существовало, то об этом нельзя было бы и сказать. Но сказать можно, поэтому истина существует.

Истина - такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятия лжи.

В своей классической форме вопрос об истине - проблема о соотношении мышления и бытия, сознания и объективного мира.

Истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. «… истину говорит тот, кто считает разъединенное - разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами».

В классическом смысле истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом: истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Покоится на основоположениии эпистемологического реализма и исходили из допущения о существовании объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью.

Религиозная концепция: истина - это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие).

В иудаизме истина - это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от Бога и изложенным в Талмуде, который охватывает. Во многом аналогичной позиции придерживались сторонники ислама, убежденные в том, что слова, донесенные до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана - это ключ к блаженному существованию после смерти. Отступление от данных слов неминуемо ведет к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина - это спасительный Закон.



Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа, который изрёк: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Этим подчеркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи - вечной смерти и небытию. Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина - это спасительная Личность.

Теория истины как очевидности: истина - это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль).

Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк).

Критериями истины в классической концепции истины являются: соответствие и действительность. Под действительностью в данной концепции подразумевается как объективная реальность, так и субъективный мир человека. Соответствие знаний объектам и предметам трактовалось как их адекватное воспроизведение в сознании человека. Основные принципы классической концепции истины были связаны с гносеологическим оптимизмом, который допускал существование объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. В качестве основных положений корреспондентского понимания истины выделяют следующие:

1) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

2) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

3) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

4) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.

В процессе своего исторического развития в классической концепции истины обнаружились проблемы, её основные постулаты были критически переосмыслены и появились альтернативные, неоклассичсские концепции истины.

Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia - сцепление, связь) - концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво. Например, положение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. Истоки данной теории можно обнаружить еще в античности у Парменида и Зенона, которые считали, что соответствие мысли действительности может быть удостоверено не путем наблюдений, которые не дают достоверного знания, а лишь путем установления непротиворечивости знаний. Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. Вместе с тем непротиворечивость идеи гарантирует правильное описание ею реального положения вещей.


В XX в. представитель неопозитивизма О. Нейрат считал, что истинность научного знания заключается не в том, что это знание соответствует действительности или какой-то другой части знания, истинность которой носит абсолютный характер, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности, или когерентности, является тем референтом, к которому относится понятие истины.

Прагматическая концепция истины (грсч. pragma - дело, действие) - концепция, принимающая за критерий истинны се практическую полезность. Сторонники этого понимания - Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен утверждают, что реальность внешнего мира недоступна для человека, поскольку человек непосредственно имеет дело как раз со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, - это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которые можно назвать истинными. В прагматизме подчеркивается роль практической активности познания, а эмпиризм рассматривается как альтернатива рационалистической созерцательности. Нельзя ограничиваться только теоретическими рассуждениями, необходимо на деле проверять суждения на истинность и ложность. Истинная идея - та, которая выполняет свою функцию, которая работает; ложная идея - та, которая этого не делает.

Конвенционалистская концепция истины (лат. conventio -соглашение) концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. Представители данной концепции истины - А. Пуанкаре, К. Айдуксвич, П. Дюгем и др. считали, что конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективный характер научных теорий. «Невозможно ничего знать, - пишет Пуанкаре, - но мы уже приступили и вынуждены действовать - так случайно мы фиксируем правила. Набор правил и называется наукой. Правила игры - произвольное соглашение, и мы могли бы принять противоположное соглашение, если бы оно не было хуже первого». Они полагали, что опыт является критерием истины. Сами эмпирические факты не создаются учеными, они предшествуют как грубый материал, а ученый должен создать из них факты науки.

В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективноличностных измерений сознания. Появляются герменевтическая, экзистенциальная и пр. трактовки истины. Сохраненная неоднозначность существующих подходов к проблеме истины еще раз подчеркивает тот факт, что она является одной из основных как для гносеологии, так и для всей философии в целом.



  1. Аксиология:

- Дайте определение понятию «ценность», приведите примеры не менее трёх типологий ценностей с примерами.

- Какова роль ценностей в жизни общества и личности?

Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.

В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).

Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества.

Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.