Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии. Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

Применяют следующие классификации видов ценностей:

по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные;

по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;

по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;

по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

Соответственно этому и духовный мир личности имеет свою иерархию. Формирование системы (иерархии) ценностей выступает условием становления личности посредством усвоения духовных констант культуры, обеспечивающих ее устойчивость и воспроизводство.

Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Существует множество типов ценностей, от самых общих - принятых большинством людей - до самых личных и интимных, присущих каждому человеку.

Все виды ценностей помогают сотрудничеству между людьми, делают возможным жизнь в обществе и направляют жизнь людей.

Универсальные ценности - те, которые считаются позитивными подавляющим большинством культур, стран и людей.

Некоторые примеры универсальных ценностей:

  • искренность: согласие или согласие между тем, о чем думают, что говорят, что чувствуется и что делается;

  • обязанность: это моральное обязательство отвечать за свои действия без принуждения нас, но за то, что «должно быть»;

  • справедливость: знай и прими, какая часть права, и отдай ему по праву;

  • свобода: способность действовать и мыслить в соответствии со своими критериями и волей, не нарушая прав других;

  • доброта: совершать добрые дела по отношению к другим людям;

  • честность: будьте верны правде, говорите и не скрывайте;

  • любовь: добродетель, которая позволяет вам испытывать и выражать чувства доброты, привязанности и сострадания;

  • дружба: чувство привязанности и близости между людьми, которые разделяют определенную близость;

  • я уважаю: принятие, внимание и деликатное отношение к людям, животным и окружающей среде благодаря признанию их качеств или достоинств;

  • уверенность: надежда, безопасность или акт веры одного человека по отношению к другому или своему окружению;

  • понимание: способность человека поставить себя на место другого и понять его точку зрения.



Человеческие ценности - те, которые считаются важными для человека или человека. Когда человек обладает какой-либо из этих ценностей, его называют «очень человечным». Вот некоторые общечеловеческие ценности:

  • солидарность;

  • толерантность;

  • дружелюбие;

  • скромность;

  • верность;

  • чувствительность.


Персональные качества - именно они помогают вести вас по жизни, строить ее, принимать решения и взаимодействовать с другими людьми. Они представляют собой смесь социокультурных, семейных и индивидуальных ценностей, последние созданы на основе уникального опыта.

Примеры:

- благодарность;

- дисциплина;

- терпение;

- постоянство;

- сочувствие;

- понимание;

- упорство.
Семейные ценности - ценности, присущие конкретной семье. Они происходят из верований, передаваемых из поколения в поколение. Например, родители в семье могут ценить настойчивость, уважение или семейные узы.

Примеры:

- семейная развязка;

- уважение к пожилым;

- дружелюбие;

- честность;

- солидарность;

- искренность.
Социокультурные ценности - это самый широкий набор убеждений, принятых обществом, которое разделяет общие коды.

Хотя есть универсальные ценности, такие как дружба, которые считаются положительными почти во всех странах, есть и другие, которые различаются от страны к стране. Например, жители страны в целом могут придавать большее значение религии и уважению. Жители другой страны, как правило, могут придавать большее значение свободе выражения мнений и развлечениям.

Примеры:

- патриотизм (есть страны более патриотичные, чем другие);

- религия / ценности религиозных обычаев;

- пунктуальность (есть страны, где люди более пунктуальны);

- щедрость;

- солидарность;

- семья (например, в странах Латинской Америки обычно больше ценится семья).

Моральные ценности

К осмыслению роли морали и нравственности обращались уже древние мыслители. Этика как наука о моральных ценностях появилась еще в античной философии. Первый систематизатор наук Аристотель выделил ее как одну из практических наук наряду с политикой. Сократ, призывая человека познать самого себя, выделял три главные общечеловеческие добродетели: умеренность – умение обуздывать страсти; храбрость – умение преодолевать опасности и мудрость – соблюдение законов человеческих и божественных. Вслед за ним Платон выделял также три основные добродетели (мудрость, мужество и благоразумие или воздержание), которые в совокупности ведут к четвертой – справедливости. Впоследствии трактаты на этическую тематику создавались на протяжении всей истории философии многими выдающимися мыслителями. Это – «Этика» Аристотеля и Спинозы, «Философия морали» Гегеля, «Душа человека» Э. Фромма и др.



Своих высочайших вершин учение о моральных ценностях достигает в русской религиозной философии XIX века в трудах Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и др. Согласно В. Соловьеву, человек становится человеком через переживание трех нравственных чувств – стыда (того, что испытывает человек по отношению к равному), жалости (того, что испытывает человек по отношению к низшему) и благоговения (того, что испытывает человек по отношению к высшему). Высшим же способом самообретения и самоутверждения человека является любовь как преодоление эгоизма.
Духовные ценности -  те, которые ценят нематериальные аспекты.

Примеры:

- религиозные убеждения;

- гармония;

- вера.
Эстетические ценности - ценности, относящиеся к красоте или уродству вещей.

Искусство - это пример эстетической ценности, на которую влияет красота или перспектива произведения.
Материальные ценности - это конкретные элементы, которые сосуществуют с людьми и помогают им выжить и жить более комфортно.

Эти ценности связаны с материальными благами, которые покрывают основные потребности, такие как одежда, еда, здоровье и отдых.

Говорят, что у кого-то есть «материальные ценности», когда он предпочитает вещи, которые можно купить или получить, чем духовность, дружбу или нематериальные ценности.
Интеллектуальные ценности - те, которые улучшают человека с точки зрения разума, интеллекта и памяти.

Примеры:

- Мудрость

- чтение

- Любопытство.
Политические ценности - это политические идеи, которые защищает человек.

Примеры:

- свобода;

- равенство;

- демократия.
Профессиональные или трудовые ценности  - это представления человека о том, как действовать в профессиональном контексте. Например, человек может думать, что работа должна быть ответственной и лояльной.

Примеры:

- верность;

- обязанность;

- креативность.
Ценности компании - это ценности, которые разделяются внутри компании, которые продвигаются так, чтобы их сотрудники имели их.

Примеры:

- сотрудничество;

- командная работа;

- коммуникация;

- инновации.

3. Философия истории:

- Дайте определения понятию «глобальные проблемы» и выделите причины их появления.

- Как называется организация, созданная для анализа и решения глобальных проблем?


- Какие типы глобальных проблем Вы знаете, приведите примеры проблем и предполагаемые варианты их решения.
Понятие «глобальный» (от лат. — шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб»  (Club of Rome - международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на стимулирование изучения глобальных проблем. Основана в 1968 году итальянским менеджером и общественным деятелем А. Печчеи). Термин «глобальный» стал использоваться для характеристики общепланетарных проблем.

Глобальные проблемы — это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

1. Отношения человека к природе порождают природно-социальныеглобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальныхглобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальныеглобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.


Ключевой проблемой, от решения которой зависят все остальные является проблема мирового социального и экономического развития. Ее содержание таково:

с одной стороны, неравномерность развития различных стран и регионов привела к социально-экономическому и политическому доминированию и диктату Западных государств, что ведет к несправедливому экономическому обмену в мировом масштабе и, следовательно, обнищанию менее развитых стран;

с другой стороны, сейчас происходит формирование основ постиндустриального общества и их борьба с элементами старого индустриального и доиндустриального обществ. Эти два момента могут привести к необратимым последствиям — безнадежному отставанию большинства народов мира от стран Запада.

Важнейшей проблемой является проблема войны и мира. Ее актуальность показал Н. Моисеев, обосновав возможность наступления «ядерной зимы» в результате конфликта с использованием современного оружия. Н. Моисеев также разрабатывал принцип коэволюции, согласно которому человечество способно выжить лишь в условиях совместного и согласованного существования общества и природы.

Глобализация

Понятие «глобализация» имеет различные трактовки:

Глобализация — это растущая взаимозависимость различных стран и регионов, экономическая и культурная интеграция человечества.

Глобализация — это универсализация производительных сил, экономических отношений и способов общения.

Глобализация — это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства в мировом масштабе на основе монетаризма и военно-политического гегемонизма.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего:

Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям:

Первая версия — теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон.

Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами.